«Братская» любовь не знает границ
«Братья во спасение», как это явствует из названия их организации, созданной кубинскими эмигрантами во Флориде в 1991 году, спасали. Спасали кубинцев, которые на наспех сбитых плотах пытались преодолеть 150-километровый пролив, отделяющий Кубу от США, и таким образом вырваться из зажатой тисками экономического кризиса страны. Двигали «братьями», помимо чисто братских, и другие чувства: каждый спасенный обходился своим родственникам в США в $2.000 - 4.000. Спасение осуществляли 30 пилотов, которые на двухместных самолетах «Сессна» облетали пролив, обнаруживали беженцев и передавали координаты их местонахождения береговой охране США. Однако, после того, как в начале мая прошлого года между Гаваной и Вашингтоном было достигнуто соглашение об упорядочении эмиграции, спасать стало некого.
Но эмиграционное соглашение 1995 года вовсе не уменьшило братский пыл и не подрезало крыльев главе организации - Хосе Басульто, который еще со времен неудачного вторжения кубинских эмигрантов на Кубу в апреле 1961 года был тесно связан с ЦРУ и, по словам авторитетного английского еженедельника «Экономист», пытается поднять на острове «небольшое спонтанное восстание». Он продолжал полеты, поскольку рожденный летать не летать не может. Вот переданная по кубинскому телевидению 26 февраля запись отчета канала 23 из Майами от 13 июня 1995 года, в котором корреспондент сообщает о том, что летел на самолете 2506 вместе с Хосе Басульто и Хуаном Пабло Роке в составе группы из 4 самолетов. Согласно отчету, перед Малеконом (гаванская набережная) группу в течение 5 минут преследовал Миг-23 кубинских ВВС, однако никаких боевых действий он не предпринял. А вот свидетельство Хуана Пабло Роке, переданное в той ж телепрограмме: «Лично я тоже совершал нарушения воздушного пространства. Последнее из них относится к 9 января 1996 года... Вместе со мной летел капитан корабля Билли Шусс. Как только была набрана высота, превосходящая 9.500 футов, были открыты окна самолета, и мы начали сбрасывать листовки на национальную территорию. Это нарушение повторилось 13 января, когда были сброшены еще тысячи листовок. Намерение было такое: постараться поднять дух контрреволюционных организаций».
После январских нарушений территориальной целостности Кубы ее руководством было принято решение о пресечении недозволенных полетов в воздушном пространстве страны. Это решение было опубликовано в печати, доведено до сведения заинтересованных лиц и организаций по другим каналам. Президент Ассоциации кубино-американских пилотов Хорхе Доррбекер подтвердил 25 февраля, что руководством Федерального авиационного агентства США три недели назад (т.е. в начале февраля) все пилоты были предупреждены о том, что если они нарушат воздушное пространство Кубы, то «кубинское правительство не будет нести ответственности за их безопасность». Но высокие «братские» порывы Хосе Басульто и его соратников возобладали над обыденными соображениями безопасности. Да, воистину, настоящая братская любовь не знает границ.
Карнавальное утро и послекарнавальные дни
24 февраля Гавана готовилась к традиционному карнавалу. Готовились все: рабочие и служащие, пенсионеры и студенты, белые, мулаты, негры... В числе готовящихся были также представители далекой Украины - 200 детей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и проходящих курс лечения на Кубе. Естественно, что «Братья во спасение» из близкой Флориды не могли остаться в стороне от этого события. Предвидя возможный дефицит конфетти, они, по всей вероятности, решили ликвидировать его и предложить гаванцам в качестве этого непреложного карнавального атрибута свои листовки.
В 10.15 к кубинской столице направились три «Сессны», но через час они были отогнаны на север самолетом кубинских ВВС. Через два часа маленькая воздушная флотилия снова направилась к Кубе. В ответ на предупреждение, сделанное Центром контроля воздушного пространства, пилоты ответили, что знают о том, что этого делать нельзя, но они это сделают. И сделали. Правда, не все: предусмотрительный Басульто на своем самолете остался за пределами 12-мильной зоны, две же другие «Сессны» отважно ее нарушили.
Как оказалось, у летчиков кубинских ВВС было свое представление о карнавале, четко регламентированное ранее отданным приказом о пресечении действий нарушителей границ. Посчитав, по-видимому, антиправительственные листовки неважной заменой конфетти, они за неимением петард и хлопушек использовали свои предкарнавальные заготовки - боевые ракеты, которыми разнесли в щепки две беззащитные «Сессны». Случилось это между 15.21 и 15.28. Около 16 часов о происшедшем доложили Фиделю Кастро. Он был готов к этому известию, ибо готовился получить его. Одним из элементов «подготовки» стало неожиданное возвращение в Гавану незадолго до февральской трагедии Хуана Пабло Роке. Судя по обстоятельности собранного пилотом компромата, он внедрился в ряды «братьев» не только по велению своего патриотического сердца, но и по заданию кубинской разведки.
Вашингтону предкарнавальные затеи Гаваны не понравились. 25 февраля госсекретарь США Уоррен Кристофер охарактеризовал случившееся как «вопиющее нарушение международных законов и норм цивилизованной страны», заявив при этом, что «самолеты были атакованы в международных водах», а не в территориальных водах Кубы как утверждает ее правительство.
Факты же склоняют к мнению, что кубинская версия все-таки правдоподобнее. Во-первых, не дожидаясь заявления У.Кристофера, уже 24 февраля американские власти запросили разрешения войти в кубинские территориальные воды к северу от Гаваны для совместного участия в поисково-спасательных работах. Во-вторых, в результате этих работ именно в кубинских территориальных водах, а не за их пределами, были найдены принадлежавшие нарушителям предметы. Однако, попытки объективной оценки инцидента, такие, как заявление конгрессмена-демократа Рэйнджела телеагентству CNN о том, что «никакая американская группа не имеет права нарушать воздушное пространство Кубы для сбрасывания антиправительственных пропагандистских материалов в нарушение законов США и Кубы», не повлияли на официальную оценку событий администрацией Белого дома.
26 февраля президент США Клинтон объявил о введении новых санкций против Кубы: запрете всех чартерных авиарейсов на остров, выделении средств «Радио Марти», которое вещает на Кубу из Флориды, а также о своей поддержке законопроекта Хелмса-Бэртона, предусматривающего ужесточение антикубинских санкций.
Хочет ли
«старый лис» окопаться глубже?
Законопроект Хелмса-Бэртона был одобрен конгрессом США еще в ноябре прошлого года. Но президент Клинтон не торопился его подписывать. Почему? Для ответа на этот вопрос процитируем «Экономист»:
«Билль Хэлмса-Бэртона - гнилой. Хотя он подразумевает поощрение демократии на Кубе, его положения инспирированы неприкрытой досадой, досадой, что американские союзники делают бизнес с Кубой... Наиболее сумасшедшие статьи, очевидно, нарушают международное право и несомненно нанесут вред союзникам США... Режим Кастро - систематически антидемократический... Но санкции только заставят старого лиса (т.е. Кастро. - Авт.)... окопаться глубже... Политика, направленная на то, чтобы удушить его власть голодом, доказала свою несостоятельность: она лишь укрепляет убежденность Кастро в том, что в условиях враждебных действий со стороны Соединенных Штатов он не может позволить людям выражать их собственное мнение».
Точку зрения влиятельного английского журнала разделяет и большинство союзников США. Так, четыре года подряд Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов одобряет вносимую кубинской делегацией резолюцию о необходимости «положить конец торговой, экономической и финансовой блокаде, навязанной Соединенными Штатами против Кубы». Осенью прошлого года в поддержку резолюции голосовали партнеры США по
НАФТА - Канада и Мексика, все латиноамериканские страны (за исключением Гватемалы и Сальвадора, которые воздержались), 12 из 15 стран-членов ЕС (воздержались лишь Великобритания, Германия и Нидерланды). Причем большинство голосовавших против американского эмбарго никак нельзя назвать закадычными друзьями Кастро. Посол Аргентины в ООН Эмилио Карденас, например, отметил, что его страна выступает «не только за отмену эмбарго, но считает необходимым проведение демократических преобразований на марксистской Кубе». Кроме самих США, против резолюции голосовали только Израиль и... Узбекистан (и чем ему не угодила Куба?).
А что же «старый лис»? Действительно ли он стремился к обострению отношений с Вашингтоном и соответствует ли это обострение его интересам, как это утверждают некоторые СМИ, в том числе украинские (например, программа «Вiкна у свiт», УТ-2, 10 марта)?
Думается, подобные утверждения основываются не на объективной оценке внутренней и внешней политики Ф.Кастро последних лет, а на желании обвинить его во всех смертных грехах. Реальные же факты свидетельствуют о хотя и медленных и осторожных, но достаточно четких и продуманных шагах кубинского правительства в направлении либерализации экономики и демократизации общественной системы. Эти шаги привели к первым положительным результатам: в прошлом году впервые за последние шесть лет был отмечен рост валового внутреннего продукта - на 2,5 процента (планировалось повышение ВВП на 2 процента). Страна начала выходить из кризиса, и народ это ощутил. По крайней мере, в 1995 году на Кубе не было отмечено массовых антиправительственных выступлений, какие имели место в августе 1994 года. Далее, Фидель Кастро хорошо понимает благотворную роль иностранного капитала для дальнейшей стабилизации экономики Кубы, делает все возможное для его привлечения и не может не осознавать негативных последствий введения ограничений на его приток, вытекающих из билля Хелмса-Бэртона. Почему же он, заинтересованный в дальнейшем «открытии дверей», поставил на них новую задвижку, решившись на уничтожение американских самолетов?
Ответ прост. Дело в том, что перед Ф.Кастро была поставлена дилемма, суть которой сводится к банальному вопросу: кошелек или национальное достоинство? Хорошо зная особенности кубинского менталитета, которому присуще обостренное чувство этого самого национального достоинства, Фидель выбрал именно его. И трудно не согласиться с его рассуждениями о том, что нарушения воздушного пространства Кубы (а за последние 20 месяцев их было зарегистрировано 25) «унизительны», и что Вашингтон вряд ли потерпел бы нарушение его воздушного пространства маленькими самолетами. «Мы были терпеливы, - подчеркнул Ф.Кастро в интервью американскому еженедельнику «Тайм», - но терпение имеет пределы».
* * *
Таким образом, своей «карнавальной» затеей «Братья во спасение» спровоцировали ухудшение в отношениях между Вашингтоном и Гаваной, нанесли экономический ущерб американским союзникам, имеющим экономические интересы на Кубе, и самим США (ожидается, в частности, что Всемирная торговая организация потребует от них компенсации за ущерб, который понесут в связи с введением билля Хелмса-Бэртона иностранные инвесторы на Кубе), но больнее всего ударили по самим себе (четыре жертвы инцидента 24 февраля) и собственному народу. Но бравый Басульто, несмотря ни на что, намерен продолжать полеты, о чем он сообщил прессе. Не настало ли время все-таки пресечь его безответственную деятельность, образумить других подобных ему «братьев» и прочих «родственников»? Не боевыми ракетами, а силой закона.