Молдавский политический кризис достиг кульминации. Политическая борьба между двумя олигархическими кланами в лице бывшего первого вице-спикера парламента Влада Плахотнюка и экс-премьер-министра Влада Филата угрожает функционированию демократических институтов в стране и ставит под серьезную угрозу европейскую перспективу Кишинева за полгода до саммита Восточного партнерства в Вильнюсе.
Кризис, начавшийся с инцидента на так называемой VIP-охоте с участием генпрокурора и смертельным ранением одного из участников, за последние месяцы переместился со второго политического эшелона на первый. Несмотря на то что генеральный прокурор был единогласно уволен парламентом, тогдашний премьер-министр Влад Филат вышел из Альянса за европейскую интеграцию, состоящего из его собственной Либерально-демократической партии, Демократической партии (Мариана Лупу и Влада Плахотнюка) и Либеральной партии (Михая Гимпу), и объявил о желании создать новый альянс, но с другими условиями. А именно, с условием, что в новой коалиции Филат останется премьером, а Плахотнюк - вне правительственной обоймы.
Затем последовали "слитые" телефонные разговоры, в которых Филат давал указания блокировать счета бизнесмена, присоединившегося к Демпартии. А потом стала реальностью и отставка кабинета Филата, за которую проголосовали оппозиционная Компартия и партнер по коалиции Демпартия, а также несколько независимых депутатов.
После месячного перерыва президент Николай Тимофти вновь предложил кандидатуру Влада Филата на пост премьер-министра. Переговоры по новому Альянсу проходили в режиме строгой секретности. Единственная информация, предававшаяся огласке, - это новости о том, что все идет по плану: очень скоро будет создано новое парламентское большинство из старых участников коалиции, но при других условиях. Однако кроме поддержки Демпартии для такого результата была нужна и поддержка Либеральной партии Михая Гимпу, который заявил, что не будет голосовать за новое правительство с кандидатом на пост премьера В.Филатом. В результате Либеральная партия раскололась на две группы: одна выступает против кабинета во главе с Филатом, другая готова за него проголосовать.
Так или иначе, инсайдеры знали, что Филат и Плахотнюк договорились о будущем альянсе. Правда, при выполнении целого набора условий со стороны Плахотнюка. Все эти условия были выполнены партией Филата. А именно: в течение нескольких дней голосами демократов и либеральных демократов в парламенте, без консультаций с гражданским обществом, Венецианской комиссией и другими парламентскими группами были приняты законы о переходе от пропорциональной избирательной системы к смешанной, назначен нейтральный генпрокурор из гражданского общества, укреплен иммунитет директора Национального центра по борьбе с коррупцией, а гражданам с советскими паспортами было запрещено участвовать в выборах. В общем, было сделано все для того, чтобы создать благодатную почву для Демпартии на следующих выборах, поскольку смешанная система дает лучшие шансы партиям со значительными финансовыми ресурсами, а запрет пользоваться советскими паспортами направлен против избирателей Компартии.
Все законы были подписаны президентом в рекордно короткие сроки и опубликованы в официальном издании. Более того, Филат публично извинился перед Плахотнюком за коррупционные обвинения. Однако здесь и произошло самое интересное. В то время как все были почти уверены, что в Молдове вот-вот появится новое правительство, Конституционный суд решил проверить законность и правомерность временного назначения Филата в качестве кандидата на пост премьер-министра. За день до голосования суд неожиданно сделал вывод, что решение назначить Филата как в. и. о., так и кандидатом в премьеры, является неконституционным, поскольку парламент распустил правительство за коррупцию (против нескольких министров даже открыли уголовные дела), и оно уже не имеет доверия. Президенту пришлось назначить в. и. о. министра иностранных дел Юрия Лянкэ, соратника Филата.
Демократическая партия в целом и Плахотнюк лично, скорее всего, ожидали этого решения Конституционного суда. Более того, некоторые эксперты полагают, что Плахотнюк мог оказать влияние на суд, хотя никаких доказательств этому нет.
Так или иначе, Филат был в ярости. Всего за неделю либерал-демократы и коммунисты уволили однопартийца Плахотнюка, председателя парламента Мариана Лупу, а затем те же фракции приняли шесть законов, включая отмену ранее проголосованной смешанной системы и возврат к пропорциональной, повышение избирательного порога с 4% до 7%, восстановление права пользоваться советскими паспортами, расширение полномочий и. о. премьер-министра, перевод Национального центра антикоррупции в сферу ответственности правительства и возможность парламента отозвать судей Конституционного суда, если те теряют доверие. Более того, несколько депутатов из фракции либерал-демократов вдруг "вспомнили", что не голосовали за генпрокурора, объявили, что у того нет необходимого опыта, и впоследствии уволили.
Гражданское общество жестко отреагировало на голосование либерал-демократов и коммунистов. Евросоюз также не смолчал: в заявлении Фюле и Эштон "альянс" коммунистов и либерал-демократов был разнесен в пух и прах, а в адрес президента страны была высказано пожелание не подписывать некоторые из принятых законов. Это заявление ЕС стало наиболее резким документом относительно Молдовы за последние годы. Подобные комментарии сделали также Венецианская комиссия, Совет Европы и ОБСЕ.
Президент Николай Тимофти подписал все законы, кроме закона о возможности отозвать судей Конституционного суда. Министр Лянкэ был назначен кандидатом на должность премьер-министра и сегодня находится в поисках политической поддержки опять же у Демпартии, у части Либеральной партии и у беспартийных депутатов. Кроме того, Конституционный суд признал неконституционным расширение полномочий и. о. премьер-министра, отставку генпрокурора и нескольких либеральных министров. Все были восстановлены на своих должностях немедленно.
Что произошло в это время во внешнеполитической сфере Молдовы? В разгар кризиса свое внимание к республике повысила Россия. Вице-премьер и спецпредставитель РФ по Приднестровью даже не поленился лично прилететь в Кишинев на празднование 9 мая, чтобы напомнить, как Молдову ждут в Евразийском союзе. Кстати, у Рогозина в Молдове есть хороший тыл - это молдавские коммунисты, которые ждут не дождутся досрочных выборов. Кстати, именно поэтому они и голосуют за любой закон, способный создать все больше недоразумений между бывшими союзниками альянса. Более того, последний независимый соцопрос показывает, что Коммунистическая партия в случае внеочередных выборов получит 32,5%, Либеральная - 10,5%, Либерально-демократическая - 12,6% и Демократическая партия - всего 6,8%, что позволит коммунистам сформировать правительство самостоятельно.
Все, что творится сегодня в политической жизни Молдовы, - это де-факто отображение метафоры британского философа Гоббса о войне всех против всех, и самое главное - против всех граждан республики.
Объединенные действия коммунистов и либерал-демократов подорвали демократические институты в Молдове и негативно отразились на имидже республики в ЕС. В принципе, история успеха, о которой так много говорили в последние годы, была разрушена, а шансы Молдовы на триумф на саммите в Вильнюсе в виде парафирования Соглашения об ассоциации и рекомендации Еврокомиссии о переходе на безвизовый режим сократились до минимума.
Между тем в минувшие выходные еврокомиссар Штефан Фюле посетил Молдову, чтобы отпраздновать День Европы и примирить бывших участников альянса. Но никаких хороших новостей в ходе этого визита так и не прозвучало. Фюле даже не обмолвился о своей поддержке евроинтеграционных усилий Молдовы, как обычно делают европейские визитеры хотя бы для протокола. Видимо, тем самым Фюле дал понять, что происходящее в Молдове не имеет ничего общего с евроинтеграционными усилиями.
Стало также очевидно, что если Молдова в ближайшее время не вернется на путь истинный (то бишь демократический), то ЕС, скорее всего, будет выдвигать все новые и новые условия для продвижения двусторонних отношений, в частности, в том, что касается либерализации визового режима и подписания Соглашения об ассоциации после его парафирования, как это происходит сегодня в случае с Украиной.
Провал "историй успеха" Украины, Грузии, а теперь и Молдовы четко демонстрирует, что очень часто пиар-акции отдельных политиков и успехи в дипломатическом диалоге не имеют ничего общего с темпом внутренних реформ.
Для восточной политики Евросоюза события в Молдове означают то, что ему либо придется "родить" новую историю успеха в других странах Восточного партнерства, либо пересмотреть и обновить инструменты воздействия на участников этой инициативы. Молдова же сама должна сделать выбор между созданием нового правительства и досрочными выборами, которые приведут ее уже не к ЕС, а, скорее всего, к бывшему "старшему брату".