UA / RU
Поддержать ZN.ua

Маленькое государство или региональная держава?

С населением в 46 миллионов человек Украина одно из самых больших государств в Европе. Но ее страхи ...

Автор: Нику Попеску

С населением в 46 миллионов человек Украина одно из самых больших государств в Европе. Но ее страхи и ощущение собственной незащищенности, когда она оказалась между двумя большими игроками — ЕС и Россией, скорее характерны для маленького государства. Сталкиваясь порою с открытыми вызовами своему суверенитету и территориальной целостности со стороны России, постоянно находясь в напряженных отношениях с Москвой то ли по поводу поставок энергоресурсов, дипломатических скандалов или Крыма, внешняя политика Украины сверхчувствительна к любым внешним раздражителям.

Эта напряженность Украины как государства налагается на всю ее внешнюю политику, в том числе на отношения с западными соседями. Украина часто переносит ощущение собственной уязвимости в отношениях с Россией на другие внешние проблемы.

Западный фронт

Сам я родился в еще меньшем, менее безопасном и более хрупком по сравнению с Украиной государстве. Молдова — это страна с расплывчатой идентичностью, не контролирующая трети своих внешних границ, вынужденная жить в ситуации нерешенного сепаратистского конфликта и незаконного военного присутствия российских войск на ее территории. Молдова тоже чувствует себя маленькой и изолированной. Но даже меня глубоко удивляет динамика украинских внешнеполитических дискуссий.

Журналистский, дипломатический и политический дискурс об украинско-румынских отношениях кажется почти шокирующим для внешнего наблюдателя. В различных статьях и в частных разговорах я часто сталкивался с целым рядом серьезнейших утверждений, которые в Украине даже не ставятся под сомнение. Одни говорят, что Румыния — одна из главных угроз для безопасности Украины и ведет себя подобно маленькой России: бросает вызов суверенитету Украины, раздает румынские паспорта на Буковине, вовлекает Киев в двусторонние противоречия вокруг острова Змеиный или канала Быстрое в дельте Дуная. Другие утверждают, что Румыния пользуется своим членством в ЕС и НАТО для продвижения территориальных претензий к Украине и Молдове. Похоже, существует даже мнение, что, если Россия будет угрожать территориальной целостности Украины в Крыму, Румыния этим обязательно воспользуется и попытается отхватить кусок Западной Украины. Некоторые мои украинские собеседники даже говорят не иначе как о риске румыно-российского пакта Молотова—Риббентропа ХХІ века. Недавно в одной статье речь уже шла о том, что неофашистские группировки в Румынии и России вступили в сговор для разделения Украины.

На самом деле украинские и румынские СМИ являют собой зеркальное отражение друг друга. Они жалуются на одно и то же и поразительно похожи друг на друга. Когда в Украине сокрушаются, что Румыния приносит вред дельте Дуная, углубляя Килийское гирло, Румыния обвиняет Украину в том, что углубление устья Быстрое имеет подобный же эффект. Когда Украина обвиняет Румынию в недружественных действиях при публичной экстрадиции украинского дипломата, подозреваемого в шпионаже в пользу России, Бухарест подозревает Киев в расширении разведывательных действий у себя в стране в пользу Москвы. Оба государства обвиняли друг друга в агрессивной политике вокруг острова Змеиный.

Нет сомнений в том, что в румыно-украинских отношениях есть серьезные проблемы. В Румынии нередко раздаются голоса, обеспокоенные правами этнических румын за рубежом (в Украине, Молдове и Сербии) и иногда даже выражающие ностальгию по «Великой Румынии». Однако румынский политический дискурс вряд ли чем-либо серьезно отличается от идентичных настроений в Болгарии, Венгрии или Сербии. И по региональным меркам румыно-украинские проблемы не такие уж необычные. Дипломатические противоречия между Венгрией и Словакией или Венгрией и Сербией по поводу национальных меньшинств ничем не лучше. Бывают и проблемы посерьезнее, например, турко-киприотские, греческо-македонские или даже словенско-хорватские противоречия, которые давно перекинулись на отношения ЕС и НАТО с Турцией, Грецией и Хорватией.

Без сомнения, отношения между Украиной и Румынией остаются плохими, однако ни один из вопросов в украинско-румынской повестке дня не несет экзистенциальную угрозу Украине, не подрывает отношений Украины с Евросоюзом и НАТО. Украина может не соглашаться с Румынией по поводу многих вопросов, однако не нужно эти противоречия возводить в ранг национальной угрозы.

Румыния — относительно небольшое европейское государство: она велика на словах, но скромна на деле. Румыния не в состоянии, да и не желает, по большому счету, ставить территориальную целостность Украины под сомнение. Бухарест может время от времени выступать с недружественными жестами, однако было бы преувеличением видеть в подобном экзистенциальную угрозу Украине. Ряд аспектов внешней политики Румынии остаются проблемными, однако Бухарест еще не находится среди тех стран, которые, подобно Греции, способны держать весь комплекс отношений в треугольнике ЕС—НАТО—Македония в заложниках у сомнительных фобий.

Проблема заключается в том, что Киев проецирует свои страхи перед потенциальной российской угрозой территориальной целостности Украины в Крыму на отношения с Румынией. Украинское завышенное ощущение дефицита безопасности в отношениях с Россией (Черноморский флот, Крым, паспортизация, газовые кризисы и т.д.) делает ее сверхчувствительной и к другим внешним раздражителям.

Украина заявляет, что, подобно России, Румыния совершает «паспортизацию» украинских граждан: 90 000 румынских паспортов было выдано этническим румынам, живущим в Украине. Однако на подобные вещи нужно смотреть в соответствующей сравнительной перспективе. Достаточно посмотреть на Молдову: в этой стране живет около 150 000 румынских граждан, около 120 000 граждан России и около 90 000 граждан Украины. Последние составляют около двух процентов от четырехмиллионного населения Молдовы (включая Приднестровье), тогда как 90 000 граждан Румынии в Украине — это лишь около 0,2% населения Украины, т.е. в десять раз меньше, чем доля украинских граждан в Молдове. Однако Украина проявляет гораздо большую обеспокоенность по поводу румынских паспортов, чем Молдова по поводу паспортов Украины, Румынии или России.

Однако само по себе раздавание паспортов еще не является проблемой. Болгария раздает паспорта в Македонии и Молдове, Венгрия в Сербии, но это само по себе не угроза. Проблемы возникают тогда, когда эти документы оказываются поводом для ввода танков. Но вряд ли кто-либо всерьез верит в то, что Украина вторгнется в Молдову, Румыния оккупирует Украину, а Болгария введет свои войска в Македонию. Поэтому ситуация с румынскими паспортами в Украине, украинскими паспортами в Молдове, венгерскими паспортами в Сербии или болгарскими паспортами в Македонии вовсе не тождественны ситуации с распространением российских паспортов в Абхазии.

Другими словами, Украина ошибается, проецируя свои страхи в отношении России на Румынию. К большому сожалению, Румыния не является другом и надежным партнером Украины, а ее публичные заявления о ситуации этнических румын за рубежом совсем не содействуют двусторонним отношениям. Но Румыния и не враг Украины.

Искаженный взгляд на Молдову

К сожалению, Украина иногда проецирует свои проблемы с Румынией и на Молдову. После проблемных отношений Киева с молдавским коммунистическим правительством (2001 — 2009) сегодня ряд украинских экспертов, политиков и даже иногда дипломатов выражают свой скептицизм по поводу нового молдавского правительства — альянса за европейскую интеграцию — боясь его излишней прорумынскости.

На самом деле новое правительство в Молдове не ведет страну к союзу с Румынией. Оно прагматично, и нуждается в румынской поддержке для европеизации Молдовы и сближения страны с ЕС. Однако для достижения своих целей оно в такой же степени нуждается и в поддержке Украины. Молдавский правительственный альянс решительно настроен на интеграцию в ЕС, частично поддерживает вступление Молдовы в НАТО, придерживается либеральных принципов в экономике и идеологически близок к бывшей оранжевой коалиции в Украине. Однако он достаточно прагматичен и будет пытаться сделать все от нее зависящее во имя сохранения хороших отношений и с Россией. Кроме того, новое молдавское правительство считает Украину ключевым приоритетом своей внешней политики. В официальном списке приоритетов правительства Украина стоит второй после интеграции Молдовы в ЕС, причем отношения с Украиной и отношения с Румынией ставятся в один ряд. Лишь после них идут Россия и США.

Сегодня даже Кремль пробует показать себя относительным другом нового молдавского правительства, понимая, что Коммунистическая партия Молдовы — это сила, остающаяся в прошлом. В ходе своего недавнего визита в Кишинев Дмитрий Медведев встретился с двумя лидерами нового правительства, но отказался от встречи с Ворониным. Несмотря на определенную активизацию дипломатических отношений между Молдовой и Украиной, пропасть восприятий между ними все еще достаточно глубока.

Региональные амбиции

Главная слабость Украины внутри ее самой, в неспособности провести необходимые реформы и осуществить модернизацию. Для проведения реформ стране нужна спокойная международная среда, однако подобная среда не формируется сама собою.

Украина — большое государство, и вести себя должна как большое государство. Но региональное лидерство той или иной страны зависит не только от количества населения и размера вооруженных сил, а и от умелой дипломатии, способности стать «мягкой силой» для своих партнеров, а также от количества его друзей. Например, Китай часто говорит о концепции «мирного роста», не несущем угроз. Турция ведет политику, направленную на «отсутствие проблем с соседями», и даже открыла возможности для турецко-армянского диалога. Оба государства понимают, что дружественные соседи делают их сильнее на международной арене. У России, напротив, нет друзей, и Москва, похоже, даже не осознает того, насколько негативно это влияет на ее силу. Но давайте зададим вопрос: а кто является другом Украины?

Политика России относительно Украины действительно несет в себе проблемы. Но у Украины мало друзей и на Западе. И проблемы не только с Румынией и Молдовой. После последнего газового кризиса в январе 2009 года от Киева отвернулась Словакия. Даже Польша устала от Украины, ведь непрекращающиеся украинские внутренние ссоры неимоверно усложняют попытки Польши продвигать ее в ЕС. В связи с этим Украине срочно нужно улучшать свои отношения с соседями.

Сейчас хороший момент многое начать с чистого листа в региональной политике Украины. В Молдове новое правительство, в Румынии так же (и, возможно, новый президент). И в Украине, скорее всего, будет новый глава государства. Важно понять, что проблемы нужно решать и что проблемы — не угрозы, с которыми надо воевать. Например, взаимные обвинения в игнорировании прав меньшинств необходимо рассматривать при посредничестве ОБСЕ и при участии обоих государств. Вопрос с островом Змеиный закрыт решением международного суда. Экономическая конкуренция вокруг контроля над транспортными путями в дельте Дуная являются лишь экономической, но ни в коем случае не угрозой суверенитету.

Однако существует потребность и в более позитивной повестке дня отношений между Румынией и Украиной: Киев и Бухарест должны начать сотрудничество по молдавскому вопросу. И Украине, и Румынии нужна европейская Молдова, и оба государства могут сыграть позитивную роль в успехе нового молдавского правительства.

Румыния никак не заинтересована в неудаче проекта украинской государственности, хотя бы потому, что подобное серьезно нанесет Молдове серьезный урон. Киев тоже нуждается в решении приднестровского конфликта и в реинтеграции Молдовы, иначе рискует столкнуться с новым Калининградом на своей юго-западной границе. И Молдова, и Украина гораздо более амбициозны в своих отношениях с ЕС, чем то, что предлагается рамками «Восточного партнерства». К тому же у обоих государств одни и те же друзья в самом ЕС. Будет естественным, если Молдова и Украина начнут сотрудничество в своих евроинтеграционных усилиях.

Украина, Румыния и Молдова нуждаются в перезагрузке трехсторонних отношений с помощью серии трехсторонних региональных инициатив — например, саммитов и проектов сотрудничества на местном уровне. Румыния, возможно, и не является таким другом Украины, как Польша, но она и не представляет собой угрозу украинскому суверенитету. Украине нужно «отсутствие проблем» со всеми своими соседями. И подобная политика может начаться с решения сложностей, имеющихся у Украины с двумя западными соседями: Румынией и Молдовой.