В ночь с 15 на 16 декабря военная техника окружила правительственные здания в ливийской столице — городе Триполи. На первый взгляд события были похожи на военный переворот, который мог угрожать переходному правительству национального единства. Впрочем, впоследствии ситуация прояснилась. Сейчас она выглядит не такой опасной для стабильности правительства, но в то же время ярко иллюстрирует хаос, в котором пребывает Ливия.
Ответственность за ночные события в столице несут несколько влиятельных вооруженных формирований из тех, что контролируют Триполи и его пригороды. Их руководители прибегли к демонстрации силы в ответ на кадровые решения правительства о назначении военного командования в городе — отставка генерала Абдульбасита Марвана с должности руководителя столичного военного округа вызвала недовольство. Они увидели в этом признаки давления со стороны правительства, опирающегося на другие вооруженные формирования.
Хотя техника и военные остаются возле правительственных зданий, ситуация относительно стабильная. И пока обошлось без вооруженных столкновений между разными группировками. Хотя как сам конфликт между ними, так и потенциальное развертывание полноценных боевых действий в городе не являются чем-то неожиданным. В начале сентября 2018-го, события в Триполи уже развивались по такому сценарию, когда местные формирования спорили из-за влияния и доступа к источникам доходов.
За три года ситуация на западе Ливии не сильно изменилась. Одно организованное при международной поддержке правительство сменило другое, — на место правительства национального согласия в марте 2021 года пришло правительство национального единства. Но реальная власть вокруг Триполи находится в руках разных вооруженных формирований. Они способны объединить усилия лишь перед лицом реальной угрозы: именно ее в 2019–2020 гг. представляли силы фельдмаршала Халифы Хафтара, который контролирует восток государства и пытается захватить ливийскую столицу. Впрочем, когда его наступление отразили, разногласия между разными полевыми командирами и бригадами вновь выходят на первый план.
Нынешнее обострение конфликта особенно неуместно для сторонников мирного процесса. Ведь, согласно достигнутым в октябре прошлого года договоренностям, уже 24 декабря должны состояться общенациональные президентские выборы. Они призваны заложить основу для возвращения стабильного мира в государство, которое уже свыше десяти лет находится в состоянии практически беспрерывной гражданской войны.
Ситуация усложняется активным привлечением в гражданский конфликт внешних игроков. После победы над радикальными исламистами, которые были отдельной стороной конфликта, в Ливии сформировались два центра силы. Международно признанное правительство национального согласия в Триполи поддерживали большинство европейских государств и Турция. Именно турецкая военная помощь в 2020 году помогла отразить атаки Ливийской национальной армии Хафтара. Сам Хафтар действовал от лица так называемого тобрукского правительства. Его поддерживали ОАЭ, Египет и РФ — на его стороне воевали российские наемники из ЧВК Вагнера. Собственно, эта поддержка не исчезла и сегодня. Кроме того, Хафтар пользовался доверием Франции, которая в ливийских делах занимает двузначную позицию.
Таким образом, Ливия стала полем боя для разных геополитических игроков. Но провал наступления Хафтара на Триполи и стабилизация линии фронта обеспечили статус-кво, который невозможно было изменить силовым путем без прямого столкновения этих акторов. Хрупкий баланс сил создал условия для поиска другого выхода из тупика — за счет политических договоренностей. Именно отсюда и возникла идея президентских выборов 24 декабря.
Для их обеспечения удалось достичь компромиссного решения о создании переходного правительства. В марте 2021 года было сформировано правительство национального единства во главе с Абдульхамидом Дбейбой. Он должен был представлять интересы всех ливийцев, наконец примирить Триполи и Тобрук и надлежащим образом организовать избирательный процесс.
Впрочем, события последующих месяцев показали, что выполнить эту задачу невозможно. Формально правительство Дбейбы признали как ключевые силы ливийского политикума, так и внешние игроки. Но на практике страна остается разделенной, а у центральной власти нет реальных полномочий. Запад и Восток государства все еще не достигли компромиссов и согласия — в частности в вопросах организации выборов и утверждения избирательного законодательства.
Не только юридические аспекты, но и практическая возможность провести выборы остается призрачной. Территорию Ливии контролируют разнообразные вооруженные группировки, которые подчиняются интересам или отдельных политиков, или же вообще руководителей племен. Из государства до сих пор не выведены иностранные наемники. Все это делает невозможным гарантирование свободного и безопасного голосования. Выборы «под прицелом» полевых командиров вряд ли будут легитимными.
Уже сейчас можно говорить о провале их организации. За неделю до запланированного срока избирательная комиссия все еще не может сформировать финальный список допущенных кандидатов. Хотя сама возможность сразиться за кресло президента вызвала ажиотаж, ведь около 100 человек вызвались участвовать в гонках. Конечно, в таких условиях малоизвестные деятели уже фактически лишены возможности проводить агитационную кампанию.
Дело усложняется участием в выборах тяжеловесов ливийской политики, имеющих очень контроверсионную репутацию. Фельдмаршал Хафтар все еще надеется объединить государство под своим началом. Если не военным, то политическим путем. Он довольно популярен на западе Ливии, но крайне токсичен для востока государства. Еще один кандидат с запятнанной репутацией — Саиф Каддафи. Сын убитого в 2011 году ливийского диктатора может вызвать у части электората ностальгию по мирным временам. Но его обвиняют в военных преступлениях. Оба деятеля никак не ассоциируются с демократическими ценностями и свободами.
Не помогает деэскалации напряжения и решение Абдульхамида Дбейбы сразиться за должность президента. Раньше он заявлял, что не будет баллотироваться, но теперь изменил свое решение. Это бросает тень на правительство национального единства, созданное исключительно для надлежащей организации выборов и передачи власти победителю. Теперь у оппонентов есть основания обвинять его в работе на одного из кандидатов.
СМИ сообщают, что именно Дбейба сейчас является фаворитом гонок. Но рейтинги не имеют значения. Очевидно, что Хафтар ни в коем случае не признает свое поражение. Как и его оппоненты не признают его победу. Антагонизм между сторонами конфликта оставляет мало шансов на нормализацию политического процесса даже в случае проведения выборов.
Международное сообщество пытается сохранить надежду на мир. В Триполи активно работает вновь назначенный спецпредставитель генерального секретаря ООН в Ливии Стефани Вильямс. Впрочем, ситуация вокруг запланированных на 24 декабря выборов создает сложную дилемму, из которой невозможно выйти без потерь.
Объективно Ливия не готова к проведению голосования. Но его отсрочка будет означать признание невозможности ООН выполнить свои функции по обеспечению мирного процесса. Очередное поражение подрывает репутацию организации, играя на руку деструктивным элементам системы международных отношений, которые хотят обеспечить свои интересы в Северной Африке. Не случайно министр иностранных дел РФ Сергей Лавров уже заявил, что не видит особых проблем в переносе выборов, хотя и надеется, что они состоятся по установленному графику. Россия может воспользоваться ситуацией для усиления своего влияния в регионе.
В то же время проведение голосования без соблюдения надлежащих процедур и признание его результатов тоже не будут способствовать стабилизации Ливии. Легитимность победителя в таких условиях будет оспариваться, и обострение противостояния приведет лишь к новой эскалации.
Последняя перспектива пугает Европу. Речь идет не только о заботе про благосостояние ливийцев, базирующейся на моральной обязанности принести мир в разрушенное войной государство. В ее основе лежит рациональная оценка вызовов, угрожающих южным границам ЕС. Ключевой из них — миграционная проблема, для решения которой стабилизация ситуации в Ливии имеет крайне важное значение. Это государство является как источником нелегальной миграции, так и транзитным пунктом для мигрантов, двигающихся на север из многих государств африканского континента.
Для противодействия этой угрозе Европе нужна мирная, стабильная Ливия. Которая не только обеспечит надлежащие условия жизни собственным гражданам, но и будет контролировать транзитный миграционный поток. Интересно, что последнюю функцию может выполнять и вполне недемократическое правительство. Это открывает дополнительные перспективы деятелям вроде Хафтара, пытающимся доказать европейцам эффективность собственной «власти сильной руки».
Впрочем, на сегодняшний день перспективы объединения Ливии под единым руководством — как демократическим, так и диктаторским — остаются призрачными. Скорее, государство ждет или новый виток конфликта, или затягивание вялого мирного процесса без реальных перспектив. В обоих случаях это означает упадок для простых ливийцев и стабильное обострение миграционной проблемы для ЕС. В свою очередь, необходимость реагировать на эту угрозу будет отвлекать внимание международного сообщества, что играет на руку геополитическим оппонентам Европы.
Больше статей Николая Замикулы читайте по ссылке.