Россия готовит для СНГ достойное место в мировом сообществе. Борис Ельцин утвердил «Стратегический курс РФ с государствами — участниками СНГ», который тут же был как бы невзначай подброшен в несколько агентств. Они сделали свое дело — народы узнали об этом курсе раньше, чем президенты стран — членов Содружества.
Поневоле начинаешь думать, что эта слегка небрежная утечка на самом деле была формой распространения «Курса». И более того — его распространение было подготовлено заранее, сам же документ — в действительности не директивы министерствам, а своего рода манифест или декларация.
«Курс» уже был так или иначе опубликован и прокомментирован, однако до сих пор акцент делался на том, что Россия, наконец, проявила свою имперскую и нехорошую сущность.
Эту сущность, правда, раньше мог не увидеть только слепой... и только потеря памяти смогла заставить забыть эпизоды новейшей истории, когда Россия применяла несколько грубоватые приемы для достижения своих целей.
Если об этом не забывать — тогда никто не удивится, почему «экономическая, политическая и военная поддержка России» ставится в зависимость от отношения стран СНГ к интеграционным процессам.
Настоящая новость, содержащаяся в документе, — упоминание президентом РФ в ходе недавней пресс-конференции о возможном создании на территории СНГ военного союза — не была экспромтом лидера России или дубиной, которой помахали перед Западом.
Это — не дубина, это — стратегия. «Поощрять намерение государств — участников Договора коллективной безопасности объединиться в оборонный союз на базе общности интересов и военно-политических целей», — указывает своим министерствам Б.Ельцин.
Отметим при этом, что Россия ни к чему не призывает, Боже упаси! Российские ведомства будут только «поощрять», видимо, как морально, так и материально, намерения «других государств».
Здесь и кроется первая неувязочка. Судя по реакции лидеров СНГ после заявлений российского лидера, не многие из них стремятся в какой-либо «оборонный союз». Хотя, вместе с тем, претенденты есть. Это те республики, которым есть от кого обороняться или на кого-то нападать.
Так, например, Армения не прочь бы, учитывая исторические традиции, вступить в какой-нибудь союз с тем, чтобы порешать проблемы с Азербайджаном. У Грузии есть, как известно, «небольшие недоразумения» с Абхазией, у Таджикистана — с исламскими фундаменталистами, у Беларуси — с Западом.
Но, все равно, союз получается какой-то непрочный и нелогичный. Каждая из стран-участниц сделает попытку решить с помощью российских солдат свои проблемы, стремясь отхватить у России как можно больше танков и боеприпасов, а дать — как можно меньше.
Решающую роль в судьбе планирующегося объединения может сыграть Казахстан. Его участие в этом странном альянсе может придать ему вес, а Александр Лукашенко, стремящийся, похоже, быть святее папы римского и бросить свой народ на борьбу с миром капитала, не будет выглядеть одиноким и одиозным чудаком.
Хотя вряд ли Нурсултан Абишевич Назарбаев составит компанию «белорусскому батьке».
И еще об одном, на первый взгляд странном, но, в принципе, закономерном тезисе. Хотя «Курс» и начинается, по сути, с раздела «Экономическое сотрудничество», которое объявлено «основополагающим», — авторы этого документа явно используют экономику как средство достижения целей.
Таможенный союз, казалось бы, предельно аполитичное объединение, по их мнению, должен включать государства, связанные с Россией «стратегическим политическим партнерством».
Составители «Курса» явно имеют к экономике отношение весьма далекое. Гораздо более четко и даже с любовью выписан раздел о национальной безопасности и правах россиян в странах СНГ, защитить которые призваны, среди прочих мер, экономические санкции.
Эти обстоятельства могут прояснить вопрос, кто сегодня в большей степени определяет политику России — прагматические финансово-промышленные круги или романтики от ФСБ и Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками.
Как видим, прагматики не всегда, мягко говоря, могут оказать решающее влияние на выбор курса.
«Курс» появился вовремя. Впереди у России выборы в Госдуму, а потом и президента, что, конечно, оказывает влияние на политику кремлевского начальства.
Впереди также ближайший саммит стран СНГ в Москве. Лидерам стран Содружества отпущено полтора месяца на размышление — что делать с российским курсом.
Похоже, все идет к тому, что этот саммит, в отличие от предыдущих, не будет вялым и спокойным...
И украинское руководство, балансирующее пока на демаркационной линии НАТО — СНГ, должно быть готово к тому, что эту линию на встрече в Москве будут всячески продвигать на Запад, в процессе чего линия может уйти из-под ног.
Возможно, в сложившейся ситуации определенности с курсом России, Украине тоже стоило бы утвердить свой «стратегический курс». Причем сделать это до 3 ноября, когда в Москве начнутся разбирательства, кто за кого.
А потом этот «курс» можно было бы небрежно обронить в какой-нибудь газете или агентстве. И Борис Ельцин узнал бы о нем из публикаций, скажем, в «Известиях».