Чтобы прояснить некоторые юридические нюансы подписанного договора, «ЗН» обратилось к специалистам со следующими вопросами:
1. Насколько статья 5 договора о российско-украинской границе однозначно говорит о том, что Украина признала Азовское море внутренними водами Украины и России? Не допускается ли здесь несколько трактовок?
2. После того как Украина признала Азовское море внутренними водами Украины и России, вправе ли она пойти на односторонние действия? Например, установить в одностороннем порядке 12-мильную зону?
3. Что означает статус внутренних вод? Какие из этого вытекают обязательства и права для Украины?
4. Считаете ли вы подписанный договор уступкой со стороны Украины? Было ли Киеву выгодно признавать Азовское море внутренними водами Украины и России?
5. В чем различия позиций Киева и Москвы по этому вопросу?
Александр ВЫСОЦКИЙ, доктор юридических наук, профессор, эксперт по морскому праву
1. Да, это признание Азовского моря и Керченского пролива внутренними водами двух государств — Украины и России. Это означает распространение на соответствующие части Азовского моря и Керченского пролива суверенитета двух держав. Двузначности в этом я не вижу, потому что формулировка статьи 5 означает договорное подтверждение статуса Азовского моря как внутренних вод двух государств.
2. В Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года четко установлено, что вопросы разграничения смежных морских пространств предполагают взаимное согласование. С чисто формальной точки зрения установление территориального моря в Азовском море будет означать отказ от концепции статуса Азовского моря как внутренних вод России и Украины. Ибо само собой разумеется, что на пространстве внутренних вод не может быть установлено территориальное море.
3. Внутренние воды — абсолютно полноценная территория государства. Только мокрая. Таким образом, установление территориального моря фактически будет означать отказ Украины от части ее суверенной (государственной) территории.
4. Исторически Азовское море всегда принадлежало России (Советскому Союзу). В порядке правопреемственности сейчас часть его принадлежит Украине. Эти государства могут сами определить или изменить его международно-правовой статус, исходя из государственных интересов и норм международного права. Я считаю, что должна быть проведена государственная граница. После установления государственной границы возможны поиски любого устраивающего обе стороны решения, включая и возможное совместное использование морских пространств и ресурсов Азовского моря.
5. Насколько мне известно, Москва считает нецелесообразным проводить государственную границу в Азовском море.
Марина БЛАЖИЕВСКАЯ, эксперт по международному морскому праву
1. Однозначно, да.
2. Мы не можем осуществлять любые односторонние действия. Хотя договор и не вступил в силу (он подлежит ратификации, но на сегодняшний день документ только подписан), согласно статье 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, Украина как страна, подписавшая соглашение, которое подлежит ратификации, обязана уже с момента подписания удерживаться от действий, которые бы лишили договор его объекта и цели. Ведь из договора явно вытекает цель договорных сторон урегулировать вопрос проведения границы в морских пространствах по соглашению между ними. Таким образом, односторонние действия Украины по провозглашению территориального моря будут подрывать цель договора и поэтому противоречить международному праву.
3. Внутренние воды являются частью государственной территории, на которую полностью распространяется государственный суверенитет. То есть государство имеет полное право урегулировать своими законами почти все вопросы, связанные с внутренними водами. В том числе — запретить вхождение иностранных военных кораблей.
4. Мне кажется, что это прогрессивный шаг. Поскольку наконец-то признано в договорном порядке статус вод Азовского моря. В то же время недостатком, как и раньше, остается то, что морская граница до сих пор не установлена. С юридической точки зрения Украине было выгодно признать Азовское море внутренними водами Украины и России.