UA / RU
Поддержать ZN.ua

Миссии наблюдения: готовность номер один

Надежды тех, кто хочет честных выборов и ожидал, что международное сообщество пришлет на выборы 31 октября несколько тысяч своих наблюдателей, в какой-то мере оправдались...

Автор: Владимир Кравченко

Надежды тех, кто хочет честных выборов и ожидал, что международное сообщество пришлет на выборы 31 октября несколько тысяч своих наблюдателей, в какой-то мере оправдались. По данным на 20 октября, в Центризбиркоме зарегистрировалось 4028 иностранных наблюдателей, представляющих 28 международных организаций и 20 стран, за несколько дней до выборов они начали приезжать в Украину. А это означает, что у нас будет находиться одна из самых больших групп наблюдателей за выборами в Европе. Как замечают представители ряда международных организаций, этой цифрой количество наблюдателей не ограничится.

Многие сделали ставку на второй тур президентских выборов. Так, Эдиль Байсалов, сопредседатель миссии наблюдения ENEMO (Европейская сеть организаций, наблюдающих за выборами), утверждает, что на второй тур их организация готовится прислать около тысячи наблюдателей, в то время как 31 октября на выборах будет присутствовать только 75 человек.

Однако насколько иностранные наблюдатели будут ответственно выполнять свои непосредственные обязанности — мониторить выборы, наблюдая за тем, чтобы их проведение соответствовало украинскому законодательству и международным обязательствам, добровольно взятых на себя Украиной, а украинские граждане имели право свободно сделать выбор? С другой стороны, сможет ли столь огромное количество наблюдателей только лишь одним своим присутствием предотвратить нарушения на избирательных участках?

Увы, но на эти вопросы сложно ответить утвердительно. Сами наблюдатели признают, что их присутствие на избирательных участках в день выборов вовсе не гарантирует проявления нарушений и фальсификаций. «Мы можем только зафиксировать явные нарушения, да и то не все: соблюдается ли тайна голосования, проходит ли агитация, как идет подсчет голосов и т.д. Но основные-то нарушения проходят за пределами участков и задолго до дня выборов. Так что наше присутствие, это, скорее, моральная поддержка украинских избирателей», — говорит координатор миссии наблюдателей от Украинского конгрессового комитета Америки Остап Скрыпнык, акцентируя внимание на проблему с составлением списков избирателей.

Для нарушений слишком много возможностей. Хотя представители тех организаций, с которыми мы встречались, и декларируют, что будут охвачены все регионы Украины, наши собеседники все же признают, что многие наблюдатели вовсе не намерены ехать в украинскую глубинку, где как раз и ожидаются массовые нарушения, предпочитая прогуляться по Киеву или другому областному центру. Такое было уже не раз. «Наблюдатели сами выбирают те участки, которые они хотят посетить. Но, поскольку наблюдатели, которые входят в нашу миссию от СНГ, довольно высокопоставленные чиновники, они не всегда отправляются в дальние регионы», — признает представитель этой миссии Олег Кулеба.

Ряд наблюдателей из западных неправительственных организаций, в основном, кратковременные, приезжают в Украину за свой счет. И это также не способствует тому, чтобы они посещали отдаленные районы нашей страны. Эти люди могут просто ограничиться Киевом и Киевской областью. С сожалением надо признать, что практически не проходят консультации между миссиями официальных и неправительственных организаций, которые бы позволили равномерно распределить группы наблюдателей по всей Украине. (И это при том, что миссии наблюдателей официальных организаций — Европейского парламента, Парламентские ассамблеи Совета Европы, ОБСЕ, все же активно взаимодействуют.) Наши собеседники, объясняя подобное, ссылаются на несхожие методики работы своих организаций. Впрочем, в день выборов различные организации намерены поддерживать между собой неформальные контакты и информировать друг друга о наиболее проблемных участках.

К тому же, несмотря на большое количество людей, прибывших для мониторинга президентских выборов, избирательных участков больше раз в восемь. И группы не будут сидеть на одном участке с момента его открытия до завершения процедуры подсчета голосов. А «влияние наблюдателя определяется тем, на скольких участках он побывал и сколько времени там провел», заметил народный депутат Игорь Осташ. Впрочем, в этом случае, как правило, большую помощь оказывают местные наблюдатели, представители кандидатов в президенты, дотошно фиксирующие нарушения.

Надо еще учитывать и то, что некоторые иностранные организации не имеют своих долгосрочных миссий и посему не проводят мониторинг предвыборной кампании. В какой-то степени этот пробел заполняет обмен информацией между различными миссиями наблюдений, а также промежуточные отчеты ОБСЕ — организации, пользующейся авторитетом.

На этой неделе миссия долговременных наблюдателей из Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) выпустила свой последний, четвертый отчет. И все желающие могут ознакомиться с ним на веб-страничке БДИПЧ. Кстати, надо заметить, что Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, пожалуй, единственная миссия, которая публикует свои отчеты об избирательной кампании до выборов. Остальные организации, как, например, ENEMO, категорически отказываются официально говорить о конкретных нарушениях избирательного процесса до 1 ноября, предпочитая общие слова.

Впрочем, дипломатические представительства, сотрудники которых также аккредитовались в ЦВК как наблюдатели на президентских выборах, более конкретны в своих оценках и комментариях. За четыре дня до выборов свое заявление сделали главы дипломатических миссий стран-членов Европейского Союза. В нем, среди прочего, сказано: «нам прискорбно, что и по сегодняшний день избирательная кампания вызывает серьезное беспокойство, которое отражается во всех отчетах ОБСЕ о ходе кампании в отношении соблюдения Украиной всех соответствующих международных стандартов». Нарушениями демократических норм названы срыв демонстраций оппозиции, создание проблем для независимых СМИ, нападки на гражданские организации, злоупотребление административным ресурсом и другие серьезные нарушения, которые «вызывают сомнения по поводу курса правительства Украины в отношении его демократических обязательств перед ЕС».

Свои критические замечания в адрес власти высказали и миссии наблюдателей из СНГ. И это удивительно, особенно памятуя об их более чем лояльных оценках недавних выборов в Казахстане и Беларуси. Но если представитель миссии от СНГ Олег Кулеба был традиционно осторожен, ограничившись лишь констатацией того, что «много вопросов вызывают комиссии на избирательных участках и достоверность списков», то глава миссии CIS-EMO в Украине Алексей Кочетков высказался более резко. Ранее он уже сообщил журналистам, что готовность избиркомов в Украине крайне низкая. Особенно много нареканий у представителей этой организации вызвала подготовка комиссий в западных областях Украины — Львовской и Тернопольской: серьезные проблемы со списками, в избиркомах идет постоянная ротация, в одном избирательном округе 32 участка не имели списков, а некоторые комиссии вообще не работали. Напомним, что именно в западных областях проживают большинство сторонников Ющенко, в то время как на востоке и юге Украины много симпатиков Януковича.

В беседе с «ЗН» г-н Кочетков сообщил, что южные и восточные области Украины подготовлены к выборам значительно лучше западных. «В Одесской области наши наблюдатели также нашли нарушения, но они не такие серьезные, как в Львовской и Тернопольской: на востоке участки реально функционируют, а местная власть не оказывает саботажа. С такими проблемами со списками в России не сталкивались уже с 1999 года. На недавних парламентских выборах в Казахстане, где наша организация также проводила мониторинг выборов, власть сознательно вносила путаницу в списки, чтобы использовать административный ресурс на выборах», — говорит глава миссии CIS-EMO.

Впрочем, многие эксперты склонны полагать, что за подобной оценкой представителей CIS-EMO стоит нечто большее, чем просто желание указать на нарушения и недостатки подготовки к президентским выборам: в странах Содружества к наблюдателям от стран СНГ доверие изрядно подорвано, поскольку существуют проблемы с объективностью их оценок. Ведь в составе миссии наблюдения от СНГ очень много представителей властных структур стран-членов Содружества, заинтересованных в том, чтобы и в их странах оценка выборов со стороны эсэнгешной миссии была благоприятной. Так и в случае с CIS-EMO существуют более чем серьезные опасения, что их оценка готовности Украины к выборам вписывается в ту схему фальсификаций или отмены результатов голосования, которая на сегодняшний день представляется вполне реальным сценарием развития событий.