UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кубик Рубика для Орбана

Брюссель возмущен законодательными новеллами Будапешта.

Автор: Алексей Коваль

Венгерские правоцентристы почти за два года пребывания у власти выполнили свою программу масштабного переустройства политической системы страны. Важнейший этап данного процесса завершился 1 января 2012 года вступлением в силу новой конституции Венгрии и еще ряда законодательных актов, принятых в декабре. Они произвели переворот в правовом поле страны (венгерская оппозиция, правда, называет все происходящее «конституционным переворотом») и одновременно вызвали ожесточенные споры в Европе: куда движется Венгрия? Каким образом отразятся происходящие в ней перемены на странах региона и Европе в целом?

В новый 2012 год государство на украинских юго-западных рубежах вошло с новым именем. Венгрия - так теперь называется бывшая Венгерская Республика. За сменой названия стоит намерение возродить историческую преемственность страны с основанной гуннами, потомками выходцев из глубин Азии, Венгрией. В христианское государство она превратилась при Иштване Святом тысячу лет назад и просуществовала вплоть до 19 марта 1944 года. Одновременно новый основной закон Венгрии провозглашает неправомочность «коммунистической» конституции от 1949 года.

Документ ставит акцент на «христианских и традиционных ценностях», утверждается, что венгерская нация основана на этническом происхождении. Так, статья D закрепляет положение, что государство «несет ответственность за судьбу венгров» независимо от места их проживания. Заграничные венгры признаются равными в правах с гражданами страны. Также закреплено «право каждого венгерского гражданина на защиту Венгерского государства во время его пребывания за рубежом». Если учесть, что границы исторической Венгрии многократно менялись, и то, что в соседних с Венгрией государствах проживает более 2,5 млн. венгров (из них более 150 тыс. в Украине), такие положения конституции уже привели к трениям Будапешта с соседями. Статья P новой конституции, однако, утверждает стремление венгров сотрудничать со всеми народами и странами для поддержания мира и безопасности.

В Европе не все готовы легко согласиться с тем, что венгерская конституция посягает на постмодернистское секулярное видение общества, которое доминирует в большинстве стран континента и наносит удар по «мультикультурализму». Этот принцип сегодня подвергается нападкам во многих странах Евросоюза, но все-таки пока жив. Венгры первыми провозгласили себя его противниками, полагая, что их крестовый поход за возрождение ценностей, утраченных в Европе, будет поддержан и другими странами, и основными христианскими центрами.

Апеллирование к христианству в конституции страны не уникально в европейской законодательной практике. Однако следует обратить внимание, что в Венгрии 10 января вступил в силу закон «О праве на свободу вероисповедания и совести, о правовом статусе церквей, религиозных конфессий и религиозных организаций». Согласно ему, помимо одиннадцати исторических христианских церквей и трех религиозных иудейских общин, лишаются официального признания 348 религиозных объединений (в том числе мусульмане и буддисты). Им либо предстоит перерегистрироваться, либо существовать на положении т.н. малых церквей, или стать общественными организациями. Кроме того, христианские нормы конституции о защите человеческой жизни с момента зачатия станут основой для снижения числа абортов. Такими мерами власти стремятся поднять рождаемость, улучшить заботу о подрастающем поколении, поднять ценность традиционной семьи. Также авторы конституции с помощью христианской морали хотят поскорее излечить сограждан от тоталитарного мышления коммунистической эпохи, которое за два десятилетия не выветрилось из их голов. Так, в Венгрии активизируются атаки на главную оппозиционную силу - социалистов как партию, которая несет ответственность за преступления перед венгерским народом в 1947-1989 годах.

Бурю эмоций в Брюсселе, однако, вызвало не все перечисленное выше, ведь Европа не может, например, запретить венграм сохранять свою идентичность или выступить против доминирующей роли христианства. В европейских структурах обратили внимание на ряд положений нового венгерского законодательства, которые напрямую противоречат европейским соглашениям. 11-го, а затем 17 января Европа потребовала от Будапешта в месячный срок пересмотреть некоторые из них. Основной упор сделан на лазейки в законе, способные привести к консолидации власти в руках премьера Виктора Орбана и возглавляемой им партии ФИДЕС. Ведь фактически эта власть может стать неконтролируемой.

Венгрия осталась парламентской республикой. Причем полномочия Национального собрания по новой конституции даже расширены. При этом следует обратить внимание, что, согласно новому закону о выборах, принятому 23 декабря, число законодателей сокращается с 386 до 199. Количество одномандатных округов уменьшилось до 106, но значение их результатов для окончательного распределения мест возросло. Одновре­менно сохранилась сложная смешанная система выборов, при которой каждый избиратель голосует за кандидата по одномандатному округу и за общенациональный партийный список. Был изменен ряд положений, позволяющих лидирующей в одномандатных округах партии получить в свой общенациональный зачет голоса, которые не достались конкурентам. Также за партийные списки получат возможность голосовать венгры за рубежом. Это все создает возможность для правящей партии сильно снизить шансы на победу представителей оппозиции.

В Брюсселе также считают, что в результате правовой реформы нарушен принцип разделения властей. Конституционный суд, который в период перехода к демократии играл заметную роль во внут­риполитических спорах, теперь не сможет трактовать законы, влияющие на бюджет. Эти документы касаются налогов и программы жесткой экономии. Кроме того, суд не сможет влиять на аспекты деятельности государства, которые будут регулироваться специальными законами, принятыми конституционным большинством парламента, а их перечень расширен. В законе о правовой реформе говорится об обязательной отставке судей и прокуроров в возрасте 62, а не 70 лет (через два года эта норма будет установлена на уровне 65 лет). Это привело к тому, что с 1 января работы лишились 274 судей, в том числе члены Конституционного суда, а также нынешний глава Верховного суда, который не вписался в норму закона о необходимости иметь пятилетний опыт судебной работы в Венгрии. В его случае 17-летний стаж работы в качестве судьи Европейского суда по правам человека не спас от дисквалификации. По новому закону создается новое Национальное судебное управление с одним человеком во главе, имеющим право заменять выходящих в отставку судей и называть будущих.

Однако больше всего претензий Еврокомиссии к Венгрии вызвало новое положение о национальном банке. Оно предусматривает введение поста третьего заместителя председателя банка, который назначается премьер-министром, а не главой ЦБВ, как было раньше. Также правительство Венгрии стремится расширить число членов Совета по монетарной политике, который может быть использован для усиления давления на главу центрального банка Андраша Шимора. Ранее именно его премьер Орбан пытался представить главным виновником экономического кризиса в стране. В то же время, по сообщениям венгерских СМИ, правительство также хочет, чтобы повестка заседаний нацбанка согласовывалась с ним заранее. В Брюсселе считают, что эти действия противоречат положениям о независимости центрального банка, лишают его возможности вести эффективную монетарную политику.

По этой причине в декабре провалились переговоры между правительством Венгрии и МВФ о «финансовой страховке», в рамках которой Будапешт стремился получить от 15 до 20 млрд. евро. Эти деньги нужны были стране, чтобы обслуживать текущие долги (в нынешнем году на данные цели Венгрии необходимо 5 млрд. евро), а также улучшить свой имидж в глазах кредиторов. В декабре кредитный рейтинг страны был понижен до «мусорного», причем давление на центральный банк стало одной из причин такого решения рейтинговых агентств. А уже 24 января Совет ЕС пригрозил Венгрии лишить ее финансирования из фондов Евросоюза за то, что в 2011 году не была достигнута цель снизить дефицит до уровня 3% ВВП. Это обязательство Венгрия взяла на себя еще в 2009 году. Перед угрозой экономических санкций венгерские власти пообещали пересмотреть некоторые положения спорных законов, но просили ЕС дать по этому поводу исчерпывающие обоснования, чего Брюссель пока не сделал.

Наконец, последняя сфера, вызывающая обеспокоенность в Еврокомиссии, - это защита информации, которая также регулируется новым законом. Он предусматривает защиту персональных данных граждан, но одновременно устанавливает, что они будут находиться в ведении назначенного правительством Венгрии уполномоченного. Стоит отметить, что этот и другие чиновники назначаются парламентом на срок от девяти до 12 лет, что позволит Орбану контролировать эти структуры даже в случае поражения на выборах.

24 января в Брюсселе состоялась встреча премьер министра Венгрии Виктора Орбана с президентом Еврокомиссии Жозе Ма­нуэлем Баррозу. Переговоры были с самого начала обречены на провал, поскольку венгерская сторона не демонстрирует готовности к компромиссам. От главы венгерс­кого правительства в Брюсселе ожидали как минимум конкретного плана с датами, когда будут пересматриваться спорные законы. Встреча закончилась констата­цией того факта, что Брюссель все еще надеется получить формальный ответ на свои требования, указыва­ет Орбану «на политические опасения общего характера, которые венгерское правительство должно разрешить». Так на дипломатическом языке описывают то, что в Европе называют «сползанием венгерского руководства к авторитаризму». Будапешт пока молчит.

Сегодня Европа оказывается неспособной заставить венгров изменить свое законодательство. Очевидно, крайние меры, находящиеся в арсенале Брюсселя, - это санкции наподобие тех, что были применены к Австрии после прихода к власти Партии свободы Йорга Хайдера в 2000 году. Однако сегодня выступить против политики Орбана единым фронтом едва ли удастся. В Евросоюзе у Венгрии оказывается немало сторонников. По заявлениям представителей Румынии и Болгарии, в их странах есть силы, готовые взять на вооружение венгерскую тактику поведения при решении спорных вопросов с ЕС. Другие государства Союза, где у власти в результате экономического кризиса оказались правые силы, вероятнее всего, промолчат и, возможно, потопят инициативы Брюсселя в болоте чиновничьей волокиты.