UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУКЛА НАСЛЕДНИКА ПУТТИ

Второй день с российских телеэкранов не сходят не расстающиеся президенты России и Соединенных Штатов...

Автор: Виталий Портников

Второй день с российских телеэкранов не сходят не расстающиеся президенты России и Соединенных Штатов. Интерьер встречи, конечно же, отличается от предыдущего свидания на техасском ранчо Буша — Кремль, Эрмитаж, Мариотт, Астория… И все же Москва и Вашингтон продолжают напоминать миру о личном характере отношений лидеров — не случайно накануне поездки в Москву Буш дал интервью, в котором сообщил, что называет российского президента «Путти-Путом» и души в нем не чает. Путин, конечно же, более сдержан и о прозвищах американского президента не распространяется. Но тем не менее он явно доволен приездом гостя из Вашингтона — в конце концов, это первый в карьере Путина российско-американский саммит, проходящий в Москве и — что немаловажно — родном для российского лидера Санкт-Петербурге.

Внешняя политика давно уже стала любимой игрушкой российского президента — тут и возможностей у него гораздо больше, и давления на Кремль — чтобы там не рассказывали российские политологи — гораздо меньше. Управляющим Россией политико-предпринимательским группировкам до внешней политики, в общем-то, никакого дела нет, поэтому здесь Владимиру Путину предоставлена определенная свобода маневра — и он пытается ею пользоваться, чтобы хоть каким-то образом компенсировать собственную внутриполитическую неподвижность. Для Джорджа Буша внешняя политика до 11 сентября вряд ли была чем-то очень важным, но теперь она превратилась в инструмент обеспечения безопасности Соединенных Штатов — и потому американский президент должен быть действительно заинтересован в своем визите в Россию. Собственно, на момент написания этого текста о саммите можно говорить только с точки зрения прогнозов и протокола, то есть лучше всего — вообще не говорить. Потому что главные события российско-американских встреч в верхах нередко обусловлены спонтанным общением президентов и практически непредсказуемы. Читатель уже знает, произошло на московской встрече что-то из ряда вон выходящее или же нет. Если нет — а я склоняюсь именно к этому — то саммит окажется одной из рядовых остановок в европейском турне американского президента. Стороны накануне встречи старались прежде всего сохранить атмосферу взаимопонимания, возникшую после событий 11 сентября. И можно сказать, что им это удалось хотя бы потому, что с трудом согласовывавшийся проект очередного договора CНВ все же будет предложен на подпись президентам. Правда, это очень короткое соглашение, которое уже сейчас называют «плодом компромисса» и которое больше походит на декларацию, чем на реальный разоруженческий документ. Но тем не менее президенты его подпишут, а эксперты получат возможность работать дальше.

Еще одной достаточно важной частью саммита — и, кстати, это действительно новость в двусторонних отношениях — становятся переговоры по экономическим проблемам. Тут интереснее всего возможная договоренность о продаже Россией нефти США. Ясно, что с американской стороны это не только стремление уменьшить долю арабской нефти, но и своеобразная плата России за ее нынешнюю — и смеем надеяться будущую — лояльность. И такого рода подарки позволяют не обсуждать всерьез с дорогим «Путти» проблемы, на которые его страна не в силах повлиять, — такие, как будущие действия против стран «оси зла» в рамках антитеррористической операции.

Еще один аспект связан с предстоящей буквально сразу же после расставания президентов их новой встречей в Риме, где в рамках саммита Россия–НАТО будет подписано соглашение о формате сотрудничества в рамках «двадцатки». Понимает ли российское политическое руководство, что, подписывая это соглашение, оно ставит обе ноги на эскалатор, с которого уже нет возможности сойти, трудно сказать. Но в любом случае ясно, что новое общение с американским приятелем российскому лидеру понравилось, внешняя политика останется любимой куклой наследника Путти и нас ждет еще множество разнообразных сюрпризов.