UA / RU
Поддержать ZN.ua

Маневры вокруг Тайваня

Принятый в Китае закон «О противодействии расколу государства» неоднозначно восприняли на противоположной стороне Тайваньского пролива...

Автор: Виктор Каспрук

Принятый в Китае закон «О противодействии расколу государства» неоднозначно восприняли на противоположной стороне Тайваньского пролива. Попытка материкового Китая придать новый импульс проблеме «мятежной территории» свидетельствует о нетерпении Пекина и его решительном настрое. Глава канцелярий ЦК КПК и Госсовета КНР по делам Тайваня Чень Юньлинь подчеркнул, что этот закон «отражает нашу неизменную позицию — проявить максимум искренности и приложить максимум усилий для достижения мирного воссоединения, и вместе с тем демонстрирует общую решительность китайского народа защитить государственный суверенитет и территориальную целостность и ни в коем случае не смиряться с «независимостью Тайваня».

С 1949 года остров Тайвань с населением 23 миллиона человек пользуется фактической независимостью, несмотря на то, что международное сообщество не признает этот факт. Тем не менее Пекин никогда не отказывался от желания вернуть Тайвань, считая его «мятежной провинцией». Маневры вокруг этого острова стали следствием реакции китайского руководства на неоднократные заявления тайваньского президента Чень Шуйбяня о принятии новой конституции и организации референдума о независимости Тайваня в 2006 году. В свою очередь, Китай готов использовать силу и пойти в случае необходимости по военному пути. Зампред постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ван Чжаого заявил следующее: «Учитывая серьезную угрозу суверенитету Китая и его территориальной целостности, материк имеет право прибегнуть к соответствующим мерам, что означает — решительно выступить против и положить конец действиям сепаратистов. Это может произойти лишь в крайнем случае, если все мирные усилия, направленные на воссоединение, окажутся тщетными».

Но в Тайване думают иначе. Местная газета The China Post приводит слова президента Чень Шуйбяня: «Закон позволяет Китаю единолично решать будущее Тайваня и игнорировать право тайваньцев выбирать демократический и свободный образ жизни. Если они игнорируют неприятие международным сообществом таких действий, то это провоцирует риск возврата к кризису напряженных отношений». Президент призвал жителей Тайбея выйти на демонстрацию 26 марта, чтобы высказать свое негодование по поводу этого закона. «Все люди, все семьи должны мобилизоваться и принять участие в митинге в поддержку демократии, мира и защиты Тайваня, — убеждал Чень Шуйбянь. — История научила нас, что порочные полномочия часто приобретают разрушительную силу потому, что мягкотелые люди остаются безмолвными».

Антисепаратистский закон позволяет 2,5-миллионной китайской армии уничтожить независимость в любой момент, если ее провозгласит Тайвань. Вместе с тем это и предупреждение Пекина Чень Шуйбяню, чтобы он удержался от стремления к формальному расколу Китая во время окончания своего президентского срока в 2008 году. Между тем возможности силового давления на мятежный остров сегодня довольно значительные. Так, Китай уже нацелил на Тайвань 706 ракет, и этот арсенал ежегодно увеличивается на 120 ракет.

Политические игры Пекина и его опасения по поводу «ползучей независимости» только усиливают напряженность в регионе. Закрепленная законодательно угроза нападения на Тайвань пока что больше похожа на откровенную попытку запугивания. В свою очередь, тайваньские лидеры подчеркивают, что их вооруженные силы готовы дать отпор нападению. Демонстративная игра мышцами может иметь еще и другую подоплеку. Китайские лидеры, вероятно, опасаются, что недостаточно жесткая позиция в отношении тайваньцев может поощрить сепаратистские движения внутри страны и побудить к их поддержке извне. Вряд ли сейчас в Пекине готовы отдать приказ о запуске ракет, но спровоцированная ситуация однозначно мобилизует общественное мнение по обе стороны залива. А это уже становится слишком опасно.

Пока что американские должностные лица отмечают дестабилизирующее влияние этого закона. Япония и Соединенные Штаты выступили с совместным заявлением о мирном решении проблемы будущего статуса Тайваня. Вашингтон, у которого есть соглашение с Тайванем о защите, назвал закон бесполезным и призвал к его пересмотру. Америка, являющаяся главным поставщиком оружия в Тайвань, может быть непосредственно втянута в конфликт. Соглашение предусматривает, что Вашингтон должен тщательно рассматривать все угрозы острову, и его формулировки предполагают возможность военных действий, но вмешательство не гарантируют. Тайвань — один из стратегических союзников США в этом регионе, и Америка предоставляет острову политическую и военную помощь.

Белый дом обращался в Пекин с призывом удержаться от принятия такого закона. Пресс-секретарь президента США Скотт Макклеллан выступил с заявлением, осуждающим этот документ. Он подчеркнул: «Это не служит целям мира и стабильности на тайваньской улице. Мы против любых попыток определять будущее Тайваня какими-либо способами, кроме мирных». А государственный секретарь США Кондолиза Райс, которая на будущей неделе отправится в Пекин, подчеркнула, «что закон усиливает очевидное напряжение. Ни одна из сторон не должна была в одностороннем порядке изменять статус-кво».

Если американская сторона с 1972 года официально признает, что существует только единый Китай и Тайвань является его частью, то реализация этой политики довольно далека от задекларированной. Вашингтон оставляет за собой право поставлять «оборонительное оружие» в Тайвань и противостоять любому применению силы или других форм принуждения, которые угрожали бы безопасности Тайваня. Вступление в силу закона «О противодействии расколу государства» добавляет новые весомые аргументы администрации Буша, чтобы отговорить страны Европейского Союза от возобновления поставок вооружений Китаю. Эмбарго было введено США и ЕС после известных событий июня 1989 года в Пекине.

«Холодная война», продолжающаяся между двумя полюсами расколотой нации, то утихает, то возобновляется. Для материкового Китая завещание Мао Цзедуна: «Первоочередная задача Китая — возвращение всех утраченных территорий» остается как никогда актуальным. Гонконг, Макао, Тибет уже вернулись в объятия родины, и только несговорчивый Тайвань является препятствием на пути к окончательному решению территориального вопроса. Надежда на правительственную и общественную американскую поддержку позволяет тайваньцам удерживать ситуацию в существующем состоянии. Тем не менее ежегодно Тайвань обращается в ООН с намерением получить в ней членство, и каждый раз эта просьба отклоняется. Тайбей не получит поддержку даже от США, которые формально придерживаются принципа «одного Китая».

На протяжении многих лет Америка проводила политику преднамеренной двусмысленности, не говоря ни «да», ни «нет» по поводу вмешательства на стороне Тайваня. Но в 2004 году США увеличили продажу оружия Тайваню, и консерваторы в администрации Буша намекнули тайваньцам: можно считать, что Америка поддержит Тайвань в случае военной конфронтации с Китаем. Возможно поэтому после инаугурации на второй срок тайваньского президента Чень Шуйбяня 20 мая прошлого года риторика Пекина стала более резкой. Высшие военные чины неоднозначно заявили, что Китай никогда не допустит независимости Тайваня.

Со своей стороны, тайваньская администрация сосредоточила свои усилия на создании напряженности между Вашингтоном и Пекином, думая, что американская готовность использовать силу против Китая будет гарантировать формальную независимость Тайваня. В последние годы напряжение в отношениях между Пекином и Тайбеем усилилось настолько, что большинство правительств стран региона, включая Австралию, Новую Зеландию и Сингапур, признали вероятность начала войны между двумя сторонами намного выше, чем вероятность военной конфронтации на корейском полуострове. Для стран Азии военное столкновение между Китаем и Тайванем имело бы непредвиденные экономические последствия. А если бы и США были втянуты в конфликт, то ситуация во всем восточно-азийском регионе стала бы еще более сложной и непрогнозируемой.

Мечта о независимом и признанном в мире Тайване сегодня несовместима с экономическими и геополитическими реалиями. Самое большее, на что может рассчитывать тайваньское руководство, — это на консервацию во времени патовой политической ситуации, существующей сегодня. Альтернативой мирному воссоединению является насилие. Рассчитанные на длительную перспективу стратегии о поглощении Тайваня вновь будут наталкиваться на сопротивление.

Но даже провокации с обеих сторон, как бы парадоксально это ни звучало, являются поиском общих точек соприкосновения. Пекин, похоже, никогда не откажется от идеи собрать воедино все китайские земли, и единственное, чего может достичь Тайбей, — это оттянуть на неопределенный срок свою окончательную капитуляцию перед материковым Китаем. И, возможно, сверхзадачей для тайваньского руководства должна стать подготовка политической ситуации таким образом, чтобы эта капитуляция состоялась как можно позже и на наиболее приемлемых и благоприятных условиях для населения «мятежного острова»...