UA / RU
Поддержать ZN.ua

Левый "переворот" в Португалии

Теракты в Париже затмили события, разворачивающиеся в последние недели в Португалии. А они чреваты повторением кризиса, который Европа почти год переживала в связи с политической ситуацией в Греции.

Автор: Алексей Коваль

Теракты в Париже затмили события, разворачивающиеся в последние недели в Португалии. А они чреваты повторением кризиса, который Европа почти год переживала в связи с политической ситуацией в Греции.

Не раз отмечалось, что попытки Афин "сопротивляться" политике ЕС станут примером для тех стран еврозоны, которые уже несколько лет живут в режиме жесткой экономии или "на игле" внешнего кредитования. Многие граждане не поддерживают продолжение такого курса, поскольку он сопровождается падением доходов и сворачиванием социальных программ.

Португалия - одна из таких стран. Но, в отличие от Греции, здесь финансовая дисциплина дала определенные результаты и позволила экономике выйти из стагнации. Однако это не уменьшило недовольство португальцев политикой правоцентристов.

10 ноября в результате договоренностей лидеров оппозиционных левых партий - социалистов, коммунистов, троцкистов, а также примкнувших к ним "зеленых" - правительство было "свергнуто". Сегодня "красные" заявляют о готовности взять власть в свои руки. Они со всей серьезностью требуют отказаться от участия Португалии в еврозоне и членства в НАТО. Говорят о необходимости защиты интересов рабочего класса и простых людей.

Хотели, как лучше,
а вышло…

Парламентские выборы в Португалии, состоявшиеся 4 октября, президент и правящая правоцентристская коалиция "Португалия, вперед" (в которую входят Социал-демократическая и Народная партии) стремились использовать для укрепления своих позиций, создания в парламенте стабильного большинства. Впрочем, опросы общественного мнения указывали на то, что ни одна из политических сил (как из правящей коалиции, так и из оппозиции) не могла рассчитывать на большинство.

Это свидетельствовало о том, что достижения в стабилизации экономики, которые ставил себе в заслугу премьер-министр Педру Пасуш Коэлью, для части граждан не были решающим фактором при голосовании. Тем не менее, в правящей коалиции не ожидали больших сюрпризов от результатов выборов, рассчитывая в любом случае получить мандат на продолжение своего курса.

Португальскому правительству в последние годы удавалось эффективно проводить политику "затягивания поясов" и сокращения госрасходов. За это Брюссель и Берлин всякий раз ставили Португалию в пример той же Греции. В 2014 г. Лиссабон даже добровольно отказался от получения последнего транша из большого пакета финансовой помощи от ЕС, Европейского центрального банка и МВФ, который страна получала с 2011 г.

Экономика Португалии вышла из рецессии. В 2015 г. ожидается рост ВВП на 1,5-1,7%. Однако совокупный долг страны остается высоким, более чем в три раза превышая ВВП. Долг правительства составляет около 127% от ВВП.

За счет создания временных рабочих мест безработица в этом году упала с 17% до 12–13%. Снижение уровня безработицы произошло также и по причине выезда за рубеж 120 тыс. молодых и наиболее образованных граждан. Пятая часть португальцев стала бедняками: их доходы меньше
500 евро в месяц, но многие готовы ради таких денег работать по 13 часов в сутки.

Таким образом, высоко оцененная в Брюсселе и Берлине экономическая политика португальского правительства в глазах обывателя успешной не выглядит. Левая оппозиция видит альтернативу этому курсу в сокращении налогов и расширении социальных выплат. Правительство в свою очередь говорило, что это снова поставит Португалию на грань банкротства.

По итогам парламентских выборов правоцентристская коалиция "Португалия, вперед!" все же смогла выйти на первое место, получив 36,8% голосов избирателей. Но она лишилась большинства в парламенте, получив 107 из 230 мест и потеряв 25 мандатов по сравнению с результатами выборов 2011 г.

Оппозиционная Социалистическая партия признала свое поражение, получив 32,4% голосов и 86 мандатов. Но ее лидеры взяли на вооружение заветы вождя мирового пролетариата и решили "пойти другим путем".

От левого реванша
к революции?

После выборов президент страны Анибал Каваку Сильва, сторонник социал-демократов, поручил формировать новое правительство в старой конфигурации. Пока премьер Педру Пасуш Коэлью формировал правительство меньшинства, лидеру социалистов Антониу Кошта удалось договориться с другими левыми силами, прошедшими в парламент.

Когда 10 ноября только что сформированный кабинет внес на рассмотрение депутатов свою программу, "красно-зеленые" дали решительный бой. "За" недоверие правительству проголосовали
123 депутата, "против" - 107. Правительство, просуществовавшее рекордно короткий срок в пять дней, пало.

В тот же день лидер социалистической партии Антониу Кошта заявил о готовности сформировать новое правительство, состоящее из левых сил.

Для президента и премьера эти события стали неожиданным ударом. Анибал Каваку Сильва заявил, что за все 40 лет развития демократии в Португалии никогда не было ситуации, чтобы вопрос формирования нового правительства страны зависел от поддержки сил, имеющих четкую антиевропейскую и антинатовскую позицию. "Это худший момент в процессе развития основ нашей демократии… Я сделаю все что могу в рамках своих конституционных полномочий, чтобы инвесторы и финансовые институты не получили ложные сигналы", - сказал он.

Эти события стали сюрпризом и для европейских политиков. В последовавших комментариях португальских левых обвиняли в заговоре и попытке растоптать базовые демократические принципы, когда договоренности небольшой группы людей подменяют результаты выборов и голосования граждан. Были также и комментарии о том, что события в Португалии дают России и Владимиру Путину новый шанс воспользоваться слабостями Европы и повышают угрозу развала Европейского Союза.

На самом деле это весьма искаженное представление политиков о своих оппонентах. Португальские левые, даже если они последователи учения Маркса и Троцкого, достаточно гибкие в своих идеологических воззрениях люди. Среди них есть те, кто придерживается либеральных взглядов. Но есть и ортодоксы, стоящие на радикальных "антиевропейских" позициях.

Именно это ставит перед лидером португальских социалистов Антониу Кошта непростые задачи поиска компромиссов, если планы создания коалиции четырех левых сил все-таки реализуются.

На руку левым играет то обстоятельство, что президент Сильва по конституции теперь не может распустить парламент. Досрочные выборы могут быть назначены лишь через полгода после выборов действующего состава, то есть не ранее апреля 2016 г.

Очевидно, глава государства вовсе не желает видеть Антониу Кошта главой правительства. Но в соответствии с Конституцией он не имеет права лишать возможности лидера социалистов как представителя парламентского большинства сформировать новый кабинет.

Чтобы избежать конституционного кризиса, президент на прошлой неделе инициировал консультации с представителями деловых кругов, банкирами, экономистами, политическими экспертами о последствиях возможной реализации социалистической программы отказа от мер жесткой экономии. Он также выдвигает условия левым, при которых может пойти на формирование правительства социалистами. Те считают их неприемлемыми.

Хотя в действиях главы государства пока нет ничего противозаконного, генсек Португальской коммунистической партии (ПКП) Жеронимо да Соуза заявил, что ответственность за дестабилизацию ситуации в стране будет лежать на президенте, и любые попытки "подмять" конституцию получат достойный ответ со стороны "трудящихся и граждан". В подтверждение его слов крупнейший португальский профсоюз CGTP уже заявил о намерении устроить 28 ноября под стенами президентской администрации митинг протеста.

Одновременно стало известно, что представители правых сил пытаются договориться с социалистами об их разрыве с левыми и коммунистами и проведении в парламенте голосования об изменении нормы конституции о досрочных выборах, чтобы глава государства мог распустить парламент уже сейчас. Вариант формирования большой коалиции тоже не стоит сбрасывать со счетов, ведь социалистам ранее удавалось взаимодействовать с социал-демократами, например, в вопросе получения финансовой помощи от кредиторов.

Правда, в этом случае португальским коммунистам и левым радикалам действительно останется только одно - созывать народ на баррикады.