UA / RU
Поддержать ZN.ua

«КУДА ИДЕТ КОРОЛЬ — БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ…»

На последней сессии ПАСЕ в Страсбурге принято несколько крайне важных для Беларуси решений: в оче...

Автор: Юрий Волошин

На последней сессии ПАСЕ в Страсбурге принято несколько крайне важных для Беларуси решений: в очередной раз Европа не признала легитимность палаты представителей Национального собрания; депутат Госдумы РФ Сергей Ковалев возглавил подкомиссию по исчезнувшим белорусским политикам; член литовского Сейма Вацловас СТАНКЯВИЧЮС получил статус постоянного докладчика комитета по правам человека СЕ по Беларуси. Теперь именно от него будет зависеть отношение ПАСЕ к стране в целом и парламенту в частности. Поэтому личное отношение литовского парламентария к белорусско-европейским отношениям представляется достаточно интересным. С этого мы и начали нашу беседу с г-ном Станкявичюсом.

— Вообще-то у литовцев к белорусам отношение самое хорошее. Прежде всего оно вызвано тем, что мы ближайшие соседи, хотим мы того или нет. Но, к сожалению, наши страны идут прямо противоположными политическими курсами. Мы твердо избрали западный — вступление в Европейский Союз и НАТО, и надеемся сделать это в самое ближайшее время. Что же касается Беларуси, то здесь для меня вполне уместны слова песенки из популярного мультфильма «Куда идет король — большой секрет…», во всяком случае, мне это непонятно. Так что при дальнейшем изучении положения в Беларуси я намерен встречаться, по возможности, с самыми широкими слоями населения, с властью и оппозицией. Ведь при почти идентичном географическом положении наших двух стран (т.е. нам достаточно хорошо известно пребывание «между Западом и Востоком») проблемы у нас разные. Например, путь к независимости для Литвы был гораздо более сложным, чем у Беларуси, поэтому литовцы дорожат ею больше, чем их соседи. И вопрос о том, как сохранить эту независимость, встал перед нашим народом сразу же. Чтобы в будущем избежать инцидентов, подобных тем, что случился в 1940 году, Литва сразу же взяла курс на Запад. В этом отношении Евросоюз, НАТО для нас — «зонтик безопасности», гарант стабильности и государственности. Поэтому мы уверены, что вступление в Евросоюз будет еще одним шагом к укреплению государственности.

— А как вы оцениваете отношения Беларуси с Россией?

— Честно говоря, действия официального Минска вызывают у нас удивление. Если Литва делает все, чтобы укрепить, сохранить, обезопасить свой суверенитет и государственность, то попытки властей Беларуси потерять эти достижения, уже имея независимое государство, просто непонятны для нас. Но при этом не хочу сказать, что отношения Беларуси и России должны быть плохими. Мы вообще считаем, что плохих отношений не должно быть ни с кем. Тем более что в Литве прекрасно понимают — эти народы близки друг другу. По языку, по экономике. Но как этнический белорус я думаю, что по культуре белорусы ближе к литовцам, чем к россиянам. Одним словом, отношения у них должны быть наилучшими, но не в ущерб суверенитету.

Нынешнее же стремление «сдать» его обусловлено прежде всего отсутствием демократии. У меня такое ощущение, что много людей не согласны с действиями властей по строительству какого-то непонятного союза двух независимых государств. При этом белорусские власти не могут объяснить своему народу, какого союза с Россией они хотят. Если бы вдруг (или наконец) в Беларуси прошли демократические реформы, то другие политики и просто люди высказали бы свое мнение по этому поводу, для всех было бы яснее — что и как нужно сделать. Сейчас же у них такой возможности просто нет.

— Что вы думаете по поводу достаточно регулярных негативных высказываний руководства Беларуси в адрес различных политических и военно-политических международных структур? Возможно ли, чтобы Александр Лукашенко начал сотрудничать с Европой?

— Я практически уже убедился, что в условиях его правления дождаться этого будет невозможно, поскольку официальные белорусские власти сознательно поставили себя в условия фактической самоизоляции. На последней сессии ПАСЕ было много раз подчеркнуто, что никто Беларусь не изолирует, не игнорирует и не придает забвению. Наоборот, мы призвали все страны Совета Европы сотрудничать с белорусской общественностью, с молодежными организациями, журналистами, с «третьим сектором». И в ходе такого сотрудничества объяснять людям, что такое демократия и как можно жить в демократических условиях. А почему господин Лукашенко так нелестно отзывается о западных ценностях и такие высказывания имеются даже в отношении Литвы? Да потому, что он боится потерять власть. Ведь если в его стране начнутся демократические преобразования, то именно под ним прежде всего закачается стул. Вот он и свел до нуля контакты с западным миром.

— Но последние два месяца в Беларуси говорят о том, что после неудачных переговоров в Кремле Лукашенко будет вынужден возобновить контакты с европейскими организациями и институтами.

— Мне трудно поверить, что после таких высказываний в адрес Запада этот человек повернет свою страну в том направлении. Очень симптоматично в этом смысле его высказывание на показательной акции — пресс-конференции во Дворце Республики по поводу заместителя министра обороны Беларуси Владимира Усхопчика. В то время как в Литве все еще помнят роль этого человека в трагических событиях в Вильнюсе в январе 1991 года, Лукашенко называет его боевым генералом и отличным офицером. Так что, думаю, он будет искать другие варианты: затягивать переговоры с Россией, «имитировать бурную деятельность» во внешнеполитической сфере. Возможно, что президент и его окружение попытаются предложить общественности еще какие-то варианты интеграции, но в реальности вряд ли что-то изменится.

— Что, по вашему мнению, может заставить Европу смягчить свою позицию в отношении Национального собрания Беларуси, восстановят ли его место в ПАСЕ при нынешнем составе палаты представителей?

— Прежде всего, если белорусские парламентарии докажут, что они — депутаты, способные бороться за демократию. Простой пример: в белорусском парламенте уже несколько лет лежит законопроект об уполномоченном по правам человека. Кроме этого очень важного для Совета Европы документа, есть еще закон о печати, который тоже не рассматривается. А ведь найдись в парламенте Беларуси хоть один смелый депутат, предложивший выслать эти законы на экспертизу в Совет Европы, то там бы увидели хоть какие-то действия со стороны палаты представителей Национального собрания. И тогда, возможно, завязался бы контакт. А сегодня, когда депутаты из Беларуси приезжают и говорят о том, что их страна выходит на мировой уровень по научно-техническому прогрессу, то это интересно, но недостаточно. Нужны реальные действия в сторону демократии. Европа это заметит и смягчит свою позицию. Но пока что этого нет.