UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кристально чистый президент. В Хорватии главой государства избрали музыкально одаренного юриста

52-летний Иво Йосипович будет, пожалуй, неординарным европейским лидером. Как и два его предшественника — Франьо Туджман и Стипе Месич, он именно тот человек, который нужен сегодня Хорватии...

Автор: Алексей Коваль

52-летний Иво Йосипович будет, пожалуй, неординарным европейским лидером. Как и два его предшественника — Франьо Туджман и Стипе Месич, он именно тот человек, который нужен сегодня Хорватии. Соотечественники доверили ему сложную, но весьма почетную миссию завершить процесс европейской интеграции страны и попытаться решить наиболее сложные проблемы недавнего прошлого.

Набрав 60% голосов избирателей во втором туре президентских выборов, прошедших десятого января, он получил одобрение своей предвыборной программы, которая предполагает скорейшее завершение переговоров с ЕС о вступлении Хорватии в эту организацию, а внутри страны — «бескомпромиссную борьбу с коррупцией и оргпреступностью». С подобными лозунгами шли на выборы и другие кандидаты, но лишь Йосиповичу удалось убедить избирателя, что именно он может справиться с ними. Он постоянно говорил о необходимости построения в Хорватии не только демократического, но и социально справедливого общества.

В своей компании будущий президент избрал стратегию доброжелательности, ни разу не позволив себе нападки на конкурентов. Всегда улыбчивый, отвечающий на выпады своих куда более агрессивных соперников с благодушием университетского профессора, он выбил почву из-под ног правых, тех кто обвинял его в попытке возврата к коммунизму.

Его победа, изменяющая расстановку сил на политическом олимпе страны, свидетельствует о снижении популярности правящего Хорватского демократического содружества и перегруппировке в рядах оппозиционных социал-демократов. Выдвиженцем последних, собственно, и был Йосипович. Кампания ясно показала, что Хорватия не может идти в ЕС как с грузом старых проблем послевоенного времени, так и «травмами переходного периода». «Я хочу, чтобы на европейском небосклоне Хорватия светилась яркой звездой, не только фактом своего членства в ЕС, но благодаря тем ценностям, за которые мы боремся: свобода, демократия, права человека и нацменьшинств, религиозная свобода», — заявил Йосипович.

Он не похож на политического гуру, однако именно это и было его преимуществом перед маститыми соперниками. Хорваты устали от постоянных скандалов и ссор в политических кругах и желали, чтобы пост главы государства занял человек, который смог бы объединить всю нацию, став для нее своеобразным моральным авторитетом. Он скромный законодатель с большим опытом юридической практики, профессор права и более известен в стране как композитор классических произведений, некоторые из которых получили международное признание. Будучи в политике уже несколько десятилетий, ему удавалось не запятнать свое имя скандалами. Йосипович был одним из разработчиков устава реформированной компартии Хорватии (в начале девяностых она стала социал-демократической). В 1994-м он отдал предпочтение занятиям наукой и музыкой, но вернулся в политику в 2003 году, в статусе депутата парламента.

В Хорватии президент имеет достаточно ограниченные полномочия в вопросах внутренней политики и экономики (впрочем, Йосипович уже заявил, что будет активно помогать премьер-министру Ядранке Косор в решении экономических и социальных проблем). В то же время глава государства руководит армией и спецслужбами, а также определяет внешнюю политику страны. Для Йосиповича это достаточно широкое поле для деятельности, если учесть, что лишь год назад Хорватия вступила в НАТО, а в октябре Евросоюз сообщил о своем согласии завершить переговоры, после того как Загреб и Любляна смогли договориться о разрешении хорватско-словенского пограничного спора.

Впрочем, на повестке дня финальной фазы переговоров остаются другие сложные вопросы, в которых Загреб и Брюссель пока не достигли компромисса. Это необходимость реформирования правовой системы страны, а также приватизация крупных государственных верфей, борьба с коррупцией и оргпреступностью. Всего переговорное досье о присоединении Хорватии к ЕС включает 35 разделов или, по терминологии Брюсселя, «глав». Более трети из них уже согласованы.

Однако для того чтобы Хорватия вошла с Евросоюз в 2012 году, Йосиповичу также придется приложить максимум усилий для решения проблем с оставшимися с момента распада Югославии соседями. Эксперты напомнили, что он как депутат парламента голосовал против соглашения со Словенией о границе. Но наибольшую гибкость и прозорливость Йосиповичу придется проявить в отношениях с Сербией, а также Боснией и Герцеговиной, часть которой Хорватия хотела аннексировать в ходе конфликта в бывшей Югославии.

Третий президент Хорватии станет первым лидером этой страны, который не играл какой-либо существенной роли в период развала Югославии и пришел в политику позже, поэтому в Сербии к нему не может быть предвзятого отношения. С другой стороны, он, очевидно, продолжит политику своего предшественника Стипе Месича, предпринимавшего усилия по сближению позиций Загреба и Белграда по вопросам примирения, решению проблем беженцев, публично извинившегося за злодеяния, совершенные хорватскими военными.

За несколько дней до президентских выборов в Хорватии нынешний хорватский лидер Месич сделал еще один важный шаг — отправился с первым официальным визитом в Косово, которое Хорватия признает независимым государством. Несмотря на протесты сербов, эту поездку следует рассматривать как знак того, что Загреб будет и в дальнейшем поддерживать позицию ЕС в Западной части Балкан, в частности в отношении Косово, называя целью своей политики в регионе «усиление стабильности и сотрудничества». Он пожалел, что в Белграде не разделяют таких взглядов, и сказал, что «это всего лишь новая реальность», с которой придется смириться. Впрочем уходящий со своего поста хорватский лидер также заявил, что именно политика Белградского руководства на построение «Великой Сербии» стала причиной войны и развала Союзной Югославии. В итоге Белград обвинил Месича «в эффективном разрушении» двусторонних отношений.

В то же время прорыв в отношениях с Белградом может быть достигнут уже новым президентом Иво Йосиповичем в вопросе отзыва из Международного суда ООН иска к Сербии по обвинению в геноциде. Он сигнализировал о возможности такого шага. В ответ Белград намекнул о готовности отозвать аналогичный иск к Загребу. Аналитики в этой связи замечают, что Йосипович как юрист хорошо понимает, что выиграть дело практически невозможно. Зато отзыв иска мог бы стать его первым реальным вкладом в деле нормализации отношений двух стран, преодолению старых линий раскола во всем Балканском регионе, где Хорватия способна играть ключевую роль.