UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто убил дочь Дугина и что это значит для Украины: все версии

Российские пропагандисты призвали отомстить Киеву за гибель сторонницы войны в Украине

Автор: Владимир Кравченко

Фотографии уничтоженного Мариуполя и его защитников, разбитой техники на подступах к Киеву и жертв в братских могилах в Буче уже давно стали страшными символами российско-украинской войны. Жестокой иллюстрацией к развязанной Кремлем войне станет и фото схватившегося за голову человека у машины, где горела его дочь. Фото человека, долгие годы призывавшего убивать других людей.

Российская ФСБ заявила о раскрытии убийства Дарьи Дугиной. И, по версии российских чекистов, за ним стоят спецслужбы Украины.

Как утверждает ФСБ, исполнительницей убийства была гражданка Украины, 43-летняя Наталья Вовк (Шабан). В Россию она, якобы, приехала 23 июля вместе с 12-летней дочерью Софией Шабан. Они, по версии ФСБ, арендовали квартиру в доме, где жила и Дугина, и следили за ней. Вовк с дочерью были на фестивале «Традиция», где присутствовала и Дугина вместе со своим отцом, идеологом евразийства и рашизма Александром Дугиным. Там украинка, утверждают на Лубянке, заминировала машину, а сразу после ее подрыва уехала с дочерью в Эстонию.

В подтверждение своей версии российские спецслужбы даже выложили фото якобы удостоверения Натальи Вовк, которое должно подтвердить, что украинка состоит на службе в воинской части 3057 Национальной гвардии Украины. (В/ч 3057 — это 12-я бригада оперативного назначения НГУ имени Дмытра Вишневецкого, дислоцированная в Мариуполе. В ее состав входит и полк «Азов».)

На раскрытие резонансного убийства «орлам» Александра Бортникова понадобилось всего два дня. Удивительная оперативность. Как отмечает журнал «Холод», за 2733 дней российские власти так и не нашли организаторов убийства политика Бориса Немцова, за 4786 дней — правозащитницы Натальи Эстемировой, за 5798 дней — журналистки Анны Политковской.

Но версия о том, что за убийством Дугиной стоят украинские спецслужбы, с самого начала рассматривалась многими в Москве как основная. В то, что Дугину убили «в результате теракта, осуществленного нацистским украинским режимом», уверен и ее отец.

В Киеве же категорически отрицают свою причастность к убийству Дугиной и называют опубликованное ФСБ удостоверение поддельным. В свою очередь, и полк «Азов» заявляет, что Вовк не имеет никакого отношения к данному подразделению, а сам теракт — это подготовка к «трибуналу» над азовцами, чтобы таким образом подогреть российское общественное мнение о «необходимости» этого судилища.

Как можно судить по «утечкам» из российских силовых ведомств в СМИ, в ФСБ утверждают, что целью «украинки из «Азова» была именно Дугина, а не ее отец, пусть и именитый идеолог, но маргинальный политик. Но зачем Украине смерть дочери Дугина? Какой цели достиг бы Киев, убивая маловлиятельного и практически неизвестного в Украине пропагандиста? Просчитываемые последствия этого гипотетического сценария заставляют сомневаться в причастности Украины к гибели Дарьи Дугиной.

Конечно, ее смерть может стать предупреждением всем российским пропагандистам и завсегдатаям ток-шоу, страстно призывающим к войне и убийству украинцев, — соловьевым, скабеевым, прилепиным, журавлевым, симоньян, киселевым, красовским и прочим. А судя по комментариям в соцсетях, многие украинцы приветствуют охоту украинских спецслужб за военными преступниками не только на оккупированной украинской территории, но и в самой России.

Но чувство мести — не лучший советчик при принятии решений. И если предположить, что версия ФСБ верна, то Украина рискует слишком многим. Во-первых, может последовать обвинение Украины в государственном терроризме и нанесен удар по репутации нашей страны, что может сказаться и на поддержке Киева со стороны западного общественного мнения. Ведь для Запада не имеет значения, где был убит мирный житель — в Буче, Ирпене, Мариуполе или Москве. При этом не имеет значения, что 29-летняя сторонница «Русского мира» и сама была под западными санкциями. Показателен комментарий главы комитета по делам разведки Конгресса США Адама Шиффа: «Я бы не хотел видеть с украинской стороны ничего похожего на убийства мирных жителей».

Москва уже сейчас пытается поднять «дело Дугиной» на международный уровень, чтобы «заглушить» тему преступлений, совершаемых российскими солдатами в Украине. Частично это удается: официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик заявил, что ООН призывает провести расследование для установления фактов, стоящих за ее гибелью. В свою очередь постпред РФ при ООН Василий Небензя сообщил, что Россия поднимет тему убийства Дарьи Дугиной на заседании СБ ООН 23 августа.

Во-вторых, убийство Дугиной может способствовать росту поддержки россиянами «специальной военной операции», ее смерть — еще один повод для российской пропаганды усилить антиукраинские настроения. Ведь разорванное сожженное тело девушки — отличная жуткая иллюстрация в подтверждение того, что при власти в Украине находятся «фашисты», с которыми и вынуждены воевать русские люди ради «освобождения» «братского» народа соседней страны.

Учитывая вышесказанное, для Киева минусов от убийства Дугиной значительно больше, нежели плюсов. Можно согласиться с советником главы ОП Михаилом Подоляком, заявившим, что убийство Дугиной — «во многом бессмысленно для Украины». Да и на Западе (если судить по публикациям в СМИ и разговорам наших информированных собеседников с конфидентами в ЕС и США) в основном сомневаются в «украинском следе». В том числе и потому, что русские много и последовательно врут.

В то же время выгодополучателей от смерти Дугиной хватает и в самой России. Поэтому «украинская версия» — не единственная, активно обсуждаемая и в самой РФ.

Одна из версий — за убийством Дарьи Дугиной стоят российские спецслужбы (ФСБ или ГУ ГШ РФ), таким жестоким образом стремящиеся утихомирить слишком ярых сторонников спецоперации, которых по мере краха «спецоперации» и возрастания необходимости проведения переговоров стали воспринимать как токсичный элемент. На мой взгляд, версия о «зачистке ястребов» притянута за уши, поскольку убийство дочери идеолога «Русского мира» провоцирует как раз радикализацию консервативного лагеря, жаждущего мести.

Читайте также: Смерть Дугиной: реакция либеральных росСМИ на убийство дочери главного идеолога "русского мира"

Куда более вероятна другая версия: убийство Дугиной — часть технологии по эскалации войны, некое подобие подрыва жилых домов перед второй чеченской кампанией. В соответствии с этой версией, взрыв машины организовала та часть кремлевских групп влияния, которая поддерживает объявление мобилизации населения России, нанесение ударов по центрам принятия решений и «скорейшее очищение от террористов и убийц Киева, Николаева, Харькова, Одессы и других русских городов», а не поиск компромисса с Западом и Украиной.

Сомневающиеся в этой версии обращают внимание на то, что если гибель Дугиной — предшествие мобилизации, тогда непонятен выбор жертвы, поскольку она была неизвестна широким российским массам. В пользу этой версии говорит и то, как быстро определили «исполнительницу» убийства из Украины.

Российские пропагандисты уже говорят о Дугиной как «сакральной жертве» и обвиняют «украинских нацистов» в государственном терроризме. В то же время депутат «Единой России» Владимир Джабаров пригрозил «жесткими действиями РФ» Эстонии, если она не выдаст Наталью Вовк России. А руководитель RT Маргарита Симоньян, выразив сомнения, что эстонские власти выдадут «убийцу Даши», заявила, что у России в Эстонии найдутся «профессионалы, желающие полюбоваться шпилями в окрестностях Таллинна».

Сам же Дугин так пишет о гибели своей дочери: «Враги России ее подло, исподтишка убили. Но нас, наш народ, не сломить даже такими невыносимыми ударами. Они хотели подавить нашу волю кровавым террором против самых лучших и самых уязвимых из нас. Но они своего не добьются. Наши сердца жаждут не просто мести или возмездия. Это слишком мелко, не по-русски. Нам нужна только наша Победа. На ее алтарь положила свою девичью жизнь моя дочь. Так победите, пожалуйста».

С подачи бывшего депутата Госдумы Ильи Пономарева, в СМИ также появилась версия, согласно которой подрыв машины с Дугиной осуществила «Национальная республиканская армия», стремящаяся всеми способами свергнуть Путина.

До последнего времени об этой организации никто не слышал, и в том, что она реально существует, сомневаются не только в России, но и в Украине, и на Западе. Вполне возможно, что эту «армию» создали, чтобы, во-первых, еще больше усложнить расследование убийства, а во-вторых — очернить противников Кремля, связав их с терроризмом. А может заявившие об «армии» просто использовали факт уже совершенного убийства, чтобы громко сообщить: в России существует сопротивление режиму Путина.

А вот самую экстравагантную версию предложил российский политолог Сергей Марков. По его мнению, за убийством дочери Дугина могут стоять не только украинские спецслужбы (которым, дескать, накануне Дня независимости нужно «какую-то перемогу устроить. Наступление делать не могут, организуют серию терактов»), но и… Армения. Ведь Дугин — «протурецкий» персонаж, и некоторые турецкие генералы буквально «молятся» на него, что может не устраивать армянских радикалов.

Конечно же, обсуждаются и версии, рассматривающие криминальные разборки (из-за распределения средств на разные проекты) и личную месть.

Но в среде экспертов и политиков существует понимание, что смерть Дарьи Дугиной может иметь серьезные последствия для России и Украины. И не только в виде ренессанса насилия при решении в Российской Федерации политических или бизнес-проблем — метода, столь привычного для российского общества в «лихие девяностые». (При том, что заказные убийства происходили в путинской России, их мишенью обычно становились открытые критики Кремля, а не его активные сторонники.)

Повторюсь, для Украины убийство Дугиной означает усиление позиций московских «ястребов», а обвинения в адрес Киева — эскалацию войны и мобилизацию консервативной части российского электората. Убийство Дугиной может послужить оправданием и для проведения Кремлем политических убийств в нашей стране. Российские политологи уже приводят в качестве примера Израиль, «спецслужбы которого в ответ на любой теракт против своих граждан начинают настоящую охоту за террористами».

При этом, как отмечает российский политолог Татьяна Становая, в нынешней ситуации важно, что последующие решения Путина могут выглядеть слабыми и менее легитимными для потрясенной консервативной части элиты и общества. Она считает, что «убийство работает на усиление недовольства властью в консервативных кругах, считающих, что Кремль не там рисует красные линии, да и занимает слишком нерешительную позицию по их нарушению».

Отсутствие доверия к Кремлю не способствует признанию поспешных результатов «расследования», проведенного ФСБ. И поскольку в ближайшем будущем маловероятно, что мы узнаем правду о том, что же на самом деле произошло в Подмосковье, каждый выбирает версию трагедии на свой пристрастный вкус.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.