UA / RU
Поддержать ZN.ua

Медведь с драконом обнялись

Напряженность, как на Востоке, так и на Западе Евразии, сложные отношения с Западом заставляют Москву и Пекин не только сближаться, но действовать согласованно для нейтрализации угроз - военных и внешнеполитических. Однако кажущаяся неизбежность данного "тандема" обманчива.

Автор: Алексей Коваль

Превратившаяся за несколько последних месяцев почти в страну-изгоя Россия в ходе визита Владимира Путина в Китай сделала ряд недвусмысленных и очень важных шагов навстречу Пекину. И это произошло как раз в момент, когда самому Китаю весьма необходима подобная поддержка. Ведь он сам оказался под нарастающим геополитическим давлением со стороны стран-соседей и США из-за территориальных споров на своих южных и восточных морских рубежах. Напряженность, как на Востоке, так и на Западе Евразии, сложные отношения с Западом заставляют Москву и Пекин не только сближаться, но действовать согласованно для нейтрализации угроз - военных и внешнеполитических.

Однако кажущаяся неизбежность данного "тандема" обманчива. Цели Москвы и Пекина в нем различны, и, сцепившись намертво в дружеских объятиях, стратегические партнеры именно теперь начинают, по-видимому, самую решительную схватку за то, кто в будущем будет определять "отношения государств нового типа" или даже "новый мировой порядок".

Поворот на Восток

Китайские СМИ говорили прямо, что конфронтация с Западом и украинский кризис толкают Россию в объятия Китая. Российские СМИ высказывались на этот счет еще более откровенно, но всякий раз в последние дни пытались приуменьшить "украинскую составляющую" в перемене курса Кремля. Мол, "поворот на Восток" был неизбежным еще до украинских событий, писали они, а теперь у Владимира Путина просто не осталось иного выбора. Сегодня очевидно: возвращение России в Азию - это уже не показательное выступление, рассчитанное на то, чтобы поднять ставки в игре с Западом. "Это - продуманная, взвешенная, давно назревшая политика". Однако, все-таки, именно события в Украине и угроза санкций со стороны Запада стали катализатором этого "поворота", ведь в ходе визита в Шанхай 20-21 мая российский лидер пошел на договоренности с Китаем в таком объеме, который даже при всем многолетнем и глубоком взаимодействии двух стран эксперты единодушно называют беспрецедентным.

Достаточно упомянуть о решении увеличить товарооборот до 100 млрд долл. в год в 2015 г. и удвоить его спустя десятилетие. Историческим можно считать газовый контракт на 400 млрд долл. на 30 лет с поставками 38 млрд кубометров газа в год, над которым "Газпром" бился с "Китайской национальной нефтегазовой компанией" (CNPC) 10 лет. Правда, эксперты полагают, что на заявленные объемы поставок топлива в Китай Россия сможет выйти лишь к 2030 г., а неразглашение цены на газ, заложенной в контракте, вряд ли говорит о ее завышенном характере, хотя она и привязана к текущей цене на нефть. Эксперты считают, что цена - в диапазоне 350-380 долл. за 1000 кубометров газа. Кроме того, "Роснефть" договорилась о поставках Китаю 665 млн т топлива за 25 лет.

Но и это еще не все. Москва возобновляет с Пекином военно-техническое и технологическое сотрудничество в тех областях (авиации и космонавтике, обмене научными разработками), которые годами были "замороженными" по причине воровства китайцами передовых российских технологий. Теперь Россия даже согласна на совместную разработку новых видов вооружения, что практиковала раньше лишь с Индией. Кроме того, компании российского ВПК договорились о поставках в КНР зенитно-ракетных комплексов С-400 и производстве на китайской территории тяжелого вертолета Ми-26. Россия решила поделиться и технологией строительства широкофюзеляжного пассажирского самолета, который сами китайцы не смогли реализовать. А также пустила китайских автопроизводителей на свой рынок, от чего воздерживалась последние годы. Россия полагает, что сегодня с Китаем удастся создать независимый от Запада центр "производства ключевых технологий".

Что Россия получает взамен? Прежде всего - деньги, нехватку которых Кремль остро стал ощущать после массированного бегства капитала из России. Очевидно, можно ожидать инвестиций и определенного экономического оживления рынка труда в депрессивных регионах Сибири и Дальнего Востока, где будут реализовываться совместные с Китаем проекты, в частности по строительству газопроводов, на которое Китай уже согласился выделить 25 млрд долл. В связке с быстрорастущей современной китайской экономикой российская может дополнять ее, прежде всего, своим ресурсным потенциалом. Россия получает и своеобразную экономическую "страховку" от широкомасштабных санкций Запада, однако в политическом плане ее тылы отнюдь не прикрыты.

Альянс на руинах
старого миропорядка?

Российские эксперты объясняют неожиданную сговорчивость Москвы стремлением Путина довести экономическую составляющую отношений до уровня, на котором уже находится политическая. В совместной декларации лидеры объявили о "новом этапе всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия … в интересах становления более справедливого и рационального мирового порядка". В российских СМИ проскочила фраза, что о "союзе" с Китаем говорить, конечно, преждевременно, но о том, что "партнерство" перетекает в "альянс", - уже уместно. При этом Кремль открыто пытается представить себя равноправным партнером Китая в таком тандеме и в работе по "выстраиванию новой мировой архитектуры". Россия говорит о том, что обе страны одинаково заинтересованы в ликвидации гегемонии США и Запада, прекращении "экспансии евроатлантической глобализации".

Однако данный российский подход также однобок, китайские же эксперты не столь категоричны, и подконтрольные пекинским властям СМИ четко определили эту грань: "Новое поколение руководителей Китая постоянно проявляет решительность в продвижении пути мирного развития. В одиночестве или сообща, Китай становится активным участником действующего международного порядка, ответственным творцом мира, но никак не резким провокатором или конфронтатором. Такая стратегия установила определенные границы для простора действий в сближении Китая и России, тем не менее, она не может воспрепятствовать заманчивым дипломатическим маневрам", - резюмирует российско-китайские договоренности один из китайских экспертов.

Стратегия Китая в этом пассаже представлена более емко и точно, чем в заверениях лидеров о вечной дружбе. Китай не поддерживает политику "провокаций и конфронтации" и настаивает на мирном развитии и участии в существующем миропорядке, а не в его разрушении. При этом, несмотря на эти установленные "границы для простора действий", Китай, видимо, не прочь и сам повысить ставки в собственной геополитической игре.

Китай по примеру России тоже попытался с позиции силы разговаривать с соседями - Вьетнамом и Филиппинами, угрожать Японии, полагая, что у Запада и, в частности, США сегодня не будет возможности адекватно реагировать на эти действия. Однако попытка Китая установить буровую вышку в спорной с Вьетнамом акватории Южно-Китайского моря на континентальном шельфе в районе архипелага Сиша (Парасельские острова, контролируемые Китаем с 1974 г.) вызвала массовые антикитайские выступления во Вьетнаме, приведшие к гибели более 20 чел.(16 из них - граждане КНР) и ранению более сотни. Пекин и Ханой впервые за долгие годы оказались на грани вооруженной конфронтации, и Китай был вынужден в последние дни провести срочную эвакуацию тысяч китайцев из Вьетнама.

Несмотря на явно конфронтационный характер своих действий в отношении соседей, по сути, подражая Москве, Пекин также заявляет о суверенных правах на эти территории, которые подтверждены историей. И говорит, что за антикитайскими настроениями стоят США, настраивающие соседей против Китая и подогревающие антикитайские настроения в Азии. В Пекине есть те, кто считает, что ряду стран, включая Вьетнам, следует "привыкнуть воспринимать власть в Пекине как преобладающую силу в регионе".

Если исходить из такой позиции, то именно сейчас Пекин не найдет себе лучшего союзника чем Россия. И Кремль в лице Владимира Путина сегодня готов поддерживать Китай - прямо и косвенно - в этом противостоянии с Западом. И это даже притом, что взамен Пекин абсолютно не гарантирует Москве аналогичной поддержки.

"Украинксий вопрос", фактически преследовавший Владимира Путина все дни пребывания в Китае, четко показал рамки, за которые Пекин не собирается выходить в сближении с Москвой. Так, в совместной китайско-российской декларации лидеры сошлись на необходимости "деэскалации внутриполитического конфликта в Украине". В то же время Китай воздерживается от признания аннексии Крыма Россией, а также не рассматривает как законный референдум в Крыму, осуждает сепаратизм. При этом Китай и Россия высказались за уважение принципов ООН, призывали все страны твердо придерживаться Устава организации, подчеркнули центральную роль ООН в защите мира во всем мире.

При том, что стороны констатировали совпадение взглядов и отсутствие противоречий на международной арене, стоит отметить, что Москва и Пекин сегодня исповедуют во внешней политике принципиально разные подходы. Действия России явно контрастируют с идеями, с которыми сегодня выступает Китай. Если для России сила и угроза ее применения становятся реальными инструментами реализации своих интересов, то Китай очевидно готов "бряцать оружием" лишь для того, чтобы заставить другие страны уважать свое мнение. Превратиться в изгоя и агрессора он не стремится.

Подтверждением этому стал 4-й саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), состоявшийся в Шанхае 21 мая при участии 14 лидеров государств и глав правительств, 8 представителей международных организаций, делегаций из примерно 40 стран и международных организаций. Данный форум рассматривается как один из крупнейших по безопасности в Азии (см. "ЗН. Украина", №22, 11 июня 2010 г.). Украина представлена на этом форуме как наблюдатель на уровне нашего посла в Китае Олега Демина. И хотя украинский вопрос там обсуждался, однако он не попал в итоговую декларацию даже в форме призыва "к деэскалации конфликта" по причине противодействия России.

Китайский лидер Си Цзиньпин использовал саммит СВМДА для изложения своего видения обеспечения коллективной безопасности в Азии. Его ключевой тезис - "основой безопасности региона должна стать интеграция и совместное развитие, а безопасность, в свою очередь, - условием для такого развития". На ближайшие два года Китай становится председателем форума и попытается использовать данный механизм для продвижения идей своей внешней политики, и что, видимо, особенно важно - собственных интеграционных проектов на постсоветском пространстве.

Так, новейшая инициатива Пекина по созданию пояса взаимовыгодного экономического сотрудничества по маршруту древнего Великого шелкового пути вызвала куда больший интерес, чем идея Евразийской интеграции, проповедуемая Кремлем. Многие обратили внимание, что Владимир Путин в Китае уже не пытался (как было ранее) выступать выразителем интересов всего Евразийского экономического союза, который он с лидерами Казахстана и Беларуси попытается создать к 1 января 2015 г. На этот раз позиция президента Казахстана Нурсултана Назарбаева звучала особо и была более мотивирована: он, в частности, видит Евразийский экономический союз исключительно экономическим объединением, намекая, что Путину стоит забыть про идеи политической интеграции в рамках ЕАЭС. А из СВМДА Назарбаев предложил сделать азиатский аналог ОБСЕ - Организацию по безопасности и развитию Азии (ОБРА). По его мнению, именно ценности и традиции Азии помогут Западу преодолеть глобальный кризис.

Интересно, что Владимир Путин не высказал особых предложений по СВМДА, при этом поддержав идеи лидера КНР. Однако признавая возможность для Китая развивать свои интеграционные проекты в рамках формирования "Экономического пояса Шелкового пути" на постсоветском пространстве, российский лидер все-таки призвал китайского коллегу к координации усилий с ЕАЭС и уважению российских интересов.