UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛИВИЯ: «МЫ ОБЪЯВЛЯЕМ ВОЙНУ ДИПЛОМАТИИ СМЕРТИ»

Добровольный отказ Ливии от планов по созданию ядерного оружия — событие, вызвавшее фурор в дипломатических кругах разных стран и особо понравившееся Вашингтону...

Автор: Иван Сагайдачный

Добровольный отказ Ливии от планов по созданию ядерного оружия — событие, вызвавшее фурор в дипломатических кругах разных стран и особо понравившееся Вашингтону. Президент США Джордж Буш, кстати, сам объявил об этом решении полковника Муамара Каддафи на весь мир. И сделал это даже раньше, чем сами ливийцы. Несмотря на этот нюанс, шаг Ливии, на который до этого отваживались лишь власти ЮАР, означает новый прецедент в мировой дипломатии, а в данный исторический момент, возможно, и новый опыт отношений страны-изгоя с Соединенными Штатами. Возможно, такое развитие событий заставит Вашингтон пересмотреть акценты в своей войне с терроризмом. Как написала правительственная ливийская газета «Аль-Джамахирия»: «Мы объявляем войну дипломатии смерти.»

Странная «победа» Буша

О новой победе Буша то ли в глобальной войне с терроризмом, то ли в деле нераспространения оружия массового поражения (ОМП) всю минувшую неделю трубили крупнейшие мировые СМИ. Правда, удивительно, что накануне 19 декабря, когда Ливия объявила о своем решении, никто не слышал о каких-либо существенных шагах американской администрации вынудить Триполи пойти на такое решение. Победа без единого выстрела, впрочем, стала удобным поводом для нынешней вашингтонской администрации еще раз напомнить о том, кто по-настоящему правит миром.

«Ливия должна выполнить обязательства, взятые сегодня, и полностью включиться в войну с террором», — заявил Джордж Буш-младший. Наградой за это, по словам хозяина Белого дома, будет «возвращение Ливии в семью наций.» Впрочем, Буш признал, что договоренности с ней были достигнуты в ходе «тайных переговоров». Интересно, что именно на это обстоятельство не обратили внимание обозреватели, которые практически в унисон заявили, что «международное давление и политическая изоляция Триполи» стали теми ключевыми факторами, которые заставили полковника Каддафи в конце концов отказаться от планов овладеть ОМП.

Многие также считают, что на Каддафи неизгладимое впечатление произвел арест Саддама Хусейна. Связь с Ираком, очевидна, считают эксперты, ведь Ливия могла стать новым объектом для атаки США даже в случае, если бы и не было доказательств того, что эта страна обладает запрещенным оружием. И что самое интересное, теперь решением Каддафи в Лондоне и Вашингтоне пытаются оправдать «доктрину превентивных ударов». Британский министр Джеф Хун заявил, что шаг Ливии свидетельствует о «своевременности и резонности» военной операции в Ираке. Ливия показала: «наступательная политика может оказаться действенной — но такая политика окажется результативной, если будет сопровождаться угрозами, а если необходимо, то и применением силы.»

Можно сделать вывод, что при новом глобальном порядке выживут и такие диктаторы, как Каддафи. Главное, чтобы они в дальнейшем были посговорчивее и ни в коем случае не сопротивлялись «интересам США».

Странное «поражение» Каддафи

В заявлении ливийского руководителя, которое, по-видимому, все-таки оказалось сюрпризом для Вашингтона, говорится: «Наше решение выдвигает Ливию в число лидеров среди стран, которые борются за освобождения планеты от ОМП, за мир свободный от терроризма». Кстати, эту фразу американский лидер вроде как не услышал. Каддафи далее сказал, что он якобы договорился с Бушем и Блэром о личной встрече, на которой будет подписан соответствующий договор. Белый дом ничего не мог ответить и по этому поводу. Далее Триполи подчеркивает, что решение отказаться от «ядерного статуса» было принято добровольно и без какого-либо давления со стороны США. Это тоже не укладывается в версию Буша.

Следует напомнить, что и ранее руководство Джамахирии выступало с инициативой о создании зоны, свободной от ОМП в рамках всего ближневосточного региона. И поскольку эта инициатива не нашла отклика, Триполи идет на очередной шаг и заявляет об одностороннем отказе от такого оружия и оборудования, которым на данный момент располагает.

Более того, оказывается, еще в октябре и декабре Ливию посетили группы американских и британских экспертов, получившие по указу Каддафи неограниченный доступ к дюжине военных объектов, на которых они увидели намного больше, чем им было известно до этого. В частности, центрифуги для обогащения урана и установки для производства горчичного газа. (Впрочем, все это оборудование было показано в нерабочем состоянии.) Документы касательно характеристик этого и прочего оборудования еще ранее были переданы ливийскими представителями американским и британским экспертам во время тайных переговоров в Лондоне, которые продолжались с середины марта. Ливия также согласилась соблюдать все договоры о нераспространении ядерного оружия и сама пригласила экспертов МАГАТЭ проверить свои объекты.

Кроме того, Триполи заявил, что оставит у себя на вооружении только тактические ракеты с радиусом действия не более 300 км, хотя обладает модернизированными СКАД, способных летать и на 800 км. Еще одним сюрпризом стало то, что Ливия в очередной раз призналась: она никогда не поддерживала «террористов», однако, как выразился премьер-министр Шукри Мохаммед Ганем, «мы помогали борцам за свободу в разных точках мира». По данным некоторых британских газет, ливийцы также передали США информацию о сотнях боевиков «Аль-Каиды» и других радикальных организаций.

Любому, даже несведущему в тонкостях дипломатии человеку ясно, что на все эти договоренности американским «ястребам» потребовались бы годы, если бы не удивительная «сговорчивость» Муамара Каддафи. Один из руководителей группы американских разведчиков, посетивших Ливию, заявил, что именно ее лидер является автором этих перемен. Мотивы его действий в первую очередь следует искать внутри страны, а не в каком-то внешнем давлении. «Во время встреч в Триполи Кадафи был добр к нам и хорошо подготовлен к каждому раунду переговоров, понимая, что каждое его слово будет передано в Вашингтон», — заявил анонимный американский шпион агентству «Франс-пресс».

Здравый смысл плюс холодный расчет

Причины некоторых поступков Каддафи подчас сложно объяснить. Однако его всегда считали незаурядной личностью и политиком-прагматиком. Если внимательно почитать заявление ливийского лидера об отказе от ОМП, то в его итоговой части содержится призыв ко всем государствам последовать ливийской инициативе и особо подчеркивается, что лучше начать с Ближнего Востока «без всяких ограничений и двойных стандартов». Последняя фраза подразумевает не только Иран и Сирию, к которым есть претензии и у США, но в первую очередь Израиль, уже 30 лет со странным упорством сопротивляющийся подписанию Договора о нераспространении ядерного оружия. Израильское государство, впрочем, никогда не признавало (но и не опровергало!), что владеет запрещенным арсеналом. По данным американских экспертов, в распоряжении Тель-Авива находятся не менее 200 ядерных боезарядов, которые очень раздражают арабов. Ранее Каддафи, кстати, не раз говорил о том, что мусульмане имеют право на свою ядерную бомбу именно потому, что она есть у Израиля.

Теперь, после 19 декабря, старый лозунг Каддафи зазвучал по-новому и все так же актуально для арабов — «Израиль не имеет права на ядерное оружие, потому что от него отказалась Ливия». Именно об этом не хотят слышать ни в Вашингтоне, ни в Тель-Авиве. В такой трактовке решение Ливии вполне вписывается в ее старую политику, хотя большинство арабских наблюдателей уверены, что из этой затеи ничего не выйдет пока за спиной Тель-Авива маячит Вашингтон. Кстати, США уже используют ливийскую инициативу именно для давления на Сирию.

Но в любом случае ливийские мирные инициативы поднимают престиж Триполи. Несмотря на международные санкции и частичную изоляцию, в Африке, да и арабском мире, Ливия всегда была ключевым игроком. Шла ли речь об урегулировании конфликтов или оказании гуманитарной помощи.

Другое дело, что США в привычной для себя манере пытались разобраться с Ливией и ее лидером силой, однажды подвергнув ее территорию бомбовым ударам в 1986 году. Кстати, за поддержку терроризма. А уже в 1988 и 1989 годах ливийские спецслужбы организовали взрывы на самолетах американской и французской авиакомпаний, что стало причиной еще более жестких ограничений как со стороны США, так и ООН.

Лишь выдав организаторов этих терактов международному суду, Ливия в сентябре 2003-го была освобождена от международных санкций (американские все еще остаются), однако теперь должна выплатить семьям жертв два миллиарда долларов компенсации. Для этого нужны дополнительные доходы, например, от продажи нефти. Ливия ныне добывает полтора миллиона баррелей в день и стремится увеличить добычу в два раза до 2020 года.

Хорошим подспорьем для этого стало бы возвращение в страну американских фирм, которые до 1986 года инвестировали в экономику миллионы долларов. Этих долларов также не хватает нынешнему правительству страны, которое объявило курс на экономические реформы ради улучшения благосостояния жителей страны. Первым шагом явилась приватизация нефтегазовой отрасли. На нынешней неделе во время встречи с президентом Черногории Филипом Вуяновичем Каддафи в свойственной ему экстравагантной манере предложил гостю из Подгорицы удивительный контракт — Ливия готова менять нефть на питьевую воду!

Еще одной причиной перемены курса считается давление на Каддафи доморощенных радикалов, которые хотели бы заменить принципы ливийской демократии из «Зеленой книги» более жесткими исламскими законами.