UA / RU
Поддержать ZN.ua

Куда приедет нелегал? Россия затягивает с подписанием соглашения о реадмиссии

Борис Тарасюк до сего времени так и не совершил свою первую рабочую поездку в Москву. На сегодняшн...

Автор: Владимир Кравченко

Борис Тарасюк до сего времени так и не совершил свою первую рабочую поездку в Москву. На сегодняшний день этому препятствует отсутствие двух соглашений — о реадмиссии и об упрощенном порядке пересечения границы жителями приграничных регионов. В Киеве настаивают на том, что поездка главы украинского внешнеполитического ведомства в российскую столицу состоится тогда и только тогда, когда россияне будут готовы подписать эти два документа: визит главы украинского внешнеполитического ведомства должен принести практические результаты, а не абстрактные договоренности. И если соглашение относительно механизма упрощенного порядка пересечения границы жителями приграничных регионов уже фактически готово с российской стороны, то проект документа о реадмиссии еще далек от завершения…

В подобной позиции украинского МИДа можно усмотреть неоправданную жесткость, которая привносит конфронтационность и излишнюю нервозность в двусторонние отношения, и без того обремененные рядом проблем. Сторонники политики «умиротворения России» даже могут усмотреть неумение Бориса Тарасюка и его замов установить диалог с его российскими партнерами. С другой стороны, нельзя не согласиться с теми, кто полагает, что не в национальных интересах Украины проводить многочисленные безрезультатные визиты и оттягивать решение проблемы, которая бременем ложится на плечи украинских налогоплательщиков. Конечно, подобная тактика украинского МИДа не прибавляет любви к Борису Ивановичу в кремлевских кабинетах, но она может принести результаты.

Тем более что россияне в принципе готовы подписать соглашение: текст документа о реадмиссии (возвращение, прием и транзит лиц, незаконно находящихся на территории Украины и России) был подготовлен украинскими и российскими дипломатами еще в мае, во время консульских консультаций представителей внешнеполитических ведомств двух стран. Важно, что подготовленное соглашение носит полноценный характер. Оно распространяется на все категории иностранцев и лиц без гражданства, нарушивших законодательство по пересечению границы и пребыванию на территории государства. А это означает, что если у задержанного в Украине нелегального мигранта будут обнаружены веские доказательства того, что он прибыл в нашу страну из Российской Федерации, то нелегала возвратят в последнюю, оплатив ему дорогу.

Но чтобы соглашение было готово к подписанию, проект документа должен пройти внутригосударственную процедуру согласования со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. И если с украинской стороны проблем не было (текст согласовали еще в мае-июне), то у россиян дело застопорилось: проект вот уже четвертый месяц ходит по инстанциям российских министерств и ведомств. Российские чиновники говорят, что процедура согласования может затянуться на три-четыре месяца. В действительности же процесс «изучения проекта соглашения» правоохранительными органами, миграционной и пограничной службами России может задержаться на неопределенное время. Поскольку дело здесь не только в многократно описываемой московской бюрократии.

Так, около 80% от общего количества нелегальных мигрантов, которые оказываются в Украине, попадают в нашу страну через украинско-российскую границу, которая на сегодняшний день остается «зеленой». При отсутствии соглашения о реадмиссии Россия вовсе не обязана принимать назад этих нелегалов, даже если есть весомые доказательства того, что они прибыли в Украину из этой страны. И если учесть, что Киев ради либерализации визового режима с Европейским Союзом подпишет с Брюсселем уже в ближайшие месяцы соглашение о реадмиссии, то без подобного соглашения с Москвой нашей стране грозит незавидная участь «санитарной зоны», где будут находиться нелегалы, возвращенные из стран ЕС и прибывшие из России.

Подобная ситуация вполне устраивает Кремль: Россия не имеет соглашений о реадмиссии со странами Центральной и Юго-Восточной Азии, которые являются основными поставщиками нелегальных мигрантов. (Речь идет прежде всего об Индии, Шри-Ланке, Китае, Казахстане. С последней страной, например, Россия имеет общую границу протяженностью в 7 тыс. км, через которую нелегалы массово следуют транзитом в Европу.) И смеем утверждать — маловероятно, что россиянам удастся в ближайшее время подписать эти документы с Дели, Коломбо, Пекином и Астаной.

Страх самой стать «санитарной зоной» делает Москву несговорчивой на переговорах с Киевом по реадмиссии. На которые, кстати, россияне и так согласились в декабре 2003-го лишь только в силу сложившихся обстоятельств. Во-первых, свою роль оказал Европейский Союз, который с подачи Киева поставил одним из условий либерализации визового режима для российских граждан заключение Россией соглашения о реадмиссии с Украиной. Во-вторых, украинские дипломаты воспользовались прецедентом, когда Москва в контексте решения вопроса транзита в Калининградскую область подписала соглашение о реадмиссии с Вильнюсом. Собственно говоря, именно российско-литовский документ и приняли за основу при подготовке украинско-российского варианта.

После того как в мае нынешнего года был подготовлен текст документа, наибольшие споры вызывает статья 4 украинско-российского соглашения о реадмиссии. Именно в ней речь идет о приеме и передаче граждан третьих государств и лиц без гражданства. Заметим, что долгое время россияне вообще отказывались от того, чтобы в соглашении говорилось о гражданах третьих стран, призывая украинцев подписать «усеченный» документ, который бы предусматривал только лишь возвращение и прием граждан Украины и России. А что касается приема и передачи нелегалов, то это будет «предметом дополнительного соглашения».

Вот этого как раз и не приемлет Украина. И ее позицию понять можно. Как показывает практика, за формулой «предмет дополнительного соглашения» стоит неопределенность: на подготовку этого документа может уйти несколько лет. Что, в свою очередь, обесценивает украинско-российское соглашение о реадмиссии, поскольку оно не будет действовать в полной мере.

Теперь украинские и российские дипломаты ломают копья по поводу того, когда будет введена в действие статья 4. Чтобы выйти из непростой ситуации, украинская дипломатия предлагает компромиссный вариант: зафиксировать в тексте документа, что положения статьи 4 вступят в силу спустя некоторое время после подписания соглашения о реадмиссии. Для начала украинцы предлагают, чтобы это было 1 января 2007 года. Но, исходя из заинтересованности Киева в полноценном соглашении, можно предположить, что украинское внешнеполитическое ведомство не будет против, если это будет и 2008-й. Главное, чтобы срок вступления в силу статьи был точно зафиксирован в соглашении о реадмиссии. Именно об этом и будут переговоры на очередных консульских консультациях, запланированных на конец сентября.

От того, насколько успешными окажутся результаты консультаций, зависит не только визит в Москву Бориса Тарасюка. На этом украинско-российском документе завязано слишком многое. Во-первых, не следует забывать о взаимосвязи между подписанием соглашения о реадмиссии с Европейским Союзом с заключением аналогичного документа с Россией. Эта взаимосвязь зафиксирована в постановлении Верховной Рады, принятом парламентом еще 17 января 2002 года. Учитывая, насколько в украинском обществе велик страх, что Украина может оказаться «санитарной зоной» для нелегалов, можно с уверенностью прогнозировать, что без наличия полноценного украинско-российского соглашения ратификация украинско-евросоюзовского документа будет проходить весьма бурно.

Во-вторых, от того, насколько будут успешными украинско-российские переговоры, зависит, когда Украина подпишет соглашение о реадмиссии с Беларусью. Для Киева это весьма важно, поскольку в силу специфических отношений Минска и Москвы российско-белорусская граница практически не охраняется. Собственно говоря, подготовленный текст украинско-белорусского соглашения о реадмиссии пылится на полках уже с 1998 года, поскольку Минск пока не намерен его подписывать. Вначале белорусское руководство связывало подписание этого соглашения с вступлением в силу договора об украинско-белорусской государственной границе. А позже Минск дал Киеву ясно понять, что связывает подписание соглашения о реадмиссии с тем, насколько успешно Украина решит вопрос с Россией.