За последний год мы очень мало слышали о Косово. Крае на Балканах, который 17 февраля 2008 года провозгласил независимость от своей метрополии Сербии и этим шагом подорвал, как тогда казалось, устои международной системы. Волна ажиотажного интереса к этой теме со временем прошла. Можно обвинять журналистов в непоследовательности, однако часто так бывает: спустя какое-то время топ-новости сходят с первых страниц изданий и забываются. Впрочем, в данном случае такая передышка скорее полезна, так как позволяет без лишней эмоциональности говорить о событии, которое еще год назад было способно «взорвать мировой порядок», привести к параду суверенитетов, заложить основы новой глобальной ситуации и расстановки сил в мире. Одновременно локально в таком важном регионе, как Балканы, решить судьбы живущих там народов и даже привести к новой войне. Многое из того, о чем думали тогда, не случилось, худшего из сценариев удалось избежать. Но будет не совсем правильно говорить о том, что нынешняя ситуация однозначна и акт провозглашения независимости решил все проблемы самого края и его метрополии. Напротив, важнейший этап борьбы за будущее Косово и живущих там людей, за определение его политического статуса на основе международно-правовых норм только начинается.
На этой неделе Приштина бурно отпраздновала первую годовщину своего независимого существования. Первые месяцы после провозглашения независимости Косово активно шел процесс признания нового государства — появление которого приветствовали большинство стран Европейского Союза, США и основные союзники Вашингтона, ряд небольших латиноамериканских государств и еще нескольких в Океании и Африке. Но можно сказать, что самым важным для Приштины и болезненным для Белграда было признание Косово со стороны бывших югославских республик — Черногории и Македонии, а еще ранее Хорватии и Словении, которые таким образом выражали свою солидарность с доминирующей в Евросоюзе позицией по этому вопросу. На сегодня Косово признали 54 страны, хотя ожидалось, что за год это число превысит сотню. Косово не стало пока членом ни одной международной организации, но власти в Приштине стремятся в текущем году стать членами МВФ и, возможно, какой-либо из региональных торговых структур. Остальная часть мирового сообщества избрала либо выжидательную позицию и решила понаблюдать за процессом становления нового государства, либо однозначно определилась в своей позиции не признавать Косово.
Последний лагерь возглавляет Сербия, для которой минувший год был весьма сложным именно по причине серьезных политических потрясений и психологического шока, связанных с фактической потерей Косово, необходимости возобновить борьбу за его возвращение. Сегодня косовская проблема стала главной национальной и государственной проблемой для Сербии. В Белграде и сегодня, спустя год, заявляют о своем суверенитете над краем, и предупреждают, что никогда не признают и не смирятся с фактом существования на сербской территории «виртуального» государства, созданного албанцами.
За год в Сербии пережили болезненное вживание в новую реальность. Решающим фактором стала сдержанная позиция Белграда, которая за это время обрела очертания нового дипломатического курса: всеми доступными (но не силовыми) методами добиваться исправления нарушения международного права, которое сделало возможным акт провозглашения независимости Приштины.
Сербские дипломаты пытаются совершить невозможное и стремятся «отыграть» ситуацию в свою пользу год спустя. Тогда формальной основой для действий властей Косово стал план финского дипломата и в прошлом президента этой страны Марти Ахтисаари. Применив формулу «ограниченной независимости» для Косово под международным контролем, он де-факто добился пересмотра положений резолюции Совбеза ООН №1244 от 1999 года, которой утверждался суверенитет Сербии над Косово, а миссия ООН только управляла этой территорией. Ахтисаари предложил для Косово «международное гражданское управление»: оно бы пришло на смену миссии ООН и завершило становление политических структур края с последующим переходом к независимому существованию. Задачу по выполнению плана финского дипломата взял на себя Евросоюз, и даже пытался начать развертывание миссии в Косово (получившую название Eulex) без согласования с Белградом и ООН. Однако сербским дипломатам потребовалось несколько месяцев напряженной работы, чтобы вернуть почти всех игроков косовского урегулирования в рамки международного процесса.
8 октября 2008 года Генассамблея ООН 77 голосами против шести приняла решение (74 страны тогда воздержались от голосования) передать вопрос о том, соответствует ли международному праву акт провозглашения независимости Косово, на рассмотрение Международного суда в Гааге. Решение суда будет носить рекомендательный характер, однако власти Косово уже заявили о готовности его выполнить. По словам президента Сербии Бориса Тадича, это решение (которое ожидается не ранее 2010 года) позволит денонсировать акт провозглашения независимости Косово и вернуться к переговорам о статусе края на основе международных норм. Впрочем, албанцы со своей стороны надеются, что вердикт подтолкнет Сербию к скорейшему признанию Косово. Интересно, что успех сербов в ООН был негативно воспринят в США и Европе. Дипломаты этих стран высказались в том ключе, что вопрос статуса Косово решен фактом независимости и признания этого факта их странами. В первой половине текущего года Сербия стремится начать переговоры об интеграции в ЕС, и вопрос о признании Косово также может быть поставлен Брюсселем как одно из условий такого решения. Белград уже предостерег Евросоюз от подобных действий, любыми способами пытаясь затянуть выполнение «плана Ахтисаари». За год почти ничего не было сделано. Европейская миссия только с декабря прошлого года начала развертывание в Косово, и пока не готова взять на себя функции администрации ООН и заменить 16 тыс. солдат-миротворцев, действующих под командованием НАТО, чтобы помочь албанцам управлять краем. Более того, сербы добились, чтобы Eulex действовал в крае не на основе «плана Ахтисаари», а во всем согласуясь именно с резолюциями ООН с обязательным отчетом о выполнении перед руководством этой организации. План финского дипломата в его первоначальном намерении уже сорван, хотя Марти Ахтисаари и получил за него Нобелевскую премию мира в прошлом году. На смену ему пришел «План шести пунктов», выдвинутый в ноябре генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. Формально он дает право миссии Объединенных Наций в Косово создать «гражданскую миссию» нового образца, интегрировав в нее экспертов и советников, которые прибывают в край в рамках Eulex. А центральную роль в стабилизации ситуации в Косово ООН намерено возложить на ОБСЕ. Сербы готовы поддержать этот план.
Албанцы же, напротив, настаивают на выполнении «плана Ахтисаари» без новейших уточнений Пан Ги Муна. Наиболее серьезным шагом в этом направлении стало формальное создание 21 января нынешнего года «Косовских сил безопасности», в которых албанцы видят прообраз вооруженных сил края численностью 3,5 тыс. человек. Они пришли на смену «Корпусу по защите Косово». В отличие от последнего бойцы нового соединения будут иметь право носить стрелковое оружие, и после выучки под наблюдением инструкторов из стран НАТО на них будет возложена миссия по поддержанию в крае стабильности. Кроме того, Eulex приступил к созданию и усилению таможенных постов, в том числе на границе Косово и Сербии, что вызывает неодобрение Белграда, который оказывает значительную материальную помощь сербскому населению края. Стоит отметить, что в условиях кризиса мировое сообщество не может в той же мере поддерживать Косово, которое до недавнего времени также было одним их крупнейших реципиентов международной помощи. Сомнительно, что новая администрация США будет принимать в косовском урегулировании такую же активную позицию, как предыдущая.
Борьба за Косово, однако, не сводится лишь к «большой политике»: даже наоборот, международные усилия Белграда имели бы куда меньший эффект, если бы не опирались на поддержку в крае сербского населения. Спустя год можно с уверенностью сказать, что Белград из многих упоминавшихся тогда сценариев развития ситуации в ответ на провозглашение независимости избрал тот, по которому Косово как государство не может состояться в силу вполне объективных причин — межэтнического и территориального раскола края.
Албанские власти Косово не смогли стать выразителями интересов всех народов, проживающих в нем (не только сербов, но, например, цыган). Поэтому за год все четче намечается размежевание между южной албанской и северной сербской частями региона, где живет 130 тысяч человек. Власти этой территории, которая концентрируется вокруг города Митровица, не признают акты Приштины и во всем согласовывают свои действия с Белградом. За это время раскол между албанцами и сербами только увеличился — сербы Косово избрали собственные органы власти (которые, согласно «Плану шести пунктов», признаны легитимными, с чем не могут смириться в Приштине и Брюсселе). Во время празднования независимости Косово албанские лидеры признали, что именно отсутствие контроля над севером региона — главная проблема для становления государственности в крае. Дипломаты западных стран тоже ломают голову над тем, как выполнить, пожалуй, главное из всех условий стабилизации ситуации здесь — обеспечить создание многонационального гражданского общества и примирить этнические общины. На данный момент ни у Приштины, ни у Европейского Союза, ни даже у ООН четкого представления, как это сделать, нет. Ключи от этой проблемы лежат в Белграде, который продолжает укреплять связи с косовскими сербами и настаивает на праве для более чем 200 тыс. беженцев-сербов вернуться в свои дома в южной части Косово с возможностью обеспечения для них защиты именно по сербским законам и сербской этнической полицией. Государство косовских албанцев пока слишком слабо, чтобы согласиться с этим.