UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИР НЕ ЛЕГЧЕ ВОЙНЫ

Мало кто сомневался в том, что нынешнее лето на Ближнем Востоке будет очень и очень горячим. Для эт...

Автор: Максим Череда

Мало кто сомневался в том, что нынешнее лето на Ближнем Востоке будет очень и очень горячим. Для этого имелись две причины — намерение палестинцев провозгласить полную независимость своей автономии и вывод израильских войск из так называемой зоны безопасности на юге Ливана. Ожидалось, что оба эти события неизбежно будут сопровождаться насилием — слишком большую цену за утверждение своих интересов платила каждая из противоборствующих сторон в течение полувекового конфликта, чтобы так просто сейчас поступиться своими принципами.

ЛИВАНСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Казалось, что южноливанскую проблему решить будет легче всего. В соответствии с предвыборными обещаниями премьер-министра Израиля Эхуда Барака, израильская армия начала отход из Ливана добровольно. Одновременно стали покидать свои позиции и части марионеточной армии юга Ливана (АЮЛ), созданной и вооруженной Израилем. Это вроде бы устраивало как ливанцев, так и сирийцев, активно выступавших против присутствия израильских войск на ливанской территории. Не устраивало это только боевиков из исламистской группировки Хезболла.

Сперва все было хорошо. Впервые после 22 лет оккупации сотни ливанцев начали возвращаться в родные деревни. Разделенные два десятка лет назад семьи теперь воссоединялись, при этом многие встречали своих родственников впервые за много лет. Однако отход израильтян сопровождается не только этими трогательными событиями. Вместе с мирными жителями в оставляемые израильтянами и их союзниками населенные пункты стали входить и партизаны Хезболлы. И первое, что они начали делать, методично обыскивать дома в поисках солдат АЮЛ, которых не без основания считают предателями. Как пообещал представитель боевиков шейх Абдель Магид Аммар, в «освобожденных районах» будет проведена чистка, и все коллаборационисты будут переданы в руки «соответствующих государственных органов».

Но это оказалось не самым страшным. Поддерживающие Израиль арабы из АЮЛ в конце концов знали, на что шли. Куда более серьезные последствия будет иметь то, что после отхода израильтян и их союзников с юга Ливана подразделения Хезболлы окажутся менее чем в двух километрах от приграничных населенных пунктов на территории Израиля. Уже сейчас армейское командование рекомендует жителям этих городов находиться в бомбоубежищах, чтобы не подвергать свои жизни опасности, а в воздухе вынуждены дежурить боевые вертолеты.

И повод для таких мер безопасности имеется. Израильская артиллерия и авиация в течение последней недели вынуждена была неоднократно наносить удары по ливанской территории, чтобы хоть как-то удержать рвущихся вперед исламистов. А те, окрыленные успехами, уже на таясь обрушивали удары на своих отступающих врагов. На прошлой неделе впервые с 1967 года боевики Хезболлы обстреляли из артиллерии израильский радарный пост раннего предупреждения в спорном районе ферм Шебаа на Голанских высотах.

Скорее всего, этот район вскоре станет очередным очагом столкновений противоборствующих сторон. Ведь, по словам ливанских представителей, фермы Шебаа — место, где смыкаются границы Израиля, Ливана и Сирии, — являются частью ливанской территории. Однако израильтяне утверждают, что отвоевали этот район в 1967 году у Сирии и запланированный вывод войск его не затронет.

Это может дать повод Хезболле и далее наносить удары по северу Израиля и привести к новому циклу враждебных действий. Свое слово в этом споре мог бы сказать Дамаск. Но Сирия, долгое время вдохновлявшая исламистов на обстрелы севера Израиля с территории Ливана, сегодня без энтузиазма относится к выводу израильских войск. В свое время, в ходе израильско-сирийских консультаций обсуждался вопрос взятия сирийцами южноливанской территории под свой контроль после вывода оттуда вооруженных подразделений Израиля с целью недопущения активизации там деятельности Хезболлы. Но эта схема так и не заработала.

Эхуд Барак вынужден был даже направить Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану специальное послание, в котором «пожаловался» на то, что Сирия делает все возможное для предотвращения вывода израильских войск с юга Ливана. Он обвинил Дамаск в подготовке почвы для актов насилия, направленных против его страны после отвода израильских войск к границе. В этой связи Барак призвал генсека ООН оказать воздействие на Сирию, «чтобы предотвратить ненужное ухудшение ситуации и подрыв стабильности на Ближнем Востоке».

У сирийцев же был готов достойный ответ. Официальный Дамаск распространил заявление, согласно которому он отказывается предоставить Израилю гарантии безопасности его северных территорий до тех пор, пока последний не примет условий всеобъемлющего мира на основе освобождения всех арабских территорий, оккупированных во время войны 1967 года.

В общем, все пошло наперекосяк. И Эхуд Барак, как и его предшественники, на личном опыте убедился в том, что установление мира оказывается таким же непростым делом, как и ведение войны. Развитие событий по такому неблагоприятному сценарию вынудило его провести экстренное заседание Кабинета министров в узком составе. На встрече были одобрены действия премьера, и ему был выдан мандат на досрочный вывод войск из Ливана, который ранее планировалось завершить к седьмому июля. Военные не стали медлить и операцию по передислокации закончили уже к минувшей среде.

Чтобы смягчить последствия своего шага, Израиль рассчитывает на размещение в регионе дополнительных миротворческих сил. А Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан уже предложил Совету Безопасности план участия миротворческого контингента в урегулировании ситуации на юге Ливана. В представленном членам Совета докладе рекомендуется расширить находящийся в Ливане миротворческий контингент ООН (4,5 тысячи человек) до 5,6 тысячи. О безрадостных перспективах миротворцев в Ливане мы уже писали в прошлых номерах «ЗН», поэтому будем надеяться, что украинские «голубые каски» смогут избежать участи своих коллег из других стран, попавших в «ливанский котел».

ДЕНЬ ГНЕВА ПО-ПАЛЕСТИНСКИ

Для Израиля вывод из южного Ливана осложняется еще и тем, что Тель-Авив в последние дни вынужден практически вести борьбу на два фронта. На Западном Берегу и в секторе Газа в последние 10 дней прошли самые активные за два минувших года столкновения, в которых погибли пятеро палестинцев и около 600 человек получили ранения. Беспорядки достигли пика, когда арабы отмечали День гнева, установленный в память об убийстве 12 лет назад в Тунисе агентами израильских спецслужб одного из лидеров палестинского сопротивления Абу Джихада.

Тысячи палестинцев приняли участие в манифестациях протеста против отказа Израиля освободить 1650 палестинских заключенных. Участники демонстраций забрасывали бутылками с зажигательной смесью и камнями израильских солдат, которые в ответ использовали свои обычные средства — слезоточивый газ и резиновые пули. Эпицентры волнений находились в городах Вифлеем, Наблус, Дженин, Хеврон и на перекрестке Айош близ Рамаллаха, а также в Восточном Иерусалиме.

Командование израильской армии потребовало от палестинской полиции принять меры для прекращения волнений, пообещав в противном случае жестокое возмездие. Однако это не возымело действия. Когда же в результате пожара в машине, в которую была брошена бутылка с зажигательной смесью, тяжелейшие ожоги получила двухлетняя израильская девочка, у Тель-Авива терпение лопнуло. Израильские власти в приказном порядке запретили своим гражданам и иностранным туристам посещать районы, контролируемые Палестинской национальной администрацией.

Однако этим израильское руководство не ограничилось. На прошлой неделе в обстановке строгой секретности вблизи Стокгольма начались переговоры между высокопоставленными представителями Палестины и Израиля. В центре внимания сторон было достижение общего толкования резолюций ООН номер 242 и 338, которые призывают к выводу израильских войск с территорий, захваченных в ходе шестидневной войны 1967 года. Разумеется, в положительном исходе консультаций были заинтересованы прежде всего палестинцы. Так вот, по инициативе израильской стороны переговоры были прерваны. Официальный повод — массовые антиизраильские выступления на Западном Берегу реки Иордан и в секторе Газа, и неспособность Ясира Арафата контролировать действия палестинцев.

РУКА «МОССАД»

Кроме Израиля, Палестины, Ливана и Сирии, прошлая неделя принесла неприятные известия и в Вашингтон. Во-первых, в связи с нарастанием напряженности в регионе, премьер-министр Израиля Эхуд Барак отложил запланированный визит в американскую столицу, где он должен был встречаться с президентом США и обсуждать ход ближневосточного мирного процесса. Если учесть тот факт, что до американских президентских выборов остается не так уж и много времени, а ведомые Клинтоном демократы традиционно использовали свои посреднические услуги на Ближнем Востоке в качестве внешнеполитического козыря в предвыборной гонке, можно предположить, что очередной тупик в израильско-палестинских контактах сыграет на руку их оппонентам из лагеря республиканцев.

А во-вторых, с этими событиями совпало еще одно, весьма неприятное для Белого дома. Британские информированные круги разнесли по миру сообщение о том, что израильская разведка «Моссад» имела доступ к сверхсекретной системе связи Белого дома, включая личный компьютер Билла Клинтона. В результате агенты разведки получали копии распоряжений президента США.

Подключение «Моссада» к компьютерной сети Белого дома стало возможно благодаря проникновению агента службы на фирму «Тельрад», которая через американскую компанию «Нортел» поставляла компьютеры правительству США. Агент сумел вставить в компьютерные платы микрочипы, которые позволили «Моссаду» подключаться к сверхсекретной сети. В результате Израиль обладал полными данными о позиции США, в том числе и по ближневосточным мирным переговорам.

Скорее всего именно поэтому роль американцев в «усмирении» разбушевавшегося в очередной раз Ближнего Востока на этот раз оказалась такой пассивной. Произраильскому лобби в США сейчас не до Барака и Арафата, главная задача текущего момента — замять скандал с антиамериканскими акциями «Моссад». А в отсутствие «главного медиатора» рассчитывать на какой-то успех в умиротворении непримиримых оппонентов не приходится.