Путин получил еще один, дополнительный инструмент для дестабилизации государств Южного Кавказа и Центральной Азии. Это — российские мигранты, сотнями тысяч выезжающие из России в последние недели.
Массовый исход россиян начался после того, как Путин объявил «частичную» мобилизацию. Выстаивая по несколько дней в многокилометровых очередях на пограничных пунктах, уклонисты стремятся попасть в Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Монголию. Там они собираются переждать «спецвоенное» время. Либо используют эти государства как перевалочный пункт, чтобы отправиться дальше в европейские (Германию, Францию и т.д.) или азиатские страны (Армению, Азербайджан, Турцию, Узбекистан, Египет, ОАЭ).
За последнее десять лет это уже третья волна миграции из России.
Первая волна выехавших прошла в 2014 году, когда Россия оккупировала Донбасс и Крым. Среди них много политэмигрантов, а также айтишников, переехавших в другие страны из-за низкого налогообложения. Вторая волна случилась после 24 февраля. Одни уехали, опасаясь преследования из-за «закона о фейках». Другие оказались в числе сотрудников российских подразделений иностранных компаний, центральные офисы которых вывезли своих сотрудников в нейтральные страны.
И вот теперь люди опять массово бегут от мобилизации. Среди мигрантов есть те, кто не согласен с политикой России, но достаточно не только «ваты», но и прямых сторонников Путина, не готовых, впрочем, становиться под ружье. Издание «Верстка» на основе открытых источников подсчитало, что Россию покинуло 355 тысяч человек. В свою очередь Forbes пишет, что с 21 сентября (начала объявления мобилизации) из страны выехало 700 тысяч граждан. И хотя среди выехавших россиян часть туристов, маловероятно, что их много в общем объеме покинувших Российскую Федерацию за последние две недели.
Больше всего россиян — около 200 тысяч — устремилось в Казахстан. (При этом министр внутренних дел страны Марат Ахметжанов отметил, что из страны выехало 148 тысяч человек, впрочем, не уточняя, куда.) В Грузию с 21 по 30 сентября, по данным МВД страны, прибыло еще 68 887 человек. Но 3 октября замглавы МВД Александр Дарахвелидзе сообщил, что в последние дни в Грузию попадает около шести тысяч человек в день. Иными словами, количество въехавших в страну россиян может превышать 80 тысяч человек.
Для Грузии и Казахстана, чье население составляет 3,7 и 17,7 миллиона человек соответственно, это огромное количество мигрантов. При том, что хотя часть из них уезжает в другие страны, они все же существенно меняют социальный и политический ландшафт Грузии и Казахстана, создают напряженность в обществе и угрожают безопасности этих государств. Дело ведь не только в драках, которые устраивают пьяные русские в местных барах, в росте цен на жилье и продукты питания и открытых в этих странах компаниях, которые Кремль может использовать для «серого импорта».
Многие из мигрантов третьей волны уехали из России не потому, что выступают против войны: до 21 сентября ситуация, которую они наблюдали по телевизору, их более чем устраивала и георгиевские ленты с наклейками Z и V украшали их машины. Они полагают, что «Крым — наш!», верят в геноцид русских на Донбассе и поддерживают «спецоперацию». Выехать их заставил страх оказаться на фронте, а снять ленты и наклейки — опасения, что им откажут во въезде. При этом кое-кто из мигрантов уже успел повоевать в Украине и совершить военные преступления.
Приезжая в Грузию или Казахстан россияне сталкиваются с тем, что, хотя власти и лояльно относятся к уклонистам, но у населения этих государств высок уровень национального самосознания. Кроме того, среди грузин и казахстанцев усиливается раздражение от увеличения количества мигрантов из России и неготовности последних интегрироваться в местные общества. Это уже приводит к конфликтам. Со временем их будет только больше. В том числе и с представителями украинской диаспоры и беженцами.
Уже сейчас в социальных сетях распространяются видео, где жители Грузии и Казахстана, многие из которых поддерживают Украину, болезненно реагируют на выкрики россиян «Слава России!» и спрашивают приезжих: «Чей Крым?» и «Чьи Абхазия и Южная Осетия?». Со временем напряжение будет только расти. И Россия может использовать это как повод для вмешательства во внутренние дела этих стран или даже нападения на них ради «защиты русскоговорящих».
Эксперты не исключают, что среди приехавших могут быть и агенты ФСБ, которые будут не только следить за российскими оппозиционерами, но и при необходимости раскачивать ситуацию.
Напомним, что в индустриально развитых северных областях Казахстана русские составляют до половины населения. Всего же по стране русских — около 15%. И у многих из них вызывает раздражение казахизация — расширение прав казахского языка и усиление влияния казахоязычных кадров в государственном управлении. Учитывая, сколько раз российские политики уже угрожали Казахстану (одни тексты экс-президента Дмитрия Медведева чего стоят!), в стране существуют опасения возможности российского вторжения.
Страх, что Кремль решит повторить август 2008 года и вторгнуться в Грузию во многом определяет и позицию официального Тбилиси, демонстративно дистанцирующегося от Киева. При этом боязнь спровоцировать Москву привела и к тому, что в последнее время грузинские власти стали отказывать во въезде в Грузию «хорошим русским» — россиянам, несогласным с политикой Путина. Но публично грузинские власти заявляют, что не видят никаких угроз в связи с массовым приездом уклонистов в Грузию.
А вот грузинская оппозиция и представители неправительственного сектора видят. Как отметила посол Эстонии в Тбилиси Рийна Кальюранд, некоторые грузинские партии заявили, что это аннексия без танков. Поэтому оппозиция предлагает ввести для россиян если уж не визовый режим, то «фильтр-барьер», чтобы знать, кто заходит на территорию Грузии.
При том, что две ведущие страны — Германия и Франция — декларируют готовность принять уклонистов, в Евросоюзе все же не намерены повторять ошибку стран Южного Кавказа и Центральной Азии и усиливать для себя потенциальные угрозы из-за роста численности российской диаспоры. 30 сентября Еврокомиссия рекомендовала ужесточить визовый режим для россиян: «Странам ЕС следует применять строгий подход при оценке обоснованности поездки. Это касается и граждан России, спасающихся от мобилизации».
Впрочем, как заявил представитель МВД Максимилиан Каль, в Германии, несмотря на готовность предоставить убежище уклонистам, решение о предоставлении убежища будут принимать индивидуально, по результатам тщательной проверки, с учетом конкретных обстоятельств и аспектов безопасности: «Мы не должны забывать о соображениях безопасности особенно в отношении России. Мы всегда должны смотреть (особенно это касается военных), кто приезжает в Германию».
Подобной позиции придерживается и Париж: россияне-уклонисты не будут автоматически получать визы для пребывания во Франции.
Наиболее жесткий подход избрали страны Балтии и Польши, которые еще до объявления частичной мобилизации запретили въезд россиянам с туристическими шенгенскими визами, независимо от страны выдачи. «С одной стороны, есть международные нормы, по которым надо рассматривать прошения о предоставлении убежища. С другой — надо понимать, что большинство россиян не против путинского режима и не являются сторонниками наших ценностей», — заявил министр обороны Латвии Артис Пабрикс, вызвав критику со стороны «хороших русских».
Однако Евросоюз, в отличие от государств Южного Кавказа и Центральной Азии, все же не собирается отказываться от своей политики, сделав выбор в пользу предотвращения потенциальных угроз от увеличения численности россиян в своих странах-членах.
Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.