UA / RU
Поддержать ZN.ua

Локальный декаданс с глобальными последствиями: итоги первого тура французских выборов

Нехарактерно интенсивный интерес к французским выборам в Украине обусловлен переизбытком доброжелательных к политике Путина кандидатов, чья победа могла существенным образом повлиять на динамику международной поддержки в целом и механизмы решения российско-украинского конфликта в частности.

Автор: Надежда Коваль

Идея упадка 3 и поиска путей выхода из него витает над французским обществом вот уже два столетия, периодически выныривая в повестке дня с большей или меньшей остротой.

В последние годы этот дискурс существенно усилился. Неспособность традиционных политических игроков преодолеть экономическую стагнацию (минимальный рост экономики, значительная безработица - 10%, а среди молодежи - все 25%, большой долг и бюджетный дефицит) подняла вопрос о необходимости глубинных реформ политических, социальных и экономических институтов. Вместе с угрозами безопасности (беспокойство о которых усилилось из-за периодических террористических актов и кризиса беженцев) это создало благоприятную почву для развития популистских, радикальных и евроскептических движений.

Администрация Олланда надежных и реальных решений предложить не смогла: отчасти из-за собственной нерешительности и внутренних конфликтов, отчасти из-за сопротивления общества, которое не хотело отказываться от обычного уровня социальной защиты. Правящая Социалистическая партия заплатила за это сполна: друг за другом президент Олланд (не рискнул баллотироваться), премьер-министр Вальс (проиграл праймериз) и официальный кандидат партии Амон (получил всего 6,35% голосов в первом туре) почувствовали на себе гнев недовольных избирателей.

В мрачной ситуации полного отрицания предыдущего курса избирательная кампания проходила беспрецедентным образом. Программы буквально всех кандидатов обещали разрыв с прошлым и светлое будущее различной степени радикальности. На фоне глубокого кризиса партий, определявших политический ландшафт Франции в течение десятилетий - Социалистической и "Республиканцев", - популярность приобрели не только право- и леворадикалы. Даже центристскую опцию воплощал кандидат, еще несколько лет назад неизвестный широкой массе, а его политическому движению на момент официального вступления в кампанию исполнилось немногим более полугода.

Четыре революционных проекта

Из 11 официально зарегистрированных кандидатов после продолжительной и изнурительной борьбы к голосованию в первом туре с наиболее убедительными рейтингами дошли четверо.

Ими стали бывший министр экономики, а до этого - советник президента Олланда, проевропейский центрист Эмманюэль Макрон (около 24% в первом туре), руководитель ультраправой партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен (22%), бывший премьер и лидер консервативного крыла партии "Республиканцы" Франсуа Фийон (20%) и лидер леворадикального движения "Непокоренная Франция" Жан-Люк Меланшон (19%).

Следовательно, на финише первого тура соревновались четыре программы, основное различие между которыми можно редуцировать к четырем комбинациям ответов на два основоположных вопроса: либеральной или протекционистской должна быть французская экономика? Космополитичной или националистической должна быть сама Франция?

Первую комбинированную версию ответа на эти вопросы представил в своей программе Фийон. Он предлагал ультралиберальные экономические реформы, предусматривающие существенное сокращение раздутого государственного сектора, бюджетного дефицита, либерализацию рынка труда и социальной защиты. Вместе с тем в культурно-идеологической сфере Фийон пропагандировал ренессанс консервативных ценностей, восстановление суверенитета Франции при сохранении ее членства в ЕС, поддержку французского языка и пиетет перед национальной историей, жесткую интеграцию ограниченного количества мигрантов. Видение Франции как ведущего мирового государства, на равных строящего отношения с США, Россией, Китаем, Ираном, должно было стать путеводной звездой, оправдывающей и радикальные реформы, и снисходительность Фийона к Путину и Асаду.

По-другому выглядела комбинация Меланшона. Ярый противник общеевропейской политики экономии, свободной торговли, международной финансовой системы и приватизации публичных благ, он вместе с тем поддерживал активное вмешательство государства в экономику ради стимулирования развития и корректировки неровностей (увеличение минимальной зарплаты и снижение пенсионного возраста, бесплатные медицина, образование и жилье, инвестиции в экологию и т.п.). В социальной сфере ведущим мотивом стала демократизация, которая должна была воплотиться через отмену президентской республики во Франции и перестройку ЕС из инструмента финансово-экономического давления в действительно демократическое образование. В случае неудачи допускался выход Франции из нынешнего ЕС в одностороннем порядке. Во всемирном масштабе план Меланшона предусматривал альтернативную глобализацию демократичного и невзыскательного характера.

Но ни одна из "гибридных" программ не получила достаточной поддержки. Во втором туре 7 мая доводя политическую поляризацию до максимума сойдутся проект двойной открытости Эмманюэля Макрона и проект двойного закрытия Марин Ле Пен. Каждый из кандидатов очерчивает это противостояние собственными терминами: для Ле Пен это противостояние европеистов и патриотов, для Макрона - прогрессистов и консерваторов.

Эмманюэль Макрон: изменить все, чтобы не менять ничего

Определяющей характеристикой программы Макрона является принципиальная проевропейская позиция, направленная на сохранение и углубление европейской интеграции. Он отстаивает необходимость создания бюджета, должности министра экономики и парламента зоны евро, поддерживает создание "Европы обороны" (не отказываясь от НАТО), сохранение Шенгена и усиление защиты внешних границ ЕС. Чтобы побороть евроскептические настроения в масштабе всего ЕС, предлагает провести гражданские конференции для обсуждения будущего Европы. Кроме того, активно работает на усиление франко-немецкого двигателя интеграции.

Экономическая программа Эмманюэля Макрона базируется на позициях проевропейского либерализма и благосклонности к свободной торговле, дерегуляции бизнеса и сокращения бюджетных затрат. Ориентиром бюджетной политики должно стать существенное уменьшение дефицита и государственного долга ради приведения этих показателей к европейским нормам. По наиболее чувствительным социальным вопросам - продолжительности рабочей недели и пенсионного возраста - Макрон занял весьма невыразительную позицию, предлагая сделать это предметом переговоров между предприятием и работником.

Открытая и верная собственным ценностям Франция является его идеологическим и внешнеполитическим ориентиром. Это подчеркивают нетипичная в наше время поддержка политики Ангелы Меркель относительно беженцев и трактование иммиграции как положительного фактора, обогащающего французское общество.

Поскольку противостояние системе стало одной из краеугольных тем кампании, Макрон предлагает ограничить возможность получения избирательного мандата до 3 раз подряд, запретить парламентариям предоставлять консультативные услуги и трудоустраивать членов своей семьи, ввести отчет президента по внутренней и внешней политике раз в год, уменьшить на треть количество депутатов и сенаторов и усилить контроль парламента над деятельностью правительства.

Марин Ле Пен: назад к (мнимому) прошлому

Главная идея программы Ле Пен - возрождение французского суверенитета, ключом к которому является максимальная эмансипация от ЕС и его институтов. Поэтому пункты о референдуме про выход из ЕС и возврат франка стоят в программе среди первых, а анонсированные мероприятия в случае победы предусматривают закрытие национальных границ и жесткое ограничение миграции. Стремясь выйти из объединенного военного командования НАТО, Ле Пен также планирует увеличить затраты на оборону до 3% ВВП.

Экономической и социальной частями программы Ле Пен руководит идея протекционизма, призванного содействовать развитию французской экономики, в то время как глобализация и свободная торговля, по убеждению Ле Пен, ее уничтожают. В социальной политике основная идея - восстановление покупательной способности французов, прежде всего - самых бедных. Популистскую социальную программу дополняют снижение пенсионного возраста и пересмотр социальных выплат. Деньги на финансирование таких проектов планируется взять за счет экономии на выплатах в бюджет ЕС и урезания социальной помощи для работников-иностранцев, в то же время полностью сохраняя ее для французов. Воспринимая иммиграцию как угрозу для безопасности и в целом для культурной идентичности Франции, среди ограничительных мер, очерченных общим термином "национальная преференция", также предлагается отменить "право почвы" и ограничить иммиграционный поток во Францию до 10 тыс. человек в год (сейчас - 200 тыс.).

Что же касается реформы "системы", то Ле Пен хочет вернуться к семилетнему сроку президентства без права переизбрания, внедрить механизм референдума по народной инициативе и уменьшить количество сенаторов и депутатов. Наконец, она стремится заменить систему голосования на пропорциональную: ведь именно мажоритарное голосование в два тура в последние годы было основным инструментом, сдерживающим прохождение Национального фронта на все ступени власти.

Украинские контексты

Нехарактерно интенсивный интерес к французским выборам в Украине обусловлен переизбытком доброжелательных к политике Путина кандидатов, чья победа могла существенным образом повлиять на динамику международной поддержки в целом и механизмы решения российско-украинского конфликта в частности.

Меланшон, отстаивавший право России защищать собственные интересы в Крыму перед якобы путчистским киевским правительством, на которое влияли "неонацисты", и заявлявший, что постсоветские границы нуждаются в пересмотре путем переговоров, - не был бы самым удобным партнером. Не менее сложным вызовом стали бы и отношения с Фийоном, который открыто поддерживает российскую принадлежность Крыма, обвиняет Украину в несоблюдении политических положений минского процесса, заявляет об отсутствии у нее призвания к членству в ЕС и НАТО и поддерживает снятие санкций.

На этом фоне пророссийская позиция Ле Пен не выглядит ни одинокой, ни оригинальной. Кандидатка, получившая официальную поддержку российского президента, посетив в конце марта Кремль, имеет пророссийскую ориентацию как на практическом уровне (печально известные кредиты от чешско-российского банка), так и на концептуальном. Принципиальное положение ее внешнеполитической программы - восстановление мультиполярного мира, где новая, суверенная, сильная Франция станет одним из центров силы. Это перекликается с основоположными принципами ревизионистской международной политики России. Также, в контексте антииммигрантской и антитеррористической риторики, Ле Пен делает ударение на необходимости "стратегического союза" с Россией для уничтожения "Исламского государства".

Уже сам выход во второй тур Макрона, настаивающего на необходимости соблюдения международного права, - оптимистичный знак для Украины. В то же время его позиция не является чрезмерно радикальной: политик выступает за принципиальный диалог ЕС с Россией и постепенное снятие санкций, но при важных условиях: выполнении минских договоренностей и прогресса ситуации в Украине. При условии устойчивого прогресса в будущем и в сотрудничестве с Германией возможно усиление экономических и политических связей между ЕС и Россией. Что же касается более широкого контекста европейской интеграции Украины - Макрон не поддерживает дальнейшее расширение ЕС или НАТО (последнее - по четко перечисленным в программе исключениям Балкан, Финляндии и Швеции).

Общественные разломы и вызовы второго тура

Едва ли не диаметральная противоположность программ двух кандидатов, вышедших во второй тур, показала четкие линии поляризации французских избирателей. Как подтвердило исследование IPSOS, электорат Макрона - образованные жители крупных городов с доходом от 3000 евро в месяц (в Париже он получил рекордные 35% голосов, в то время как его соперница - едва 5%). Вместе с тем электорат Ле Пен - жители сел и городков, непривилегированной Франции, пострадавшей от экономической стагнации: наемные служащие и рабочие с зарплатой до 1250 евро. Наблюдался и четкий географический разлом: 47 департаментов, где праздновала победу Ле Пен, размещаются на востоке Франции, полученные Макроном 42 - на западе.

Несмотря на такие расколы, социология довольно оптимистично оценивает во втором туре перспективы победы Макрона с результатом около 60%, и около 40% - Ле Пен. Но существенный "резерв" почти в 20% может быть откорректирован низкой явкой избирателей. Это может произойти, если второй тур проигнорируют те, кто считает победу Макрона свершившимся фактом, или если избиратели кандидатов, проигравших в первом туре, не захотят соблюдать республиканский консенсус и голосовать за Макрона только для того, чтобы не допустить президентства Ле Пен. Признаки обеих проблем можно было увидеть и в весьма самоуверенной речи Макрона по результатам первого тура, и в отказе Меланшона призвать голосовать за кого-либо из двух кандидатов во втором туре, и в наличии в партии "Республиканцы" значительной фракции во главе с Лораном Вокезом, также отдающей предпочтение неопределенности. К тому же такой ситуации содействует и "нормализация" Национального фронта, который уже давно стал обычным элементом французского политического ландшафта и не вызывает такого экзистенционального ужаса, как в 2002-м, когда во втором туре Жак Ширак получил 82% поддержки именно благодаря протестным голосам против Ле Пена-отца. Поэтому праздновать победу каждому из кандидатов пока что рано, гонка продолжается.