UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНЕЦ ИМПЕРИИ?

В 70-х годах прошлого века американский специалист по теории конфликтов Рендал Коллинз решил проверить, распространяется ли действие этой теории на сферу государственной власти...

Автор: Евгений Жеребецкий

В 70-х годах прошлого века американский специалист по теории конфликтов Рендал Коллинз решил проверить, распространяется ли действие этой теории на сферу государственной власти. Ученый попытался исследовать причины возникновения, динамику развития и распада империй. Материалом служили исторические атласы Европы, Ближнего Востока и Китая, охватывающие период за последние 3000 лет.

Попробуем дать короткие определения нескольких терминов, которыми мы будем оперировать в дальнейшем. Окраинное государство — это государство, часть сухопутных границ которого отделена от соседних государств пустынями, тундрой, непроходимыми лесами или горами, или океаном. В отличие от него срединное государство окружено другими государствами и вынуждено содержать значительные военные силы по всему периметру своих границ. Ясно, что окраинное государство имеет серьезное преимущество перед центровым, поскольку не должно держать круговую оборону, а высвобожденные средства может направить на науку или в экономику. Это и является геопозиционным преимуществом. Ресурсное преимущество — это территориальное, демографическое и экономическое преимущество одной страны над другой. Большое значение Коллинз придавал способности власти осуществлять эффективный военный контроль над собственной территорией и выдерживать связанную с этим экономическую нагрузку.

Приведем пять принципов теории Р.Коллинза.

Принцип 1. Преимущество в размерах и ресурсах способствует территориальной экспансии. При других, примерно равных, условиях территориально более крупные, более населенные и более богатые ресурсами государства расширяются военным путем за счет меньших и менее богатых государств.

Принцип 2. Геопозиционное, или «окраинное» (marchland), преимущество способствует территориальной экспансии. Государства, имеющие врагов на меньшем количестве фронтов, расширяются за счет государств, имеющих врагов на большем количестве границ.

Принцип 3. Государства в средней части географического региона имеют тенденцию с течением времени дробиться на меньшие территориальные единицы.

Принцип 4. Кумулятивные процессы приводят к покорению всего региона двумя-тремя завоевателями с масштабными гонками вооружений и решающими войнами (showdown war) между немногочисленными соперниками.

Принцип 5. Слишком большое расширение приводит к ресурсной напряженности и распаду государства.

Последний, пятый, принцип Р.Коллинз уточняет: чем дальше военное государство выходит за пределы своей «стартовой базы», тем выше его затраты на содержание военных контингентов. Слишком большое расширение создает опасность недостаточного контроля над своими окраинными территориями, которые могут или отделиться, или стать легкой добычей врага.

Теория геополитической динамики Р.Коллинза не имеет доктринального характера — это не руководство к действию и не конструирование политики, это — описание и предвидение. Научная ценность концепции Р.Коллинза состоит в том, что она является моделью, применимой к бесконечному числу объектов.

В 1980 году Р.Коллинз решил испытать свой инструмент для анализа геополитического потенциала двух супердержав — США и СССР. Полученные данные свидетельствовали, что Советский Союз уже прошел пик своего могущества и вошел в фазу распада. Между тем геополитический потенциал США оставался на том же уровне и никаких катаклизмов в ближайшей перспективе не предвиделось.

Приведенные выше пять принципов были теоретической базой, на основании которой прогнозировалось будущее Советского Союза. Сценарий американского социолога о Большом Взрыве Советской Империи, как оказалось, имел один серьезный недостаток: Р.Коллинз предполагал, что СССР будет фрагментироваться довольно долго, в течение XXI—XXII вв. Довольно любопытное толкование этой «ошибки» дал известный сторонник американского ученого профессор М.Розов. Он, в частности, отметил: «В работе Коллинза, кроме оправдавшихся прогнозов о фрагментации Советской империи (распад Варшавского блока и СССР), содержатся основания для ожидания последующих, намного более трагических для России событий...»

Как уже говорилось выше, любое чрезмерное расширение приводит к ослаблению, а то и к потере контроля над собственной территорией. Поэтому некоторые российские ученые делают вывод от противного. Он сводится к следующему: территориальное уменьшение Советского Союза до размеров РФ, окруженной слабыми соседями, позволит России в средне- или долгосрочной перспективе восстановить по отношению к своим соседям имперские устремления.

Попробуем проанализировать, насколько это предположение соответствует действительности. Итак, первый принцип — ресурсное преимущество. Россия после распада Союза потеряла четверть территории, почти половину населения и половину ВНП. Сегодняшний несколько более высокий уровень жизни россиян в европейской части РФ по сравнению со странами СНГ удается удерживать лишь благодаря благоприятной конъюнктуре цен на нефть.

Между тем самая большая угроза, с которой столкнулась Россия в начале ХХІ века, — это демографическая проблема.

Кратко суть этой проблемы состоит в:

· естественном сокращении прироста населения вследствие низкой рождаемости и высокой смертности;

· внутренней неконтролируемой миграции населения с северных и восточных регионов в Европейскую часть РФ;

· своеобразном российском демографическом now how, состоящем в прогрессирующем вымирании титульной нации (россиян), а также угро-финнов и увеличении удельного веса неславянского населения.

· гигантском демографическом взрыве в сопредельных с Россией странах АТР, особенно в Китае.

В течение ХХ века население России уменьшается уже в четвертый раз, однако, в отличие от трех предыдущих (Первая мировая и гражданская войны, искусственный голодомор и коллективизация и Вторая мировая война), причины нынешнего сокращения населения исключительно демографические. Российские и зарубежные демографы единодушно утверждают, что это явление имеет ярко выраженную тенденцию к нарастанию, и прогнозируют резкое уменьшение натурального прироста населения Российской Федерации.

По прогнозам экспертов ООН, в 2025 году население России будет составлять 138 млн. чел., но более пессимистичный прогноз Госкомстата РФ предполагает уменьшение населения России до 130 млн. чел. уже в 2016 году. Однако, как утверждают демографы, на самом деле реальный процесс депопуляции происходит намного быстрее. Так, российский демограф Е.Андреев прогнозирует уменьшение численности граждан России через 50 лет до 93 млн. Здесь нужно отметить, что в эти расчеты заложен будущий миграционный прирост. Без будущих мигрантов через 50 лет население России уменьшится наполовину, то есть до 70 млн.

Поскольку российские эксперты уже давно пришли к выводу, что Россия не способна преодолеть демографический кризис, опираясь лишь на собственный потенциал, то решающее значение в государственной политике РФ для улучшения сложного демографического положения отводится миграционной политике.

Чтобы в полной мере понять, насколько огромное значение придает Россия иммиграции, приведем отрывок из труда «Стратегия для России», написанного экспертами Совета внешней и оборонной политики (СВОП) под руководством С.Караганова: «После 2005 г. в России прогнозируется стремительное естественное падение количества трудоспособного населения, которое может достигнуть 1 млн. человек в год. Это не просто сокращение, это обвал. Рабочая сила будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России. Если Россия начнет стабильно выходить из экономического кризиса, единственным источником пополнения ее трудовых ресурсов может стать иммиграция. Следовательно, перспективная миграционная политика России — это прежде всего иммиграционная политика. Если же Россия будет более-менее устойчиво развиваться, в XXI в. она, возможно, станет главной страной иммиграции в мире, подобно Соединенным Штатам Америки в XIX и XX вв.».

Другая, не менее серьезная, проблема, с которой столкнулась Россия в начале ХХІ века, — это крайне неравномерное распределение ее человеческих ресурсов по регионам. Это выглядит следующим образом: общая площадь современной РФ превышает 17 млн. кв. км, а население — 145924,9 тыс. В европейской части России, общая площадь которой составляет 25,2% от общей площади РФ (4309,5 тыс. кв. км), проживает 114752 тыс., в азиатской части, на которую приходится 74,8% территории РФ (12765,9 млн. кв. км), — 31 172,9 тыс. человек. При этом плотность населения в европейской части — 26,6 человека на 1 кв. км, а за Уралом — на порядок меньше — 2,4 человека. Еще большая проблема — районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории, занимающие 11900 млн. кв. км (69,7%), на которых проживают 11533,5 тыс. человек. Здесь плотность населения составляет менее 1 человека на квадратный километр.

Нам остается добавить, что с противоположной стороны границы, в Китае, плотность населения превышает 130 человек на 1 кв. км. Очевидно, что такой огромный перепад демографического потенциала создает колоссальную напряженность на границе, которая рано или поздно закончится экспансией нового жизненного пространства. С чьей стороны будет происходить эта экспансия и какого она будет цвета — объяснять излишне.

Эта хмурая картина российской демографии будет неполной без такого важного фактора, как внутренняя миграция в России. В частности, впервые после своего освоения начал терять население Дальний Восток. Так, за последние 10 лет население Чукотского автономного округа сократилось на 56%, Магаданская обл. потеряла 40%, Камчатская обл. — 18%, Сахалинская обл. — 16%, Республика Саха (Якутия) — 10%. В связи с сокращением армии резко уменьшилось население южных районов Дальнего Востока — на 10%. Сегодня территория России за Уралом, как утверждают специалисты, превратилась в зону сплошного оттока населения.

Мы сознательно уделили так непропорционально много внимания иллюстрированию первого принципа геополитической динамики Рендала Коллинза, поскольку считаем, что именно потеря ресурсного преимущества является одним из важнейших факторов, ведущих Россию к дезинтеграции.

Второй принцип — геопозиционное преимущество. С распадом СССР Россия навсегда потеряла своих союзников из Варшавского договора и балтийские страны. Это практически отрезало Россию от торговых и военных портов в Балтийском море. Выход из состава империи Украины, Беларуси и Молдовы привел к потере Россией «проливов» в Европу. И если потеря Польши, Венгрии и Чехословакии действительно уменьшила экономическую нагрузку на империю, то отход Украины, Балтии, Молдовы и Беларуси означал создание вокруг России серой зоны, которая при определенных условиях имеет все шансы трансформироваться в территорию НАТО и с течением времени — в ЕС. В этом случае на западе Россия будет граничить с НАТО и, в перспективе, — с ЕС, с новым образованием с колоссальным ресурсным и геопозиционным потенциалом, а на востоке — с такими монстрами, как Китай, Япония и США.

Таким образом, после распада СССР Россия, потеряв четверть территории, в еще большей степени стала срединным государством, а ее геопозиционный ресурс существенно ухудшился. Она оказалась между единой Европой на западе и Китаем, США и Японией на востоке, потеряла торговые порты на Черном и Балтийском морях, перед ней возникла угроза окончательно потерять черноморские военные базы в Крыму и Грузии.

Третий принцип — государства в средней части географического региона имеют тенденцию с течением времени распадаться на меньшие единицы. Современная Россия, как и СССР в ХХ в. — срединное государство, окруженное с запада, востока и юга соперниками, превосходящими ее в ресурсном и геопозиционном плане. Но сначала рассмотрим внутренние факторы, угрожающие целостности Российской Федерации.

Наличие в РФ 89 административно-территориальных единиц с собственными органами управления и собственными представительными и законодательными органами является серьезной предпосылкой для центробежных тенденций. В «мирное время» подобные образования сами по себе не способны серьезно расшатать целостность государства. Однако в случае серьезного экономического или политического кризиса или сепаратистских волнений одновременно в нескольких точках империи субъекты федерации имеют шансы обрести самостоятельность. Чтобы обезопаситься от подобного сценария, В.Путин, после избрания его президентом, существенно ограничил самостоятельность субъектов федерации: РФ была разделена на семь федеральных округов, руководителей которых назначает президент. Сегодня В.Путин пытается убедить Думу законодательно отменить выборность руководителей региональных административных образований РФ.

Одной из предпосылок государственного распада является наличие межэтнических конфликтов и размещение очагов сепаратизма вдоль границ государства. В России на сегодня имеется ряд субъектов, относящихся к пограничной зоне, в которых главной причиной потенциальной нестабильности является национальный фактор. Это северокавказские республики Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия и Кабардино-Балкария, соседняя Калмыкия. В Сибири, на границе с Китаем, реально претендовать на независимость может Тува, которая сохранила традиции государственной независимости и титульный этнос которой составляет 3/4 населения.

Следует, однако, подчеркнуть, что сепаратистские, национально-демократические движения внутри РФ едва ли способны привести к дезинтеграции империи. В нашем конкретном случае много большее значение будут иметь другие внутренние факторы, в частности целенаправленная дезинтеграционная деятельность правящих элит.

Наиболее показательный пример — это региональный сепаратизм, имеющий не этническую, а административную и экономическую подоплеку. Например, по некоторым данным уже сегодня политическое влияние «Лукойла» распространяется на 22 субъекта Федерации, «Интерроса» — на 25, «Сибнефти» — на 16. Регионы, в которых расположены самые мощные российские компании, являются, естественно, самыми сильными экономически. Каждый второй мэр за Уралом является ставленником какого-то крупного предприятия. Очень беспокоит Кремль тенденция возникновения к востоку от Урала межрегиональных ассоциаций «Сибирское соглашение» и «Дальний Восток». Москва небезосновательно подозревает региональную элиту в попытке объединения и консолидации усилий с целью более эффективного противостояния диктату центра. Экономические причины подобных союзов ни у кого не вызывают сомнений. Но экономические требования — это лишь начало процесса: дальше будут требования политические.

Все сказанное касается внутренних факторов, способных привести Российскую империю к распаду. Все они не имеют ни малейшего значения при наличии сильного центра и высокой легитимности власти. Однако внутренние обстоятельства начинают играть решающую роль тогда, когда центральная власть приходит в упадок, а соседние государства усиливаются. Наконец, наибольший парадокс, логически вытекающий из теории Коллинза, состоит в том, что иногда от центральной власти ничего не зависит. Она может быть достаточно легитимной и состояние экономики может быть достаточно высоким. Но вдруг в соседнем государстве происходит демографический взрыв и научно-техническая революция, приводящие к резкому экономическому прыжку. После чего соседи скупают в стране всю собственность и интеллект, а государство сначала фактически, а со временем и юридически теряет свой суверенитет.

Поэтому рассмотрим четвертый принцип положения теории Р.Коллинза — упрощение ситуации путем завоевания. Сегодня Россию окружают государства не только с лучшими геопозиционными возможностями, но и давно обошедшие ее по ресурсам. После окончательного объединения ЕС на западных границах России фактически образуется единое государство с населением более полумиллиарда человек. На юге и Дальнем Востоке с Россией граничит Китай — 1 млрд. 284 млн. 304 тыс. человек, Япония — 126 млн. 182 тыс. человек и США — 272 млн. 640 тыс. человек. ВВП Китая — 991 млрд. 203 млн. долл., Японии — 4 трлн. 395 млрд. 83 млн. долл., США — 8 трлн. 350 млрд. 957 млн. долл. Учитывая общее количество населения современной России (146 млн. 393 тыс.) и ее экономический потенциал (375 млрд. 345 млн. долл.), мы имеем все основания предположить, что РФ, как и СССР, неминуемо попадает под действие этих новых экономических и военных сил. Сегодня Россия слаба. А коли так — то ее попытаются расчленить.

Япония практически не скрывает своей заинтересованности в «северных территориях». При определенном развитии событий, с целью ограничения влияния Китая будут вынуждены вмешаться в процесс раздела России Соединенные Штаты. Иная ситуация с Китаем. Он динамично развивает свою экономику и для сохранения темпов нуждается в технологиях, ресурсах, территориях и новых рынках сбыта. Все это имеется к северу от его границ. Кроме того, и это самое важное, в Китае слишком много людей.

Поэтому одним из решающих факторов геополитического характера, могущих привести к распаду России, является Китай.

Различие демографических потенциалов России и Китая вызывает нескрываемую озабоченность российских демографов. Так, только в крупных китайских городах реальная и скрытая безработица достигает 26—38 млн. человек, а в селах — 150—220 млн., то есть армия китайских безработных и частично занятых превышает все население России. Предполагается, что в ближайшее время в Китае количество рабочих рук увеличится на 160 млн. На пограничной с Китаем российской территории проживает 7—8 млн. россиян, а с другой стороны границы — 106 млн. китайцев. Плотность населения в наиболее заселенном Приморском крае РФ — 13,5 человека на квадратный километр, а в Китае — 130. Если по разным прогнозам до 2050 г. население России может уменьшиться до 70 млн., то население лишь континентального Китая (без Гонконга, Тайваня и Макао) вырастет до 1,5 млрд. Наконец, как говорилось выше, впервые после освоения россиянами Восточной Сибири, Дальнего Востока и Приморья наблюдается миграционный отток населения из этих российских территорий. Что касается Китая, который практически освоил всю свою пригодную для экономической деятельности территорию, то мигрировать он может лишь на север, поскольку на всех прочих направлениях демографическая ситуация еще сложнее.

Несмотря на то что китайское руководство твердо заявило об отказе от территориальных претензий к России, китайская политическая и деловая элита считает, что в прошлом Россия путем несправедливых и неравноправных договоров присвоила полтора миллиона квадратных километров китайской территории. Сегодня, после провозглашения стратегического партнерства между Россией и Китаем и подписанием в рамках «Шанхайской пятерки» соглашения о добрососедстве, сотрудничестве и незыблемости существующих границ, Китай открыто не выдвигает территориальных претензий к РФ. Однако, утверждают российские аналитики, еще в 1989 году там была принята закрытая программа освоения российского Дальнего Востока и распространения на его территории политического и экономического влияния Китая. Через несколько лет на заседании политбюро КПК партийным руководителям был представлен доклад, в котором говорилось о целесообразности приобретения в китайскую собственность земельных владений и недвижимости на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Восточной Сибири, о поддержке китайской диаспоры за границей. Этому посвящено закрытое постановление госсовета КНР, рекомендующее местным органам власти, внешнеэкономическим и другим структурам поощрять экспорт рабочей силы за рубеж. Сегодня в неафишируемых планах китайского руководства, как утверждают российские эксперты, организация явочного освоения китайцами дальневосточных и сибирских приграничных территорий, создание компактных поселений с дальнейшим формированием административно-территориальных автономий. Потом, очевидно, последует «борьба за воссоединение», как это уже было в других частях мира.

Россия граничит с Китаем на Дальнем Востоке и юге своей территории. Протяженность российско-китайской границы составляет 3605 км на юго-востоке и 40 км на юге. Российско-китайская граница еще с советских времен была традиционно хорошо обустроена и примерно в таком же состоянии сохраняется до сих пор. Чего нельзя сказать о новой российско-казахской границе протяженностью 6846 км, практически не контролируемой ни одной из сторон и через которую в Россию налажен стабильный поток контрабанды и нелегальных мигрантов из Китая. Как утверждают российские специалисты, официальные цифры китайских иммигрантов не вызывают ни малейшего беспокойства, хотя реального количества китайцев в России и, главное, динамики и характера этого процесса, не знает никто, поскольку, по их мнению, российские дальневосточные статистические органы сознательно занижают данные в своих отчетах. Специалисты прогнозируют, что через 50 лет в РФ будет проживать более 10 млн. граждан Поднебесной и они станут вторым по численности народом России. Это в лучшем случае. В худшем — за несколько десятков лет китайская диаспора в России достигнет десятков миллионов и вопрос принадлежности Дальнего Востока и южных регионов Сибири будет решен исключительно мирным путем.

Существует ли реальная угроза военной интервенции Китая на Дальний Восток и в Восточную Сибирь, или, говоря иначе, состоится ли упрощение геополитической ситуации путем решающей войны между двумя соперниками? Как утверждают специалисты, подобное развитие событий маловероятно: по прогнозам Лондонского института стратегических исследований, в 2010 году Китай будет обладать армией и боевой техникой, значительно превосходящими российские. Наконец, при одинаковом мобилизационном напряжении Китай сможет выставить армию на порядок большую, чем Российская Федерация. Однако Россия обладает намного большим и более мощным ядерным арсеналом, поэтому любая попытка военной интервенции против РФ является абсурдной. В то же время нынешнее военное и хозяйственное состояние России ясно показывает, что экономические последствия холодной войны, окончательно разрушившие экономику СССР, продолжают уничтожать новую Россию. На практике это означает, что китайцам ничего не нужно делать, только ждать окончательной экономической, демографической и властной деградации России. А тогда колоссальный демографический вакуум, который возникнет на российских землях за Уралом, словно гигантский насос, засосет миллионы китайцев, и вопрос государственной принадлежности этих территорий будет изменен раз и навсегда.

И, наконец, вспомним пятый принцип теории Р. Коллинза: слишком большое расширение (overextension) приводит к ресурсной напряженности и к распаду государства. Или проще: чем дальше военное государство выходит за пределы своей «стартовой базы», тем выше его затраты на содержание военных контингентов. Под грузом этих затрат империя и распадается.

После распада СССР российские войска покинули Центральную и Восточную Европу и, за незначительными исключениями, азиатские страны СССР. Тенденция к свертыванию российского военного присутствия в мире имеет чисто экономические причины. Однако сейчас Москве трудно содержать не только зарубежные военные базы, но и регулярную армию в самой России. Как это ни парадоксально звучит, современная территория РФ великовата для ее нынешнего экономического и демографического потенциала. С каждым годом Россия имеет все большие проблемы с комплектованием личного состава и материально-технического обеспечения своих военных гарнизонов на Севере и Дальнем Востоке. Прогрессирующая депопуляция азиатской части РФ и ожидаемая экспансия китайцев ставит российское руководство перед колоссальной проблемой: как обеспечить солдатами и офицерами свои гарнизоны за Уралом? Если нынешние демографические тенденции и в дальнейшем сохранят существующий характер и динамику, через 30—40 лет федеральные войска на Севере окажутся в практически необитаемой местности, а на юге — в чужом «китайском море». Стоимость содержания таких гарнизонов резко возрастет с соответствующими последствиями для российской экономики. И, главное, не имея вокруг себя непосредственного объекта защиты — гражданского российского населения, армия сразу потеряет мотивацию своей деятельности и смысл самого существования. Результат — падение дисциплины, разложение и деградация личного состава, что уже наблюдалось в среднеазиатских гарнизонах, снижение боеспособности. Дальше — сокращение этих гарнизонов до символического количества и постепенная фактическая потеря контроля Центра над этими территориями.

Как именно будет выглядеть процесс фрагментации большого государства и когда это произойдет — сказать трудно. Некоторые признаки позволяют предположить, что существует несколько типологически разных сценариев, которые и будут реализованы. Используя лексему «сценарий», мы говорим лишь об общих тенденциях распада, а не о хронологической последовательности и детальном перечне отдельных актов.

В соответствии с условным первым сценарием, Москва, осознав неизбежность распада государства, возьмет этот процесс под свой контроль и ускорит финальный этап. Если распад невозможно остановить, его попытаются максимально коммерциализировать. В течение последующих 3—5 лет будут полностью приватизированы все крупные, стратегически важные предприятия добывающей, перерабатывающей и энергетической промышленности РФ, а также весь транспорт и связь. Параллельно будет осуществляться интенсивная приватизация земли.

Окончательная приватизация гигантов сибирской промышленности (это уже реализовано) приведет к ослаблению государственного регулирования экономики, что будет стимулировать создание и развитие независимых центров власти, базирующихся на частном владении капиталом, технологиями и коммуникациями. За Уралом руководители стратегических предприятий, вопреки воле Москвы, полностью захватят региональную власть на всех уровнях, что приведет к созданию корпоративно-территориальных структур, то есть к альянсу крупных компаний с региональной властью. Союз капитала и местной власти сразу же законодательным путем сократит долю отчислений расположенных здесь корпораций в местные бюджеты. Последнее будет иметь катастрофические последствия для социальной сферы Зауралья. Затем будет интенсифицирован процесс выселения «излишка» населения с севера Сибири в европейскую часть, ликвидирован весь непроизводственный сектор и социальная инфраструктура, а всю промышленность Севера переведут на вахтовый метод. Проще говоря, производственный процесс на Севере будет максимально оптимизирован и переведен на рыночные отношения.

Армия будет переведена на контрактную основу и резко сокращена. При существенном сокращении гражданского населения Севера поддержка жизнеспособности сибирских гарнизонов будет непосредственно зависеть от местных корпораций.

Вся производственная деятельность сосредоточится в добывающей и энергетической отраслях, а перерабатывающая промышленность редуцирована до минимума. Необходимые для жизнедеятельности предприятий и населения технологические материалы, продукты питания, промышленные товары, медикаменты и т.п. будут «экспортироваться» из европейской части РФ и из-за границы. Сибирь на некоторое время стопроцентно превратится в сырьевой придаток Москвы.

Произойдет окончательная диверсификация потоков сырья и энергоносителей в нескольких направлениях: существенно уменьшатся потоки в Европу, появится новое направление — на юг, в Китай и страны АТР, а также на Дальний Восток, в Японию, и на север, в США .

Иначе будут развиваться события на территориях вдоль китайско-российской границы на юге Сибири и в Приморье. Будут созданы максимально благоприятные условия для притока новых эмигрантов из европейской части РФ, Украины, Беларуси и Балтии. Преимущество предоставят российской диаспоре и славянам, которые будут переселяться на постоянное жительство. Они займут нишу среднего класса, их миссия — управленцы среднего и низшего уровня, квалифицированный технический персонал, менеджеры и посредники. Местожительство — города. Затем широко распахнут ворота для китайских переселенцев, часть из которых с течением времени не только получит гражданство, но и право приобретения в частную собственность земли. Их роль — неквалифицированная рабочая сила и низший управленческий уровень в производстве. Чтобы китайская диаспора не сосредоточивалась на пограничных территориях, ей будет позволено расселяться по всей территории Сибири за Уралом.

Дешевая и преимущественно нелегальная рабочая сила из Китая приведет к стремительному экономическому подъему, к дальнейшей диверсификации товарных и финансовых потоков, к увеличению экономического потенциала и политической самостоятельности региона. Одновременно повысится экономическая и политическая мощь Китая, и торговать с ним станет выгоднее, чем с Европой. В то же время огромные затраты на транспортировку углеводов в Европу и большие отчисления в федеральный бюджет приведут к многочисленным конфликтам между регионами и Москвой. Споры всегда будут заканчиваться победой регионов: Москва каждый раз будет вынуждена давать Сибири все более широкие властные полномочия и экономические свободы. Товарные потоки будут все больше переориентироваться на юг и восток, а с ними — и деньги.

В результате стремительного экономического подъема этого региона местные корпоративно-территориальные структуры пожелают получить политическую систему, которая обеспечила бы им полную легитимность их власти на этой территории. Это приведет к тому, что со временем Сибирь и Дальний Восток перестанут платить налоги в федеральную казну, возьмут на себя финансирование расположенных здесь гарнизонов и провозгласят частичный или полный суверенитет. Отношения с Москвой станут равноправными и союзными. Россия превратится в конфедерацию.

Динамичное развитие экономики Сибири благодаря дешевой рабочей силе из Китая и квалифицированному инженерно-техническому персоналу из европейской части РФ и Украины создаст сотни тысяч рабочих мест, которые неминуемо будут заполняться китайцами. Этот процесс станет энергично стимулировать китайское руководство. За несколько десятилетий десятки миллионов китайцев заполонят все пространство за Уралом, и сегодняшние 20—25 миллионов россиян будут играть все меньшую роль в политической, культурной и экономической жизни региона. Дальше — китайские школы, вузы, китайские СМИ, второй государственный язык, референдум о пропорциональном представительстве в органах государственной власти и долгожданное воссоединение с братским китайским народом.

Таким образом, этот сценарий предполагает дезинтеграцию Российской империи в два этапа: сначала разделение России на несколько частей и образование конфедерации. Поскольку этот процесс уже сегодня имеет активных сторонников и стимулируется изнутри России, то имеет все шансы реализоваться в течение 5—7 лет. Окончательная же потеря Сибири и Дальнего Востока и присоединение его к Китаю может продолжаться 50—70 лет, а при благоприятных для России условиях — до конца века. Особо хочется подчеркнуть то, что весь этот процесс будет происходить мирно и на начальном этапе — с выгодой для россиян. Основной фактор распада РФ — геополитический, внешний, и называется этот фактор — Китай.

Второй сценарий распада РФ предполагает, что в финальном этапе примут участие Китай, США, Япония и Европа. Развитие ситуации по первому сценарию предполагает переориентацию потоков энергоносителей с Запада на Юго-Восток, в Китай. В любом случае экспорт российской нефти и газа в Китай будет более выгодным, чем в Европу. Стремительное развитие экономического могущества Китая автоматически увеличит потребление энергоносителей, в частности газа. Поскольку, по прогнозам экспертов, в мире через 10 лет резко повысится дефицит энергоносителей, сокращение российских поставок газа, электроэнергии и нефти в Европу вызовет значительный рост цен на энергоносители в Европе. Прыжок экономики за Уралом приведет к разделу России на два или три союзных государства — Московию и Урало-Сибирскую федерацию (УСФ), или на Московию, Сибирь и Дальний Восток.

Чтобы защитить собственные национальные интересы, США попытаются взять под свой контроль добычу и транспортировку энергоносителей на Ближнем Востоке, а также совместно с Японией и ЕС — в Сибири. Дальний Восток, номинально оставаясь под юрисдикцией УСФ, может перейти под протекторат Японии и США, а вся Восточная Сибирь, входя в состав УСФ, экономически будет находиться под управлением американско-японско-российско-европейских ТНК.

Китай получит квоту на потребление сибирской нефти и газа, а также возможность переместить излишек рабочей силы на российскую территорию. Миграция китайцев в этом случае будет иметь строго контролируемый и законодательно регулируемый характер. Финальный этап пройдет по предыдущему сценарию, но, возможно, несколько позднее.

При всей фантастичности предложенных сценариев, в них нет, как ни странно, ничего невозможного. В качестве составляющих элементов мы использовали реально действующие сегодня сюжеты и сценарии, а также воспользовались уже существующими прогнозами и рекомендациями российских аналитиков. Так, эксперты СВОП признают неизбежность привлечения китайской рабочей силы в экономику России, рекомендуют продавать китайцам землю и расселять их по территории всей Сибири. Другие ученые предполагают возможность распада России на Московию и Урало-Сибирскую федерацию и перенесение столицы за Урал. Ученые Сибирского отделения АН РФ предлагают переориентировать финансовые потоки из Москвы в Новосибирск, поднять жизненный уровень за Уралом, остановить эмиграцию и обеспечить стабильный естественный и иммиграционный прирост населения, жестко регулировать китайскую эмиграцию.

Полуспасительный для России вариант предполагает массированные зарубежные инвестиции в сибирскую и дальневосточную экономику, переориентацию финансовых потоков из Москвы на Новосибирск, стимуляцию миграционных процессов из европейской части РФ и Украины, жесткий контроль над миграцией из Китая, перемещение столицы РФ из Москвы в Новосибирск и, в качестве крайней меры, распад России на два или три союзных государства. России придется пройти болезненную процедуру отречения от имперских амбиций, забыть о восстановлении СССР и вместо перманентной спецоперации (которую под видом межгосударственных отношений уже десять лет Москва проводит против своих соседей) установить с Украиной, Беларусью, Грузией, Молдовой и Казахстаном по-настоящему дружественные и братские отношения. Позволят ли эти шаги сохранить Сибирь и Дальний Восток для россиян, да и для всех славян — сегодня сказать трудно. Этот вариант не гарантирует стопроцентного успеха, однако дает надежду.

Но, как видно из предложенного выше материала, Москва избрала первый путь развития. Что практически неминуемо приведет к постепенной потере российских земель в Азии. Потерю Сибири и Дальнего Востока Москва попытается компенсировать геополитическим успехом на западе, стремясь присоединить Украину с Беларусью. Таким образом, может осуществиться вековечная мечта российских императоров: четверть бывшей Российской империи наконец объединится с желанной и еще вчера такой недоступной Европой.

В соответствии с моделью Р.Коллинза, государства, находящиеся в центре политической ойкумены (центровые государства), испытают напряженность по всему периметру своих границ. Украина — центровое государство. Особенно неблагоприятные времена для нее наступят после вступления наших западных соседей в ЕС. Однако, в отличие от России, имеющей при благоприятной экономической конъюнктуре запас в 30—50 лет, у нас осталось на порядок меньше времени. Интегрированная в умирающую империю Украина должна стать своеобразным протектором, элементом, который должен затормозить нарастающие процессы энтропии в умирающей империи. Но будущее нашей страны — особая тема.