UA / RU
Поддержать ZN.ua

Литва — Украина: За нашу и вашу свободу

История взаимоподдержки литовцев и украинцев

Автор: Олег Покальчук

Всі мої предки заговорили,

Молюсь, припавши до їх могили.

Рідні священні замшілі дуби.

За що б я боровся, якби не любив?

Литовская группа Skyle. «Присяга»

 

12 декабря на телеканале «UA: Перший» состоялась всеукраинская премьера документального фильма «За нашу и вашу свободу» режиссера Ларисы Артюгиной и продюсера Вячеслава Волынщикова.

До того, 8 декабря, по приглашению Чрезвычайного и Полномочного посла Литовской республики в Украине Вальдемараса Сарапинаса, команда проекта представила ленту почетным гостям празднования 30-летия установления дипломатических отношений между Украиной и Литвой в посольстве Литвы.

Это именно проект, потому что собственно фильм об общей борьбе украинцев и литовцев за свободу своих народов, за восстановление государственности своих стран — его первая часть. Фильм об истории взаимоподдержки литовцев и украинцев в такие решающие моменты как Январские события 1991 года в Вильнюсе и Революция достоинства 2014 года в Украине. И создан он за украинский счет при поддержке Украинского культурного фонда.

Этот фильм, кроме его очевидной художественной ценности, имеет и важное общественно-идеологическое значение, поэтому о «литовскости» в украинском житье-бытье надо сказать немного больше.

В моей жизни Литва всегда существовала рядом с Украиной.

У этого романтического суждения была вполне материалистическая основа. В луцкий «замок Любарта» мы малыми детьми ходили искать сокровища, начитавшись приключенческих книг. Каждая щель казалась входом в подземелье, каждый кирпич мог скрывать крипту, и мы простукивали стены, протискивались между завалами старых камней, где не могли пройти взрослые.

Это позже я узнал, что князь Любарт, сын Гедиминаса, объединителя Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийского (ВКЛ), построил в 1340 году не просто оборонительное сооружение, а престижное место для съезда европейских монархов в 1428 году, который по тогдашним масштабам и значимости можно сравнить с нынешними встречами «Большой семерки», G-7. Старший брат Любарта, Ольгерд, битвой на Синих Водах положил конец доминированию Золотой Орды на землях бывшей Киевской Руси.

Сведения о реальном масштабе и обстоятельствах существования ВКЛ старательно замалчивал коммунистический режим. Потому что сам факт существования такой европейской монархии, где украинцы были ведущим государствообразующим элементом, сохраняя и развивая собственную самобытность, свидетельствовал, что есть международные связи более длительные и более важные, чем общая отсидка в социалистическом лагере.

А это означает, что такие связи могут не просто возродиться, но стать важным социальным инструментом евроинтеграции. На что указывают, в частности, разговоры о Балто-Черноморском пути, которые продолжаются все эти тридцать лет. Их идеологическая составляющая не менее важна, чем экономическое обоснование взаимной выгоды для всех участников.

Но разговоры разговорами, а действия — действиями. Началась российско-украинская война, и литовская помощь Украине, разнообразнейшая, приобрела выразительно практический характер. Обратная же украинская реакция оставалась традиционно «разговорной», словесно-благодарственной, да и все. По словам режиссера Ларисы Артюгиной, именно это обстоятельство нашей реакции на помощь Литвы побудило ее создать фильм «За нашу и вашу свободу», который был бы не только формой личной признательности, но и документальным свидетельством взаимной поддержки украинцев и литовцев в борьбе за свободу.

Мы видим уже, к сожалению, покойного (это его последнее интервью) Героя Украины Левко Лукьяненко, соучредителя Украинской Хельсинской группы, автора Акта провозглашения независимости Украины. Он рассказывает, как формировалось его государственное мировоззрение под влиянием литовской книги «Язык и государственность», которую ему тайно переводил в лагере политзаключенных литовец Альгирис. Витаутас Ландсбергис, первый глава Сейма независимой Литвы, лидер движения «Саюдис», объясняет, почему его приветственная телеграмма украинцам в День провозглашения независимости наполнена таким глубоким личным отношением.

Евгений Дикий, ветеран АТО, активный участник борьбы за независимость Литвы в 1990-х годах, говорит об обстоятельствах создания и деятельности украинского студенческого отряда, защищавшего парламент Литвы в 1991 году. «С Литвой у меня связаны абсолютно непредсказуемые магические вещи, фантастические пересечения, неожиданные находки. Делать настоящий правильный «коктейль Молотова», заточенный на бронетехнику, меня научили именно в Вильнюсе, в далеком 1991 году. 

Мы были каким-то одиноким феноменом, и мы не были вне контекста. Нам выпало большое счастье и большая честь вписать одну маленькую страничку в

общую историю противостояния народов Великого княжества — литовцев, белорусов, украинцев — восточной орде. 

Глубинное содержание этого противостояния в том, какой мир победит. Мир литовских уставов, написанных кириллицей на древнерусском языке, которые были частью европейского классического права, где четко разделено, кто на что имеет право, а на что — нет, кому какие привилегии и права, причем расписанные для всех, от крестьянина до князя, четко указаны границы, где кто и что начинается и заканчивается. А иной мир — это мир большой вертикали, где во главе богоравный монарх, а все, что под ним, — рабы и холопы, которые должны выполнять приказы. На наших территориях все никак не состоится окончательная победа ни одного из них.

Это история не о благодарностях, а об общей борьбе, где литовцам и украинцам выпадает «дежурить» на ведущей позиции и вместе с тем прятаться за спинами друг друга, подставлять свои плечи и локти. История не закончится, пока существует империя зла. Надеюсь, так будет не всегда. Но пока она есть, мы продолжаем вместе принимать эти вызовы и отбиваться. Фильм «За нашу и вашу свободу» — элемент гибридной войны, которая является на самом деле главной. В этой войне Украина и Литва делают очередной выстрел».

В 1990 году Пятрас Вайтекунас был молодым научным сотрудником Института физики Литвы и печатал на институтском ксероксе весь украинский, и не только, самиздат. Бывший министр иностранных дел Литвы, бывший посол Литвы в Украине, до сих пор влиятельный европейский дипломат говорит, что они тогда считали: свободная Литва невозможна без освобождения всех бывших республик СССР.

Иллюстрирует это музейными примерами украинского самиздата тоже активный участник тогдашних событий украинский историк, журналист и архивист Вахтанг Кипиани. Один из основателей Народного Руха Николай Поровский рассказывает, как нелегально доставлял бензин в Литву во время ее экономической блокады Москвой в 1990-х. Глава Национального совета женщин Украины профессор Людмила Порохняк вышла тогда из партии в знак протеста против танков в Вильнюсе.

Витаутас Бруверис, Вайдотас и Виргиния Санкаласы, Сакалас Городецкис, Она Януконене, Гарольдас Даублис, Ниёле Садунайте, Йонас Охман, Эмануэлис Зингерис, Марюс Януконис, Николай Полищук... За каждой из этих фамилий — удивительные личные истории борьбы за свободу Литвы и Украины. За каждым эпизодом с их участием в фильме — яркая биография, высокая мотивация, смелые поступки.

В истории замка литовского князя Любарта, как у каждого такого сооружения, есть ряд легенд. Одна из них повествует, что в стенах крепости действительно хранятся сокровища. Но даже если кому-то удастся найти сокровище, то вынести за ворота замка, то есть за ворота Въездной башни, невозможно. Что конкретно происходит при этом с несуном или сокровищем, легенда не рассказывает. 

Но ее идеология, если можно так говорить о нарративе легенды, говорит, что все эти чары не от злого умысла, а потому, что сокровища можно использовать лишь в интересах жителей Луцка. Собственно, границы Луцка XIV века не очень отличались от границ оборонительного сооружения. Но можно приумножить сами сокровища волшебным образом, если потереть деньги в руках.

Вторая история больше историческая и менее легендарная. Замок трех князей — еще одно название твердыни. Дело в том, что Верхний Замок в Луцке начали возводить во времена Любарта. После его смерти Витовт приказал продолжить строительство. А закончилось сооружение укреплений уже во времена Свидригайла, племянника Любарта. Именно Свидригайло в 1452 году привел волынскую шляхту к присяге на верность ВКЛ.

Документальный фильм «За вашу и нашу свободу», с одной стороны, приумножает исторические сокровища наших отношений с Литвой. С другой — напоминает нам о конкретных политических приоритетах и необходимости подкреплять их конкретными делами.

В марте 1990 года, вдохновенный восстановлением независимости Литвы, я написал песню, в которой были такие слова:

«На вежі Гедимінаса і на Високім Замку

Час підіймає прапори вітрилами надій,

І їхні лісові брати, і наші партизани

Тепер спокійно спатимуть у славі січовій.

 

Вперед, Литво! Вперед, вперед! Пробач, що ми не поруч,

Нам теж не місце у музеї воскових фігур.

Шлях до свободи лиш один, завжди — вперед і вгору,

Кремлівський мур також впаде, як і Берлінський мур.»

Вот так смыкаются детские игры в княжеском замке и поддержка исторических политических решений. А о том, как правильно быть рядом, чем вдохновляться и что конкретно можно сделать, фильм «За нашу и вашу свободу».