Символичный День народного единства Владимир Путин отметил символичными жестами.
Начав день с поездки в оккупированный Крым, он завершил его совместным с Александром Лукашенко участием в онлайн-заседании Высшего государственного совета Союзного государства. Там оба политика утвердили обновленную военную доктрину и концепцию миграционной политики. Но главное — подписали интеграционный декрет «Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы».
Содержание этого документа Москва и Минск не раскрывают. Известно лишь, что направления включают 28 отраслевых программ. Как следует из совместного заявления белорусского и российского премьеров, обнародованного 10 сентября, «дорожные карты» направлены на унификацию законодательства Беларуси и РФ. Они предполагают внедрение единых принципов налогообложения, осуществление общей политики в кредитно-финансовой и банковской сферах, промышленности и сельском хозяйстве, согласованное регулирование объединенных рынков нефти, газа, электроэнергии и транспортных услуг и т.д.
Комментируя принятые договоренности, Путин заявил, что «достигнут очень серьезный прогресс» по нефтегазовому рынку, и вновь напомнил о том, что белорусы приобретают российский газ по минимальным ценам: «Вы сами знаете, что сейчас происходит на мировых рынках нефти и газа, и Республика Беларусь сегодня получает газ от России в семь-восемь, а в отдельные моменты — и в девять-десять раз дешевле, чем на европейских спотовых рынках».
После того как Путин и Лукашенко подписали «дорожные карты», эти договоренности получают юридически обязующий характер. Но, как пообещал российский президент, «в интеграционных усилиях мы не собираемся останавливаться на достигнутом».
В свою очередь Лукашенко высокопарно заявил, что Союзное государство является для Минска «приоритетом из приоритетов», что совместно с Москвой была создана уникальная интеграционная модель «благодаря которой обеспечиваются равные права белорусов и россиян» и углубляется экономическое взаимодействие между странами. По его словам, две страны начинают перезагрузку экономического пространства, предполагающую «внедрение современных технологий, стилей, методов принятия решений».
Да только какие бы пафосные слова о «важных шагах на пути союзного строительства» ни произносил Лукашенко, они не могут скрыть того, что произошедшее 4 ноября означает инкорпорацию Беларуси в состав Российской Федерации при формальном сохранении суверенитета Минска. В год тридцатилетия распада СССР подписание интеграционного декрета в День народного единства — не просто внешнеполитическая победа Кремля. Это — личный успех Путина, зацикленного на собирании «земли Русской» под рукой Москвы.
Несмотря на то, что Лукашенко десятилетиями использовал интеграционную риторику, до недавнего времени он не спешил реализовывать многочисленные договоренности в рамках Союзного государства, предпочитая сохранять хотя бы относительную независимость от Москвы. Но после жесткого подавления массовых протестов белорусов, осуждения на многолетние сроки политических оппонентов, санкций со стороны международного сообщества, ухудшающаяся в стране экономическая ситуация привела к тому, что самопровозглашенный президент Беларуси стал политически, финансово и экономически зависим от Кремля.
Впрочем, Лукашенко, получив очередные российские кредиты, скорее всего, постарается в очередной раз саботировать исполнение подписанных документов: ведь не в его правилах отдавать власть. В Кремле это хорошо понимают. Тем более что после встречи с Путиным в начале сентября самопровозглашенный президент Беларуси предпринял действия, которые многие в России расценили не просто как антироссийские, а как выпады лично в адрес Путина.
Так, первого октября белорусскими спецслужбами был задержан журналист «Комсомольской правды в Беларуси» Геннадий Можейко. А за десять дней до заседания Высшего госсовета ведущий шоу «Политика без галстуков и купюр» Евгений Пустовой на белорусском гостелеканале СТВ, не называя российского президента по имени, сравнил Путина и Лукашенко. Последний, по словам Пустового, «единственный президент, который в COVID не прятался по бункерам от народа» и «ботоксом не пользуется».
Будет ли Кремль и далее терпеть подобное от своего клиента? В последнее время в российских и пророссийских телеграм-каналах часто звучит мысль, что «единственная реальная модель сохранения Беларуси в сфере влияния России — это силовая смена режима Лукашенко на марионеточный». Конечно, в окружении самопровозглашенного президента есть недовольные им люди, на которых ставят различные «кремлевские башни». Вызывает вопросы и лояльность армии и спецслужб к Лукашенко. Однако пока он держит ситуацию под контролем. Да и зачем Кремлю рисковать?
Лукашенко сегодня в «зыбучих песках» российской экономической и политической помощи и вынужден следовать в кильватере политики Москвы. Сужает поле для маневра не только экономическая ситуация в Беларуси и международная изоляция, но и военное присутствие россиян в стране, увеличившееся после проведения российско-белорусских военно-штабных стратегических учений «Запад-2021». И чем больше нелегалов попадает в Литву и Польшу из Беларуси, чем большее число оппонентов Лукашенко будет осуждено белорусским судом, тем крепче узы белорусско-российской «дружбы».
Но для нашей страны подписание декрета «Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы» и обновленной военной доктрины Союзного государства создает вызовы в сфере безопасности.
«Мягкая аннексия» Беларуси означает для Киева не только рост угроз украинской экономике, зависящей от соседней страны по таким стратегическим товарам как дизтопливо и битум или перспективу появления иракских, сирийских или палестинских нелегалов в болотах чернобыльского Полесья. С учетом того, что украино-белорусская граница составляет более тысячи километров, возрастают и военные риски. Уже сама угроза вторжения с севера будет вынуждать украинское руководство направлять на границу с Беларусью значительные человеческие и финансовые ресурсы.
На заседании Высшего госсовета Лукашенко отметил, что Москва и Минск собираются усилить региональную группировку войск Союзного государства. Но уже сегодня тревогу вызывает информация The Washington Post и Politico, что россияне вновь концентрируют войска у границ Украины. Так, издание Politico обнародовало спутниковые фотографии, сделанные 1 ноября, которые демонстрируют скопления танков и самоходной артиллерии вместе с наземными войсками в районе российского города Ельня недалеко от границы с Беларусью.
Чтобы эффективно противостоять угрозам, исходящим со стороны Беларуси, Киев должен их осознавать и иметь четкую политику в отношении Минска в новых внешнеполитических реалиях. Ведь стремительно теряющая остатки своего суверенитета лукашенковская Беларусь вовсе не нейтральная и дружественная страна, а военно-политический клиент России.
Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.