Как и предупреждали эксперты, конфликт Израиля с «Хезболлой» на прошлой неделе перестал быть сугубо внутриизраильским делом и превратился в самую масштабную военную операцию против соседнего государства — Ливана. При этом Тель-Авив не скрывает: ливанское правительство виновно лишь в том, что является настолько слабым, что не может контролировать свою собственную территорию и «Хезболлу».
Операция «Изменение направления»
Каждый день бомбы и снаряды продолжают дождем сыпаться на ливанскую территорию. Число жертв уже идет на сотни. Полмиллиона остались без крова или были вынуждены стать беженцами в собственной стране. Планомерно разрушается инфраструктура целого государства. Аргументируя свои действия, израильтяне говорят, что их цель — уничтожить руководство «Хезболлы» и существенно ослабить организацию, а также остановить ракетные атаки на Израиль боевиков.
Тем временем удары израильской авиации и артиллерии наносятся не только по позициям боевиков в Южном Ливане. Обстрелу подвергся Бейрут и другие города. Уничтожен международный аэропорт ливанской столицы, а также практически все мосты, повреждены все крупные автомагистрали. В среду израильская армия сообщила, что была предпринята операция по устранению лидера «Хезболлы» шейха Хасана Насраллы. На бункер, в котором он якобы укрывался, было сброшено 23 тонны бомб. Однако, по заявлению боевиков, в результате была лишь разрушена мечеть на южной окраине ливанской столицы. Сами же руководители организации не пострадали.
Сейчас «Хезболла» пытается навязать Израилю старую тактику партизанской войны. Боевики разместили свои посты по всему южному Ливану, тщательно заминировав к ним подступы. Здесь также созданы позиции для запуска ракет «Кассам». Обстрелам подвергаются города на севере Израиля — Хайфа, Сдерот, Крайот и населенные пункты Западной Галилеи. За сутки боевики выпускают по Израилю более сотни таких реактивных снарядов, однако они не наносят существенного ущерба.
Отряды израильского спецназа за последнюю неделю несколько раз переходили границу и проводили «точечные акции» на ливанской территории по устранению боевиков, уничтожению их системы коммуникации, выявлению складов оружия. Согласно статистике, за неделю интенсивных обстрелов Израиль уничтожил 1000 объектов на ливанской территории. Из них 180 пусковых установок, 200 складов и прочих строений (в их числе командные пункты). По оценкам израильских военных, это половина намеченных целей.
Начальник генштаба Армии обороны Израиля (ЦАГАЛ) Дан Халуц заявил, что «Хезболла» пытается втянуть Израиль в продолжительный изматывающий конфликт, «войну на истощение». «Фактор времени — наше слабое место», — признался генерал. Однако, по его словам, операция будет интенсивной и краткосрочной: 10—14 дней вполне достаточно для выполнения всех намеченных в рамках операции «Изменение направления» целей.
В то же время премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт и министр обороны страны Амир Перец заявляют, что для армии нет никаких временных ограничений. Главное, считает Амир Перец, «не ослаблять силу ударов». Тем не менее израильские военные сохраняют молчание по поводу планов возможной наземной операции, хотя в минувший четверг израильтяне потеряли в войне первый танк, подбитый «Хезболлой» на… ливанской территории.
В Ливане говорят, что подобные действия Израиля только повысят ставки «Хезболлы», которая в Ливане выступает как легальная политическая сила и имеет в парламенте своих депутатов и даже министров в правительстве. Нынешней ситуацией могут воспользоваться радикалы, которые ныне жаждут крови и мести. В 2000-м «Хезболла» добилась ухода израильтян, сегодня боевики готовы к новой войне.
Дипломатические усилия
Дипломатические меры по предотвращению кризиса, вылились пока не в сдерживание Израиля, а в попытки наладить процесс эвакуации иностранных граждан. (Попутно заметим, что на сегодняшний момент пределы Ливана покинули около 400 украинцев. Но еще столько же остаются в зоне конфликта и не могут вернуться на родину.) Эффективность же самих дипломатических усилий по урегулированию кризиса фактически равна нулю.
Можно констатировать, что сегодня существует раскол по вопросу урегулирования кризиса между Европой и ООН, с одной стороны, и США — с другой. Так, позиция Соединенных Штатов была четко обозначена Джорджем Бушем в Санкт-Петербурге: он возложил всю вину за происходящее на «Хезболлу». Вашингтон солидарен с Израилем в том, что просто остановить операцию и вернуться к статус-кво конца июня невозможно. Примечательно, что госдеп уже объявил операцию Израиля в Ливане частью глобальной войны с террором. Белый дом считает, что удар по «Хезболле» — это удар по всем радикальным организациям ближневосточного региона. И в случае успеха последствия будут ощутимы и в Ираке, и в Иране.
В свою очередь еврокомиссар Хавьер Солана за последнюю неделю совершил несколько челночных перелетов из Брюсселя на Ближний Восток и обратно. И в Бейруте, и в Иерусалиме он отстаивал идею немедленного прекращения огня со стороны Израиля, критиковал Тель-Авив за «неадекватное» использование военной мощи против соседа. Одновременно Евросоюз требует, чтобы боевики немедленно отпустили пленных израильских солдат и прекратили обстрелы Израиля.
ООН же рассматривает ситуацию в Ливане под несколько другим углом: эта влиятельная организация стремится реализовать предложенный лидерами «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге план создания на юге Ливана буферной зоны шириной в 19 км под международным протекторатом и усиленным присутствием ооновских сил. Представитель Соединенных Штатов в ООН Джон Болтон, однако, не видит причин для чрезвычайных мер и противится скорейшей отправке в Ливан дополнительных отрядов миротворцев. Госсекретарь Кондолиза Райс планирует в выходные посетить регион и обсудить вопрос о создании «зоны».
Впрочем, по данным газеты «Нью-Йорк таймс», Тель-Авив и Вашингтон договорились, что заблокируют любое решение в ООН, по крайней мере, еще на неделю, чтобы предоставить израильской армии возможность уничтожить все, что запланировано. Израиль, кстати, считает затею с зоной в целом бесперспективной хотя бы потому, что шесть лет назад генсек ООН Кофи Аннан уже обещал прекратить атаки на Израиль из Южного Ливана с помощью Временных сил ООН в Южном Ливане (UNIFIL). Этого не произошло. По данным западных массмедиа, Тель-Авив видит решение проблемы только в новой оккупации Ливана. Станет ли это выходом? Неизвестно. Но не следует забывать, что когда год назад Сирия под давлением Соединенных Штатов вывела свои войска из Ливана, ливанцы на демократических выборах отдали власть политикам, не способным контролировать ситуацию в стране.