UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРЕМЛЕВСКАЯ ТУСОВКА

Сегодня приторно и пресно В любом банановом раю, и лишь в России интересно, поскольку... бездны на краю!..

Автор: Владимир Торчилин

Сегодня приторно

и пресно

В любом банановом раю,

и лишь в России

интересно,

поскольку... бездны на краю!

Игорь Губерман

С наступлением осени и особенно после кое-каких политических событий открывшегося нового сезона в Кремле и его владениях захотелось повнимательнее присмотреться к тому, что уже происходить, а также попытаться понять, что еще может случиться. Но чем больше я присматривался, тем больше рябило в глазах, картина напоминала знакомые еще по школьным временам изображения увеличенной микроскопом капельки воды из лужи, в которой непрерывно пихали и кушали друг друга, не забывая при этом исправно размножаться, разные неаппетитные бактерии. Или, в переводе на человеческий размер, перед глазами предстала ныне некая бесконечная, говоря молодежным сленгом, тусовка, на которой (или в которой) роятся все мало-мальски заметные политические фигуры. А если уж высказываться совсем интеллигентно и даже с претензией, то можно помянуть и Александра Сергеевича с его «Пиром во время чумы» и героями этого пира, находящими удовольствие в драке всех против всех, в стоянии на краю последней бездны. Но все-таки больше - на «тусовку» похоже. И кто только там ни тусуется!

Упоительная тусовка идет даже среди предполагаемых единомышленников в правительстве. Именно поэтому одно министерство (иностранных дел) договор Азербайджана с западными компаниями по поводу шельфовой нефти Каспия горячо не одобрило, тогда как другое (нефтегаз) столь же категорично «не возражает». И пошли Козырев с Шафраником препираться, как в автобусе, пока Черномырдин не решил, что все в порядке и поводов к неудовольствию нет. Чего же тогда министр иностранных дел стоит, если он сам в таком пустяке разобраться не мог? Или все-таки поводы есть, но исправлять что-нибудь уже поздно, - вот и приходится делать хорошую мину при плохой игре?

Даже однопартийцы непрерывные разборки устраивают. Вот так и парламентская фракция Демократической партии России объявила недоверие своему лидеру Николаю Травкину, о котором что-то совсем немного было слышно с тех пор, как получил он свой министерский пост без портфеля, еще раз доказав, что наука управлять - особая наука, ей только буржуазные спецы обучаются, а при наличии правильного демократического сознания это вовсе ни к чему, и так сойдет. Но вот фракция возмутилась, и снова все о нем услышали, как он зачем-то хотел с поста председателя думского комитета по экономической политике спихнуть собственного однопартийца Глазьева. А чего возмущаться-то? Ну, заскучал человек на министерском посту (заметим еще раз, без портфеля!), - вот и снова на бой потянуло. А своих бить - так чужие только сильнее бояться будут!

А как бескомпромиссно сражаются между собой коллеги-демократы - Явлинский с Чубайсом (врет-де Чубайс - нет никакой приватизации!), Чубайс с Лужковым (подмял-де мэр Москву и позволяет ее раскрадывать вместо того, чтобы раздавать, кому по плану положено), Лужков еще с кем-то... Все в совершенном упоении!

Даже серый кардинал Ельцина Бурбулис вдруг заговорил о том, что не прав он был, и Ельцин вовсе не находка, а уж в последнее время - особенно, так что самая пора ему как-нибудь почетную отставку организовать. И ведь не где-нибудь, а в газете «Правда» отметился!

Впрочем, и внутри нынешнего президентского окружения не все спокойно. Свои-то свои, так это еще не повод, чтобы президенту замечания делать или неудовольствие им выражать. Кому-то, дескать, не понравилось, как он себя в Германии показал. У нас не держат! Кому-то не понравилось - пожалте вон! Вот и не взял президент с собой в Америку возомнивших помощников. Пусть подумают о своем поведении на досуге.

Даже сравнительно надежная ельцинская опора - Совет Федерации под предводительством «духовного наставника нации» Шумейко - и та норовит хоть в чем-то свою самостоятельность показать. Предложенных президентом конституционных судей Совет утвердил без разговора, а Ильюшенко на должность генпрокурора так и не пропустил. Так что придется тому и дальше служить тем же генпрокурором, да только «исполняющим обязанности». Для проталкивающего его Ельцина разница не велика, а для разных «пикейных жилетов» - полный простор для ничего не значащих инвектив на тему, что, дескать, любое решение «и.о.» может быть оспорено в судебном порядке, поскольку по закону он «исполнять обязанности» не может, а обязательно должен быть утвержден.

Вообще же никто так не отличается в тусовочном бою, как бывшие союзники. Казалось бы, кто больше помогал созданию романтизированного президентского облика в глазах массового читателя, чем Егор Яковлев? Но вот - как перешел с больших государственных должностей на вольные журналистские хлеба, так сразу его потянуло героику развенчивать. Я, говорит, всегда знал, что президент не способен толком со своими обязанностями справляться, поскольку заливает без меры за воротник! И тут же приводит три случая президентских проколов по причине нетрезвости. А раньше-то где был, правдолюб? Или только тогда вспомнил и прозрел, когда из обоймы выпал? И пошел правду-матку резать? Только поздно - сам помог такого президента слепить, так что теперь нечего жаловаться, что тот в самолете спит больно крепко. В общем, сошелся непримиримый демократ Яковлев с не менее непримиримыми коммунистами, которые также требовали расследовать и осудить пьянство Ельцина. Вот вокруг чего надо объединяться, а не вокруг шумейкинских заповедей! Однако никакого расследования предполагаемого президентского пьянства, разумеется, не последовало, поскольку не допустил до этого рассудительный Рыбкин, разумно заметивший, что подобные обвинения уже выдвигались, доказаны никогда не были, а вот выдвигавшим их сильно карьеру подпортили. Чего, спрашивается, рисковать? И, главное, зачем?

Демократическая оппозиция демократическому же российскому правительству в знак борьбы с этим правительством решила его за таковое вообще не считать. О чем и сказала устами Явлинского, заявившего, что в голосовании вопроса о доверии правительству Черномырдина нет никакого смысла, поскольку высшая исполнительная власть в России - никакой не Черномырдин, а сам президент. Чего ж зря копья-то ломать? Лучше на пораньше перенести президентские выборы и переизбрать его, президента, одновременно с парламентом в декабре 1995 года, а вовсе не в июне 1996. Тоже, так сказать, перчатка к бою!

Умудряются упиваться боем даже совершенно невероятные противники. Ну вот, скажем, министерство обороны и Леонид Хейфец, директор Театра Советской армии, располагающегося в доме, который как раз этому министерству и принадлежит. Хочет министерство отдать дом каким-то коммерческим структурам, а Хейфец свой театр вывозить не желает. Повод для боя? Еще бы! Вот и врываются в дом к режиссеру неизвестные личности (не в военной форме, заметьте, и без должного предписания от Грачева) и бьют его (Хейфеца) смертным боем, требуя, чтобы он больше в своем театре никогда не появлялся. И правда, пусть лучше не появляется - упоение упоением, а жизнь дороже!

Ну, хорошо, враги ругаются - это естественно, свои ругаются - и это бывает. А вот какие чужие вдруг дружатся - уму непостижимо! Взять хотя бы дело МММ и его заключенного (но уже выпущенного) руководителя Мавроди. Кто был среди самых рьяных его защитников? Пожалуйста, - жириновцы и демороссы! Чем не парочка: барашек да ярочка? Впрочем, и последних понять можно - при полной потере социальной поддержки им, может, хоть держателей акций на свою сторону привлечь удастся... Да и сам Мавроди вроде уже в Думе. Глядишь, и он найдет, чем отблагодарить - если вспомнит, конечно, кто за него ратовал. А правительство с коммунистами? Были ли враги непримиримее, чем беззаветные созидатели рынка и столь же беззаветные сторонники государственного социализма? А теперь вот сам Филатов говорит, что не исключена возможность вхождения коммунистов в правительство! Им, бедолагам, так в правительство хочется, что они и понимать перестают - войди они туда, им больше не удастся из себя честных строить и старушек с пустыми кастрюлями на демонстрации выводить; потому как кто же за ними пойдет, если они тогда сами вместе с правительством за все неприятности отвечать начнут? Тогда уже не скажешь, что вот, дескать, нам бы дали, мы бы и показали, как лучше. Но при этом Зюганов не расстается с идеей ранних президентских выборов. Диалектика!

Правда, другие оппоненты правительства в лице Явлинского и Бориса Федорова быстро смекнули, что удивляться нечему: правительство и так состоит из сплошных коммунистов (хоть и бывших), так что, во-первых, почему бы своим своих и не пригласить; а во-вторых, и призывы Зюганова против Ельцина можно рассматривать как дружескую внутрипартийную полемику (чуть-чуть хлебнуть упоения в междоусобном бою). Так что когда Жириновский под боком возмущается, почему это слухи о вхождении коммунистов в правительство упорно циркулируют, а о приглашении туда же его партии - ни гу-гу (хотя у него больше голосов, чем у коммунистов), - поговорил бы лучше с Явлинским и Федоровым, перестал бы удивляться: там свои, а он всем чужой.

И, главное, как быстро тасуется колода! Ну кто бы еще год назад мог предположить, что в съезде непримиримой оппозиции в Калининграде будут участвовать верные сторонники либеральных реформ Ельцина и других, вроде Валерия Зорькина (обиженного, должно быть, на Ельцина, - тот пообещал не пускать его в начальники Конституционного суда - так и сам Ельцин когда-то был обижен на Горбачева); Сергея Глазьева, не по своей воле покинувшего пост министра внешних экономических связей; и даже философа Александра Ципко (тут причину найти труднее, - разве что решил попробовать разные политические концепции на собственном опыте). Хотя и их понять можно. Ну, оставались бы они шестерками без должностей и портфелей в своем мирном демократическом лагере, - толку-то? Вот и кинулись ловить кайф в непримиримой борьбе со вчерашними подельниками. К тому же, чем черт не шутит, - сменись направление столбового пути, так и какая должностишка может обломиться. Не чета, разумеется, упоению боем и бездной, но тоже приятно. Так что пока вместе с Руцким и Зюгановым выдвигают единого кандидата от оппозиции (заместителя председателя Совета Федерации Петра Романова) на президентские выборы 1996 года.

А сколько кутерьмы добавил многострадальный рубль! Даже в доме Облонских (то есть в правительстве, которое, скорее всего, за этой кутерьмой и стояло, стараясь выдавить побольше денег на закупки сельхозпродукции и на выплаты в бюджетных сферах) все смешалось. И как ни спешил в Москву Черномырдин со своего южного отдыха спасать Геращенко (еще бы - это куда важнее, чем с разными там английскими королевами протокол соблюдать!), а спасти не смог. Пришлось сдать. Невелика, впрочем, плата за упоение на краю финансовой бездны! Интересно, что при этом Черномырдин так вошел в роль защитника правительства и одновременно обвинителя каких-то «определенных сил» (кстати, более неопределенных определений этих «определенных сил», чем от президента и правительства, мне еще слышать не приходилось) во всех, и особенно денежных, неприятностях, что даже когда уже закончила работу президентская комиссия по расследованию рублевого обвала, он все еще не мог остановиться - приросла маска, что называется. Именно поэтому, когда встречавшие его по окончательном возвращении из отпуска журналисты поинтересовались, кто б это мог распускать слухи об его отставке, то он не придумал ничего лучшего, чем сказать, что такими гадкими сплетнями пробавляются все те же «определенные силы», которые заодно еще вызвали падение рубля. Фу, какой конфуз! Именно в этот день комиссия сообщила, что никаких других «сил», кроме разрушенной бездарным управлением экономики, недееспособного правительства и махинирующего Центробанка, за рублевой катастрофой не присутствовало! Мог ли этого не знать премьер-министр? Да наверняка и знал, только инерция сильнее разума, - вот по привычке и стал снова все валить на «силы».

Единственным, кто хоть как-то пытался эти «силы» идентифицировать, был, как обычно, скорый на язык Костиков, который тут же обвинил во всем компартию с ее тайными средствами - теми, что никак не могли раскопать демократы. Коммунисты, в свою очередь, тоже выдали по первое число оппонентам. Упоение! Впрочем, и с самого начала, как водится, политические деятели предпочитали во всем видеть происки друг друга (всегда друг друга называя «определенными силами», но никогда, на всякий случай, не определяя), тогда как профессионалы-экономисты, которым упоительными боями заниматься некогда и неохота, сразу обвинили бестолковое правительство, - и, как оказалось, не ошиблись

Ну а сколько добавила руководству суеты трагическая смерть московского журналиста Холодова, и говорить не приходится. Прямые обвинения вполне информированных журналистов в адрес армейского руководства поставили Ельцина в сложную ситуацию. Будь министром не Грачев, а кто другой, тут бы ему (министру) и конец. Но позиция Ельцина в отношении Грачева совершенно особая. Он будет защищать его до предельно возможной черты по двум исключительно важным причинам: во-первых, ему действительно надо отдавать неоплатный долг - за обеспечение Грачевым расстрела предыдущего парламента (чего Ельцин и сам не скрывает, указав этот поступок в качестве лучшей характеристики того, как хорош министр обороны), а во-вторых, поглядев, как армия стреляет по парламенту, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что та же армия может теперь и в другую сторону пальнуть, если попросит кто надо и как надо. Так что лучше с Грачевым быть в мире, хотя и можно порой испытывать его на прочность, поддерживая какого-нибудь скандального нарушителя субординации вроде Лебедя. Пусть уж слишком министр обороны не заносится. Хотя теперь Грачев и сам поговаривает о возможной отставке - настолько, все-таки, нервируют его обвинения прессы в попустительстве дурным армейским нравам и коррупции (а то и в прямом участии). Пока что, однако, он перешел в наступление, подав в суд на газету, сотрудник которой был так зверски убит. Трудно не согласиться с редактором Гусевым, что при таком раскладе на поимку преступника рассчитывать особо не приходится.

И на всем этом фоне - сидит воробей на крыше, а манит его и повыше - после бесед с Клинтоном Ельцин всерьез заявил, что у мира по-прежнему два лидера - Штаты и Россия. А Клинтон помалкивал, - мели, Емеля! Зато вот когда Россия в Совет Европы сунулась, так ее демократическое правительство вместе со столь же демократическим президентом живенько получили полный отлуп как раз по причине недостаточной демократии. Это вам не интервью давать! Да и в Международную ассоциацию конституционных судов Россию не приняли. Сунулось туда руководство исключительно по жадности, поскольку забыло, что Конституционного-то суда в стране и вовсе нет! Не приняв, - напомнили. Вот и стали срочно судей назначать президент с парламентом, а то как голые перед всем миром без суда-то.

При этом бывший (не менее демократичный) союзный президент, забыв о только что прибавленной Ельциным пенсии, неблагодарно покусывает президента российского нынешнего, не переставая намекать, что при нем бы такого бардака не было, да и принимали бы всюду, куда надо. Но от Горбачева отмахиваются теперь даже самые верные бывшие приспешники - карта отыгранная (хотя, если вдруг снова козырем ляжет, то они же первые обратно кинутся убеждать, что их не так поняли). Пока же даже Яковлев (Александр) в компанию с ним не идет, не говоря уж о Гайдаре. Недаром, пытаясь сформировать социал-демократическую партию (тут хорошо бы побольше поговорить о российской социал-демократии, да место не позволяет), Яковлев устами своего помощника по партии маршала Шапошникова специально оговорил, что в славных рядах социал-демократов не место Михаилу Сергеевичу - и почему-то в компании с Руцким. Впрочем, будущее и самого А.Яковлева под большим сомнением, ибо есть сведения, что они с Ельциным уже обсудили яковлевскую отставку с возможной заменой этого деятеля сидящим в засаде Полтораниным.

Хотя не все уж так мрачно и беспросветно. Наряду со всякими отставками и выпихиваниями, растет и новый служилый слой, для которого заботливое руководство изыскивает все новые экологические ниши. Вот и Ельцин в придачу к своему Президентскому совету организовал еще и Экспертный совет вкупе с Народной палатой. В результате и много нужных людишек на хлебные места разместил, и одновременно лишил их всякой реальной власти, разбросав ее между несколькими инстанциями. Мудрый шаг. Так что, может, еще и не прав Бурбулис, толкуя о почетной отставке?

Не хватит ли примеров? Не мутит? Порой кажется, что высшие российские руководители слишком буквально восприняли соображение классика насчет возможности находить особое упоение как в бою, так и бездны на краю. В наивной жадности они решили объединить оба удовольствия и предаются непрерывным сражениям друг с другом прямо на краю бездны. Может быть, им, правда, кажется, что это не бездна, а так, неглубокий овражек с поросшим мягкой травкой дном, - не страшно и падать. Тем горше будет разочарование. Ладно бы только для них самих, а то ведь сколько соотечественников они в эту бездну тянут! Пусть уж и дальше дерутся - только бы от края отошли.