UA / RU
Поддержать ZN.ua

Миграционный гуж Совета Европы по-киевски

Украина едва не сорвала проведение в Киеве 8-й Европейской конференции министров по делам миграционной политики...

Автор: Оксана Приходько

Найти на «миграционной» странице Совета Ев­ропы ссылку на 8-ю Ев­ропейскую конференцию министров по делам мигра­ционной политики, которая должна проходить в Киеве в 2008 году, несложно. Вот только активизировать ее никак не уда­ется. Все крайние сроки, отведенные Украине для пре­доставления конкретной информации о порядке про­ведения этого ответственного и чрезвычайно актуального мероприятия, давно уже истекли. Тем не менее в Киеве так до сих пор и не выработана единая консолидированная позиция по вопросу миграционной политики. Хотя за последний месяц появилась надежда, что конференция все же состоится (при условии успешного выпол­нения взятых на себя еще в 2005 году обязательств по ее проведению). В этом случае наша страна может получить соответствующие дивиденды.

Первая подобная конференция состоялась в Страсбурге еще в 1980 году. Уже тогда количество трудовых мигрантов в странах-членах СЕ (которых на тот момент было всего лишь 21) оценивалось экспертами в 10 миллионов человек. Эту огромную толпу в чужие страны гнала нужда, вызванная тяжелым экономическим положением страны происхождения. Однако и в странах назначения на тот момент тоже было не слишком благополучно (ведь Европа еще не полностью оправилась после «нефтяных шоков» 70-х годов). В результате к иммигрантам, отбирающим и так ограниченные рабочие места, формировалось резко негативное отношение, а их вклад в экономическое развитие принимающей страны и положительное влияние на демографическую ситуацию нивелировались. Впро­чем, отношение к эмигрантам в странах происхождения тоже особой теплотой не отличалось.

Самым очевидным решением проблемы многие европейские страны посчитали ограничительные меры. Эксперты Франции, Италии, Испании, Португалии, Швеции и Швейцарии, готовившие первую конференцию (примечательно, что инициатива ее проведения была выдвинута именно шведской стороной), уже тогда предупреждали о пагубности и неэффективности подобных мер и предлагали совместными усилиями стимулировать экономическое развитие страны происхождения. По их мнению, это снизит объемы трудовой миграции гораздо более эффективно, чем любые запреты, а также будет способствовать социальной интеграции уже состоявшихся мигрантов и (особенно!) их детей в новую среду. Не случайно ведь вопросы миграции «проходят» по той структуре СЕ, которая курирует достижение большей социальной сплоченности европейского континента.

Тем не менее задекларировать эти цели оказалось гораздо легче, чем их достичь. Именно поэтому основными темами 7-й конференции, которая состоялась в 2002 году в Хельсинки, стали трудности, возникающие при проведении интеграционной политики, проблемы в управлении миграционными потоками и методики их преодоления.

Особое внимание, в частности, уделялось нелегальной миграции, которая в последнее время растет опережающими темпами и создает питательную среду для преступных группировок, занимающихся торговлей людьми в целях трудовой и сексуальной эксплуатации. Исходя из этого, страны, принимавшие участие в работе этой конференции (к сорока четырем на тот момент членам СЕ присоединились Ватикан, Япония, Алжир, Тунис, Марокко и другие международные организации), постановили руководствоваться принципами уважения прав человека, демократии и правового государства в решении всех вопросов, связанных с упорядочиванием миграционных процессов. А также утвердили ряд стратегических и тактических мер, направленных на координацию общих усилий стран происхождения, транзитных стран и стран назначения миграции.

Какое значение эта проблема имеет для нашей страны, говорилось многократно, в том числе и на страницах «ЗН». Ведь потоки миграции из Украины, в Украину и через Украину колоссальны. Именно поэтому в 2005 году отечественные эксперты предложили провести очередной форум европейских министров по вопросам миграционной политики в Киеве. Инициатива в Страсбурге вызвала значительный интерес, тем более что в памяти еще свежи были воспоминания о 7-й Европейской конференции министров по проблемам политики в области массмедиа, которая с большим успехом прошла в Киеве. Официально вопрос о месте проведения 8-й «миграционной» конференции был решен весной 2006 года на заседании Комитета министров СЕ, участие в котором принимал тогдашний министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк. А в сентябре прошлого года впервые «на нашем поле» прошло заседание руководящего комитета СЕ по вопросам миграционной политики с председательствовавшем на нем постоянным представителем Украины в СЕ Евгением Перелыгиным. Основная ответственность за подготовку к проведению конференции была возложена на Государственный комитет Украины по делам национальностей и миграции, чье руководство с большим энтузиазмом отнеслось к реализации этой идеи.

Вот только сейчас данная структура упразднена. Де­партамент миграционной службы и перспективного планирования, который должен входить в состав Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий, пока находится в стадии формирования, и его сотрудники утверждают, что никакого отношения к проведению данной конференции не имеют. А это означает, что последние полгода в Украине подготовкой к проведению этого ответственного мероприятия заниматься было некому. Сотрудники постпредства Украины в СЕ эту проблему своими силами решить не могли. В результате на высшем исполнительном уровне возникла идея вообще отказаться от проведения данного форума в Украине, поскольку, мол, времени на его подготовку практически не остается.

Сотрудники постпредства Украины в СЕ и дипломаты МИДа проинформировали о последствиях такого демарша нового министра иностранных дел. Видимо, отдавая себе отчет в том, каким образом скажется на репутации нашей страны подобная безответственность ее чиновников, Арсений Яценюк поддержал идею проведения конференции. Согласно его предложению, ответственность за подготовку симпозиума могло бы взять на себя Министерство внутренних дел Украины.

О том, как к этой идее отнеслись в МВД, первую достоверную информацию удалось получить опять же из Страсбурга. Участие Василия Мармазова, заместителя министра внутренних дел, в майском заседании Европейского комитета по проблемам миграции оказалось тем спасательным кругом, который предотвратил передачу ответственности за проведение конференции другой стране. (А на эту роль наиболее активно претендовали Россия и Греция.) Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением. Если бы не некоторые нюансы. Ведь официально должность Василия Евгеньевича в МВД называется заместитель министра по связям с Верховной Радой и другими органами государственной власти. В то же время в структуре МВД присутствует Государственный департамент по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц. С другой стороны, г-н Мармазов — человек, имеющий далеко не абстрактное представление о деятельности СЕ, к тому же свободно владеющий английским языком. И наконец, что немаловажно, имеющий целостное видение как проблемы миграции в европейском и украинском масштабах, так и роли предстоящей конференции СЕ в ее разрешении. Впрочем, слово самому Мармазову:

— Наше министерство принимало участие в работе межведомственной группы по подготовке проведения конференции СЕ уже в течение года. Но где-то в конце апреля во время ее заседания было констатировано, что Госкомнацрелигии, который отвечал за ее подготовку, в результате реорганизации этой структуры не в состоянии продолжать выполнение этой функции. Возник вопрос, а кто мог бы взять это на себя? Выбор остальных участников заседания пал на МВД. МИД изложил эту позицию в письме Кабинету министров, после чего наше министерство получило поручение Кабмина определиться по этому вопросу. На уровне руководства министерства было решено, что мы безусловно поддерживаем проведение конференции в Украине и при этом понимаем, что Госкомнацрелигии на данный момент не имеет достаточных возможностей и ресурсов для ее организации. В связи с этим мы подготовили соответствующие проекты документов и постепенно перебираем на себя вопросы подготовки форума. Тем не менее окончательное решение, безусловно, останется за правительством. Хочется надеяться, что мы получим его еще до конца этого месяца.

Более того, очевидно, что основной проблемой подготовки конференции в Украине может стать отсутствие единого центрального органа исполнительной власти по вопросам миграции. Наше министерство готово взять на себя эту ответственность в качестве специального уполномоченного по делам миграции и беженцев. Наша логика заключается в том, что с правовой точки зрения вопрос координации нашим министерством работы по подготовке мероприятия может быть решен в контексте возложения на МВД функции специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам миграции и беженцев.

* * *

Вопрос координации усилий в решении проблем мигрантов как по вертикали, так и по горизонтали государственной власти стоит в Украине чрезвычайно остро. Прежде чем приступать к подготовке 8-й конференции, не мешало бы выполнить рекомендации 7-го общеевропейского форума по вопросам миграции. И, среди всего прочего, ратифицировать 12 документов СЕ, защищающих гражданские, социальные (в том числе и пенсионные), образовательные, имущест­венные и прочие права мигрантов, а также «гармонизирующих» права мигрантов с правами коренного населения. Из них Украина на данный момент ратифицировала только четыре. Тем не менее Евгений Перелыгин не теряет оптимизма, считая, что Украина в состоянии не только на должном уровне провести заявленную конференцию, но и задать тон в решении этой животрепещущей для всей Европы проблемы на несколько лет вперед:

— Украинская сторона еще в 2005 г. сама вышла с инициативой провести конференцию в Киеве. В течение полутора лет проводилась целенаправленная работа по ее подготовке. Нашим коллегам из Совета Европы были предложены украинские наработки в этой области и продемонстрированы организационные возможности нашей столицы: конференц-залы, гостиницы, высококвалифицированный персонал, который может быть задействован в организации мероприятия. Все это получило высокую оценку со стороны наших партнеров.

Отказ от проведения конференции в сложившейся ситуации, конечно же, нашел бы понимание как у руководства Совета Европы, так и у наших коллег — представителей правительств стран-членов организации. В то же время у меня лично нет сомнений, что такое решение стало бы негативным элементом в формировании внешнеполитического имиджа нашего государства, в частности в контексте позиционирования Украины как надежного и предсказуемого партнера.

Подобная конференция проводится один раз в шесть-семь лет. Таким образом, она имеет все шансы стать ключевым профильным мероприятием на континенте, который обозначит главные приоритеты в миграционной политике европейских государств до 2015 года, а также поможет выработать механизмы совместных действий в этой сфере. Практика свидетельствует, что государство-организатор получает возможность определенного влияния на выбор тематики, а также содержательное ее наполнение. У Украины появляется еще один шанс укрепить свой позитивный имидж в Европе и вынести на уровень общеевропейской дискуссии те вопросы, которые имеют наибольшее значение для нашей страны. В частности, проблемы минимизации финансовых потерь при переводе на родину средств, заработанных украинскими трудовыми мигрантами.