UA / RU
Поддержать ZN.ua

Между опытом и молодостью. Осенью американцы будут выбирать между Маккейном и Обамой

Приверженцы Барака Обамы говорят, что его перемещение в Белый дом изменит и реформирует Соединенные Штаты...

Автор: Виктор Каспрук

Приверженцы Барака Обамы говорят, что его перемещение в Белый дом изменит и реформирует Соединенные Штаты. Некоторые из них в своем искреннем восторге доходят до того, что считают его маяком надежды для Америки или удачным воплощением президента Джона Кеннеди. Но сенатор из Аризоны Джон Маккейн будет трудным противником для Обамы. Демократы выдвинули кандидата, которому проблематично победить в Калифорнии, Пенсильвании, Флориде, Мичигане, Нью-Йорке, Огайо и Техасе. А если Обама потеряет голоса избирателей во Флориде, Огайо и Техасе, о возможности его победы вообще будет трудно говорить, даже если предположить поддержку этого кандидата со стороны остальных так называемых «голубых штатов».

Джон Маккейн
Безусловно, у сенатора Обамы есть большой политический потенциал и все задатки для того, чтобы стать хорошим президентом самой могущественной в мире страны. Но будет ли он способен, заняв высокую должность, трансформировать свою блестящую риторику в возможность обеспечить мотивацию для достаточного количества людей в бизнесе и политике, чтобы они пошли на реальные изменения в жизни американского общества?

Возможно, наибольший козырь для будущей победы сенатора Обамы и вместе с тем «ахиллесова пята» — его цвет кожи. И здесь некоторым экспертам кажется, что когда его позиционируют как первого черного президента в США, то это такой же элемент расизма, как если бы акцентировали на том, что его соперник сенатор Джон Маккейн — белый. Ведь, по сути, нет разницы между расизмом белых и расизмом черных: и в том, и в другом случае это — расизм. Между тем можно сказать, что праймериз в Демократической партии засвидетельствовали: сегодняшняя Америка пока что не готова видеть в президентском кресле женщину. Для этого ей нужно больше культуры, образования и толерантности.

Конечно, у молодого Барака Обамы есть определенные преимущества перед ветераном американской политики Джоном Маккей­ном. Но тот факт, что он только недавно влился в американский истеблишмент и не успел еще обрасти такими мощными политическими связями, а главное — получить такой опыт, несколько уравновешивает шансы претендентов на президентство. Хотя до определенной степени. Ведь, несмотря на все уважение к сенатору Маккейну, для многих в США он — «политическая копия» действующего президента Джорджа Буша, которого не поддерживает 70% населения страны. И с этим фактором политической правопреемственности Маккейну справиться будет значительно труднее, чем конкурировать с молодостью Барака Обамы.

То, что предлагает Америке и миру сенатор Обама, а именно — создание нового образа и Соединенных Штатов в международной и внутренней политике, очень похоже на попытку перестройки, к которой в 1985 году прибегнул было Михаил Горбачев. Очевидно, европейцы с пониманием и благосклонностью отнесутся к наполеоновским планам молодого политика, тогда как Ки­таю и России явно не будут импонировать обамовские подходы к правам человека и социальной справедливости. Африканским же лидерам и диктаторам будет не по душе его политика относительно СПИДа, коррупции и геноцида.

Можно не сом­неваться, что Ба­рак Обама в Бе­лом доме будет относиться к проблемам мировой важности значительно более взвешенно, обдуманно и прогнозируемо, чем его республиканский предшественник. Но нельзя не обратить внимания на тот факт, что, соревнуясь с Хиллари Клинтон, он, в стремлении завоевать популярность, выдвигал очень много интересных идей без достаточного обоснования путей их реализации. Не произойдет ли так, что «перестройка» сенатора Обамы в конце концов ока­жется не чем иным, как декларацией желания о намерениях Ми­хаи­ла Горбачева? Бесспорно, Обама готов радикально изменить Америку, но не приведет ли это в кон­це концов к потере ею дееспособности? Ведь и президент Джордж Буш хотел только самого лучшего для своей страны, а в результате из его президентства США выйдут очень ослабленными не только экономически, но и политически. Сможет ли потенци­ально Америка выдержать после импровизаций Джорджа Буша еще и эксперименты Барака Обамы? Особенно тогда, когда Россия стремится отделить США от Европы и изо всех сил пытается разорвать устоявшиеся традиции атлантической солидарности.

Наверное, чтобы победить сенатора из Аризоны, Обаме нужно заручиться поддержкой электората Хиллари Клинтон. Но пока что большая его часть не готова к такому шагу. Наоборот, многие приверженцы госпожи Клинтон говорят, что будут голосовать за Джона Маккейна в противовес Бараку Обаме. Хотя и среди этого электората у Обамы есть определенный ресурс. Ведь молодежь стремится к переменам, и именно ей он должен послать мощный мессидж — готовность гарантировать им эти изменения.

В этом смысле многое будет зависеть от принципиальной позиции Хиллари Клинтон. Поскольку теперь, окончательно выбыв из предвыборной гонки, она должна не только четко задекларировать свою поддержку однопартийца Обамы, но и сделать все возможное для того, чтобы голоса ее приверженцев не «перетекли» в лагерь политических оппонентов. Если ее позиция по этому вопросу действительно будет искренна, то на каком-то из этапов противостояния демократического кандидата с Маккей­ном сенатор Клинтон должна бы взять непосредственное участие в кампании Обамы.

Но те, кто поддержал Клин­тон и теперь готовы переметнуться к Маккейну, делают это в значи­тельной степени из-за неготовности признать, что афроамериканец может стать президентом США. Зачастую такой ориентации придерживаются белые консервативные жители сельской глубинки и маленьких городков Америки, где расовые предубеждения еще полностью себя не изжили.

Собственно, выборы-2008 — очень сложный выбор для американцев. Ведь лидерство такой мощной нации предусматривает опыт, мудрость и храбрость. В этом смысле Обаме недостает опыта, а его храбрость не протестирована в экстремальных жизненных обстоятельствах. А Джон Маккейн имеет в своем политическом багаже все перечисленные позитивы. Хотя у Барака Обамы есть шанс продемонстрировать свою политическую мудрость. Предложив Хиллари Клин­тон должность вице-президента. Если бы выбор Обамы действительно упал на сенатора Клинтон, то тем самым он не только объединил бы Демократическую партию, но и продемонстрировал бы, что усилия демократов, чрезвычайно тяжело работавших на ее победу, не были напрасными. В сущности, Хиллари Клинтон может стать «золотой карточкой» победы в президентской кампании Барака Обамы, и тут он должен бы проявить максимальную храбрость и пойти на риск тесного сотрудничества со своим бывшим политическим конкурентом.

Реально у Барака Обамы сегодня шансов победить Джона Маккейна — fifty-fifty. Это будет увлекательное противостояние двух политических гигантов. Ведь, конкурируя с Хиллари Клинтон, он наглядно продемонстрировал свою способность противостоять любым вызовам оппонентов и менять в случае потребности свою тактику виртуозно и утонченно. Маккейну будет очень трудно взять инициативу на себя, поскольку Обама, благодаря своему характеру и умению общаться с окружением, способен легко привлечь на свою сторону новых избирателей.

Правда, некоторые эксперты утверждают, что демократы политически «наложили на себя руки», выдвинув кандидатами в президенты одновременно женщину и афроамериканца, чего еще никогда не было в американской истории. Впрочем, если эти «нестандартные» выдвиженцы Демократической партии будут действовать в политическом тандеме, то шансы на победу могут значительно возрасти. Ведь, что греха таить, США могут и не выдержать еще четыре года пребывания в Белом доме представителя Республи­канской партии. Итоги президентства Джорджа Буша невозможно признать положительными. Поскольку экономика находится в тяжелом состоянии, страна втянута в затяжную войну, которую невозможно выиграть, уровень безработицы – самый высокий за последние двадцать лет, а долг — астрономический.

Республиканцы нанесли большой ущерб не только экономике США, но и международному статусу Соединенных Штатов. При этом, запустив приоритеты войны, они принесли много страданий не только жителям Ирака, но и американскому среднему классу, которому пришлось оплатить расходы на войну в Ираке своим собственным благосостоянием. Сегодня спасти Америку от финансового краха и потери статуса сверхдержавы может только реалистично мыслящий президент, для которого интересы государства лежат на значительно более высокой ступени, чем его собственные гиперболизованные амбиции.