UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОЛОКОЛА ЛЕМКОВЩИНЫ ПРИСЛУШАЮТСЯ ЛИ К НИМ ВЛАСТИ УКРАИНЫ И ПОЛЬШИ?

В прошлые субботу и воскресенье в Киеве проходил ІІІ конгресс Всемирной федерации украинских лемковских объединений (ВФУЛО)...

Автор: Михаил Мигаль
Лемко из Польши Федор Гоч создал в своем селе Зандранове Лемковский музей и рад приветствовать в нем гостей из Украины
Профессор Пряшевского университета, академик НАН Украины Николай Мушинка: 84 наших студента изучают украинский язык, но нам не удосужились прислать хотя бы один украинский журнал

В прошлые субботу и воскресенье в Киеве проходил ІІІ конгресс Всемирной федерации украинских лемковских объединений (ВФУЛО). В нем участвовали посланцы самобытной этнической группы украинского народа из Польши, Словакии, США, Канады, Югославии и Украины. Событие это не осталось незамеченным властными структурами (приветствия конгрессу Президента Украины, вице-премьер-министра, министра иностранных дел, главы столичной госадминистрации огласили их полномочные представители), но, тем не менее, и не было должным образом освещено. Тогда как лемковский вопрос заслуживает самого пристального внимания государства и общественности, и не только нашей страны.

Нынешний конгресс ВФУЛО проходил в дни, когда ровно 55 лет назад в Польше начался последний этап депортации украинского населения с его исконных земель, известный под названием акция «Висла». Стоит напомнить, что в конце мая 1947 года в центре цивилизованной Европы произошла трагедия, последствия которой и сегодня сказываются на судьбах сотен тысяч людей в разных концах мира. Марионеточная коммунистическая власть послевоенной Польши приняла решение принудительно переселить украинское население на так называемые отзысканные земли северо-западных областей, отошедших ей от Германии. На новых местах разрешали поселение не более двух семей в одном селе. Предполагалось, что переселенцы со временем полностью ассимилируются и украинский вопрос автоматически исчезнет.

В Польше эту циничную акцию оправдывали якобы необходимостью преодолеть сопротивление организаций ОУН и УПА, находивших поддержку у лемков и всячески препятствовавших их переселению в Украину. Впрочем, из рассекреченных архивных документов стало известно, что в действительности это был только повод для осуществления тайного сговора коммунистического режима Польши и кремлевских сатрапов, которые подобным образом поступали со своим народом, в частности с крымскими татарами.

Участники и гости конгресса имели возможность приобрести оригинальные сувениры, а также хорошо изданную карту Лемковщины, на которой обозначены все, включая наименьшие населенные пункты этого живописного края по состоянию на середину ХХ столетия. По современной государственной принадлежности, 41 процент территории тогдашней Лемковщины приходится на Словакию, 11 — на Украину (Закарпатье) и 48 процентов — на Польшу. К началу переселения 15 октября 1944 года это была единая, самая западная ветвь украинского дерева, которая расцвела тут еще во времена Киевской Руси, и народ которой стойко оберегал древнерусскую культуру (лемки, в зависимости от исторических условий и местности, называли себя русинами, русичами, руснаками, русскими людьми, украинцами).

К сожалению, сотни тысяч лемков были насильственно депортированы с их родных земель и рассеяны по всей планете. Но они, как хлебное зерно, испокон веков закодированное на жизнь, где бы ни оказывались, создавали оазисы своей неповторимой аутентичности и лелеяли мечту о возвращении домой.

Как видно из выступлений и научных докладов участников конгресса ВФУЛО, в разных странах у лемков имеются разные проблемы. Кажется, меньше всего их в Америке и почти нет в Канаде, где государство всячески содействует выходцам с карпатских бескидов. В Польше общественность уже почти готова признать вину коммунистического режима, а президент Александр Квасьневский недавно заявил, что сожалеет об обидах, нанесенных украинскому народу в результате проведения акции «Висла». Но там остро стоит вопрос возвращения лемков на их законные земли, возрождения святынь.

Русинам-украинцам Югославии, как и Хорватии, много горя принесла последняя война на Балканах. А в Боснии и Герцеговине их союз вообще перестал существовать, чтобы не подвергать опасности земляков из Карпат. Тем не менее в Югославии лемки имеют свои школы, кафедру в университете, несколько часов в неделю телепередач, ежедневное вещание на радио. Государство относится к ним толерантно, хотя до недавнего времени было непринято называть себя украинцем. Того, кто симпатизировал Киеву, считали агентом КГБ, Америке — агентом ЦРУ. Государство времен Тито не жалело средств для русичей, только бы они оставались гражданами Югославии. Это помогло им сохранить язык, традиции, культуру.

Согласно данным последней переписи населения в Словакии 24 200 человек назвали себя русинами, 10814 — украинцами, 500 — русскими. Это лишь четвертая часть тех, кто родным языком считает лемковский диалект. К греко-католической церкви относят себя 219800 граждан Словакии, к православной — 50360. Как известно, еще ни один католик (а это все словаки) не перешел в другую веру. Поэтому, утверждает профессор Пряшевского университета Николай Мушинка, речь идет о 270 тысячах лемков-украинцев. К сожалению, многие из них предпочитают не вспоминать о своих корнях — сказываются страх польской депортации и непривлекательность современной Украины.

Почти все выступающие жаловались на незаинтересованность Украины в привлечении лемков из зарубежья на родину. Такое отношение к проблеме неудивительно, ведь в Украине до сих пор никто не извинился перед собственным народом за причиненные ему обиды. О факте депортации украинцев Лемковщины, Надсянья, Холмщины, Подляшия есть немало публикаций, подтвержденных архивными документами, но наше государство отмалчивается. До сих пор не дана политическая оценка событиям 1944—1947 годов, переселенцы из Польши не признаны депортированными, не приняты законы о компенсации им материального и морального ущерба.

Но несмотря на все невзгоды, лемки в Украине все громче заявляют о себе. Во всеукраинское общество «Лемківщина» входят соответствующие организации из более чем половины регионов страны. На протяжении последних лет создано более 80 самодеятельных художественных коллективов, регулярно проводятся региональные фестивали лемковской культуры. В Монастырыськах на Тернопольщине, где компактно проживают многие представители этой этнографической группы, 8—9 июня в третий раз состоится всеукраинский фестиваль «Дзвони Лемківщини», в котором примут участие более пятидесяти любительских коллективов. Систематически выходят лемковский календарь, газета «Дзвони Лемківщини», созданы телефильмы, посвященные лемковской тематике. К сожалению, все это делается благодаря энтузиазму тех, кто стремится возродить и сохранить культуру самобытного этноса украинского народа.

Вот почему в принятой конгрессом ВФУЛО резолюции говорится о необходимости создания при Кабинете министров Украины комиссии для решения проблем лемков, предоставления им финансовой поддержки.

Тем временем в Кабмине залежался проект закона о признании переселенных украинцев депортированными. У юридических экспертов нет к нему замечаний. Остается надеяться, что Верховная Рада Украины нового созыва наконец возвратится к этому документу и утвердит его.

Подсыпало соли на лемковские раны и будущее присоединение Польши к ЕС. Визовый режим между нашими странами для подавляющего большинства выходцев из-за границы сделает невозможным посещение родной земли и могил предков. Я был свидетелем того, как лемки часами просматривали видеокадры любимых сердцу уголков и не скрывали слез. На этих кадрах вроде бы ничего особенного, часто на месте домов заросшие пустыри — после выселения лемков на их землях мало кому из новых хозяев удается хорошо вести хозяйство, потому что наделы эти не столько урожайные, сколько живописные, и если уж расщедривались и дарили овсяный хлеб и другие скромные лакомства, то только русичам, умевшим их возделывать. Эта земля не приняла новопоселенцев, поэтому и оскудела, исчезли целые села и источники заилились, — но все же для лемков это самые святые уголки, они их любят до боли в сердце даже спустя много лет. Речь не идет о том, чтобы возвращать всех лемков обратно в Польшу, но помочь им приезжать в родные края без визы — обязанность двух государств.

Кстати, Украина тоже надеется когда-то вступить в ЕС. Между тем представители европейских стран в лице русинов-лемков сами стучат в украинскую дверь, но хозяева за дверью не слышат или делают вид, что не слышат этот стук. А жаль, ведь, приласкав своих братьев по крови, которых судьба разбросала по свету, Украина имела бы на Западе пылких сторонников.

Слушая выступления участников конгресса, в которых речь шла о непростых отношениях между Польшей и Украиной, не один раз ловил себя на мысли: кто и где запустил маховик взаимной неприязни, искалечивший судьбы тысяч украинцев и поляков (в Западной Украине над ними надругались, выгоняя с обжитых мест, не меньше, чем их земляки над лемками), маховик, годами наматывавший отчуждение между двумя народами? В Польше или в Украине, в Варшаве или в Москве? Кто отважился на тот первый толчок, который приобрел вулканическую разрушительную силу? Ведь у любого события есть конкретные исполнители. В чем же их вина? Вспомнился рассказ родителей, как они в войну под угрозой смерти прятали еврейскую семью от фашистов; как потом помогали советскому воину, бежавшему из плена; как при наступлении Красной Армии переодевали в гражданское немецкого солдата, а его автомат закопали в навозе. Родители считали святой обязанностью спасать самое ценное в этом мире — человеческую жизнь. Такого принципа придерживалось большинство лемков.

Так нужно ли нам сегодня искать виновных и продолжать бередить душу? Что это даст? Может, стоит двум народам просто попросить прощения друг у друга за причиненные обиды и поступить по-христиански, по-божески — простить грехи друг другу, очиститься. Пример должны подать наши президенты.

* * *

ІІІ Конгресс ВФУЛО избрал новый состав президиума. Председателем утвержден Иван Щерба, профессор из Львова, его заместителем на Американский континент — Мария Дупляк из США, на Европейский континент — Стефан Гладык из Польши.

Справка "ЗН"

Условия и порядок переселения украинцев из Польши, а также польского населения с территории Западной Украины в Польшу определяло соглашение, заключенное 9 сентября 1944 года между Польским комитетом национального освобождения и правительством УССР. Украинцы, проживавшие в 22 уездах тогдашних Люблинского, Ряшевского и Краковского воеводств, должны были по добровольному согласию переехать в Советскую Украину. Начало акции наметили на 15 октября 1944 года, окончание — на 5 февраля следующего года. Но добровольцев было мало и к указанной дате согласились на переезд менее 40 тысяч человек. Местные власти активизировались и к сентябрю 1945 года переселили более 200 тысяч, то есть около пятой части украинцев. Тогда польская сторона отказалась от принципа добровольного переселения и прибегла к принудительному, привлекая для этого армию, в частности три дивизии Войска Польского, отряды Комитета внутренней безопасности, милиции. На конец 1946 года было переселено, а фактически депортировано 482 тысячи украинцев.

Всемирная федерация лемков была создана в 1973 году по инициативе Организации обороны Лемковщины в Америке. В ее состав вошло также Объединение лемков Канады. На первом Конгрессе ВФЛ во Львове в федерацию вошли Объединение лемков Польши, Союз русинов Словакии и общество «Лемківщина» в Украине. На киевском конгрессе ВСФУЛО пополнили Союзы русинов-украинцев Югославии и Хорватии.

В Украине проживает три группы лемков. Наиболее многочисленная — сотни тысяч депортированных из Польши в 1944—1946 годах и разбросанных по всем областям. Вторая группа — десятки тысяч коренных лемков Закарпатья. Третья группа открыта недавно — это лемки, переселившиеся в центральную Украину в XVII—XVIII столетиях.