UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОРЕЙСКОЕ ВОССОЕДИНЕНИЕ — НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ?..

Получив долгожданную независимость в 1945 году, корейцы и не догадывались о суровых испытаниях судьбы, ожидавших их впереди...

Автор: Дарина Кучерук

Получив долгожданную независимость в 1945 году, корейцы и не догадывались о суровых испытаниях судьбы, ожидавших их впереди. После Второй мировой войны, став очередной жертвой отчаянной борьбы между США и СССР за передел мира, Корея практически была «расколота» пополам.

Так 15 августа 1948 году, благодаря усилиям Соединенных Штатов, была провозглашена Республика Корея (то есть Южная Корея), которую безоговорочно признает Европа. А в сентябре того же года Советский Союз с не меньшим радикализмом добивается образования КНДР (Северной Кореи), где и был установлен диктаторский социалистический режим Ким Ир Сена.

Логическим продолжением «холодной войны» между США и СССР становится жестокая Корейская война (1950—1953 гг.), которая надолго возвела стену между Южной и Северной Кореями, окончательно «расколов» единую нацию пополам и лишив ее права на общие корни. Около миллиона семей оказались разделенными и тотчас объявленными врагами друг друга.

Практически с того времени каждая из стран, находясь в полной взаимной изоляции, развивалась своим путем.

Оказавшись под контролем американской армии, Южная Корея с готовностью переняла опыт прогрессивного демократического развития своего «покровителя», соответственно получив от него широкомасштабную финансовую помощь и инвестиции. Северная же Корея с не меньшим энтузиазмом прониклась коммунистическим учением Советского Союза и , конечно, не отказалась от щедрого вознаграждения социалистических государств. КНДР в 50-х годах даже удалось достичь определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве, преимущественно благодаря основам индустрии, заложенным еще японскими интервентами, в соединении с жесткой производственной дисциплиной. Успешно проводилась и милитаризация страны.

Более трудными оказались 60-е, когда Северная Корея потеряла активную финансовую поддержку Советского Союза. Тем не менее, именно смерть Сталина и дала возможность КНДР в дальнейшем полностью отделиться от других социалистических стран, избрав собственный путь развития. Творчески подойдя к марксистскому учению, руководство страны выработало «удобную» идею «чучхе», главной концепцией которой стала теория о способности страны существовать в полнейшей изоляции, опираясь на собственные силы. Эта концепция дожила и до наших дней. Правда, актуальность последней сегодня опровергает банальная жизненная истина: только за последние три года в КНДР от голода погибли свыше 2 млн. граждан.

Ситуация обострилась настолько, что руководство страны, в конце концов проигнорировав идеи «чучхе», обратилось за помощью к своему классовому врагу — международным благотворительным организациям. Так, только за 1998 год Соединенные Штаты в Северную Корею отправили 500 тыс. тонн продуктов. А в 1999-м объем американской помощи был увеличен в два раза.

Итак, первый шаг к признанию полного поражения коммунистического строя в КНДР был сделан. Приняв иностранную помощь, руководство страны в любом случае практически опровергло доселе «незыблемую» идею «чучхе». Хотя, бесспорно, это было сделано в условиях крайней безысходности.

Вопрос же о перспективе объединения Корей оказался намного сложнее. Ким Чен Ир никак не мог отступиться от убеждений своего отца, который предлагал объединить две страны в конфедерацию, сохранив при этом две административные столицы и два политических строя.

Конечно, Южная Корея — ныне 11-я страна мира по уровню экономического развития — на подобные уступки никогда бы не пошла. Соответственно, многочисленные попытки прийти к общему мнению относительно условий корейского воссоединения не увенчались успехом. Все это время страны находились в состоянии скрытой гражданской войны.

Видимо, только новое тысячелетие может в конце концов положить конец многолетнему национальному спору и приблизить перспективу образования единой Кореи.

Настоящим историческим событием был признан саммит президентов КНДР Ким Чен Ира и Республики Корея Ким Де Джуна в Пхеньяне в июне 2000-го.

В ходе встречи президенты подписали соглашение о взаимном ненападении и экономическом сотрудничестве. И обсудили не менее важный вопрос об открытии в своих столицах миссий связи с целью содействия процессу воссоединения семей, разъединившихся во время Корейской войны.

Об эффективности этой встречи и, главное, о кардинальных изменениях во взглядах южнокорейского руководства, которое сегодня готово на существенные уступки, свидетельствует воссоединение корейских семей, состоявшееся в середине августа с. г. Трудно поверить, что кто-то ожидал подобную впечатляющую сцену... Родные, которые не виделись более 50 лет, иногда теряли сознание от избытка чувств.

Более всего многочисленными сдвигами на Корейском полуострове порадовал последний месяц. Так, 18 сентября в конце концов был восстановлен железнодорожный путь, который впервые за полвека соединил между собой две столицы — Пхеньян и Сеул. К тому же Южная Корея пообещала параллельно построить автостраду, на что уже выделено 300 млн. долл. Пока же проводится активное разминирование этой территории.

Не менее пристальное внимание мирового сообщества привлекли к себе и межкорейские переговоры министров обороны КНДР и Южной Кореи, состоявшиеся 25—26 сентября на южнокорейском острове Чеджу. Целью этой встречи стала попытка сближения военных ведомств этих стран с дальнейшим курсом на их объединение.

Что ж, похоже, лед тронулся. И последние события без преувеличения можно сравнить с падением Берлинской стены...

Однако определять победителей еще рано. И хотя трудно возразить, что истории Кореи и Германии имели много общего, сегодня необходимо признать: условия в этих странах сложились абсолютно разные.

Известно, что экономическое благосостояние восточных немцев было намного выше, чем у северных корейцев. И если материальные затраты на поддержку одного восточного немца ложились на плечи четырех западных, то в Корее это соотношение выражается в значительно более жесткой пропорции: один к двум.

Следовательно, возникает естественный вопрос: выдержит ли Южная Корея такую экономическую нагрузку? Ведь, по подсчетам специалистов, заветное национальное воссоединение может обойтись южанам от 150 миллиардов до 1 триллиона долларов. И к тому же в объединенной Корее может реально произойти угроза излишка рабочей силы, массовой безработицы, инфляции, роста преступности и межклассовых конфликтов. Неминуем и миграционный поток северокорейцев на юг в поисках работы. Поэтому экономисты ломают голову над тем, как можно было бы сдержать эту лавину. Для этого прежде всего необходимо обеспечить регулярное снабжение продуктами питания Севера и энергично заниматься перестройкой экономики.

И хотя об окончательном воссоединении Корей пока речь не идет, Южная Корея, проявляя собственную инициативу, готова и сегодня доказать актуальность этих вопросов и даже более того — возможность их решения.

А пока Республика Корея с готовностью пообещала привлекать КНДР в мировое сообщество, тем самым содействуя расширению ее внешних связей. Так, 27 сентября состоялся первый в истории американо-северокорейских отношений визит представителя военного ведомства КНДР в Нью-Йорк. Именно здесь состоялась его встреча с руководителями Пентагона в контексте большей открытости Северной Кореи, окончательного решения ядерного вопроса и военного сотрудничества этих стран.