15 июня Чешская социал-демократическая партия объявила результат партийного референдума относительно участия в правительстве вместе с политическим движением ANO: 58,5% его участников поддержали альянс двух партий при поддержке коммунистов.
Но из-за европарламентария Мирослава Похе формирование нового правительства снова под угрозой: социал-демократы видят его министром иностранных дел, а коммунисты и президент Милош Земан выступают против.
Чехия полгода находится в ситуации, когда парламентской демократией управляет правительство без доверия парламента. На выборах в Палату депутатов в октябре 2017 г. победило политическое движение ANO, возглавляемое Андреем Бабишем - первым вице-премьером в 2014–2017 гг. и вторым самым богатым человеком Чехии. Хотя движение ANO получило 29,6% голосов, а следовательно, для формирования правительства большинства нуждалось в коалиционных партнерах, А.Бабишу хотелось сформировать однопартийный кабинет меньшинства. Поэтому ANO провел раунд вялых переговоров с представителями других восьми парламентских партий, после чего в декабре 2017 г. президент М.Земан назначил лидера ANO премьер-министром и утвердил предложенное А.Бабишем однопартийное правительство. Чувствовать себя более свободным А.Бабишу позволил стратегический союз с президентом М.Земаном, который, своеобразно трактуя Конституцию Чехии, предоставил лидеру ANO множество попыток на формирование правительства. Взамен М.Земан получил поддержку достаточно популярного А.Бабиша накануне президентских выборов в январе 2018 г. и отсутствие кандидата в президенты от ANO.
Первое правительство А.Бабиша просуществовало только месяц: в январе 2018 г. парламент выразил ему вотум недоверия. В дальнейшем лидеру ANO пришлось искать союзников, что оказалось непросто. Правоцентристские партии и Чешская пиратская партия отказались сотрудничать с А.Бабишем из-за расследования вероятной махинации, на которую пошла связанная с холдингом А.Бабиша фирма для получения дотации от ЕС на сумму 50 млн евро. Сотрудничать с движением ANO были готовы Коммунистическая партия и антимигрантская партия "Свобода и прямая демократия" (СПД). Их совместным требованием стало принятие закона об общем референдуме, так как коммунисты в дальновидных планах хотят проведения референдума о выходе Чехии из НАТО, а СПД - о выходе Чехии из ЕС. Для видимости движение ANO отнеслось к сотрудничеству с этими двумя партиями без большого энтузиазма, впрочем, не исключая возможности ситуативной кооперации.
Среди системных партий единственным вариантом коалиционного партнера для ANO осталась Чешская социал-демократическая партия. Движение ANO и социал-демократы уже были в коалиции в 2014–2017 гг. Их общее правление не было слаженным: тогдашний премьер-министр от Чешской социал-демократической партии Богуслав Соботка в мае 2017 г. подчеркнул, что А.Бабиш не смог обоснованно развеять подозрения по уклонению от уплаты налогов. На фоне споров между коалиционными партнерами лидер ANO был вынужден оставить должность первого вице-премьера.
Но в более длительной перспективе в политической борьбе победил А.Бабиш. Ему удалось записать в собственные достижения благоприятные экономические условия в Чехии, а движению ANO - переманить немало избирателей социал-демократов. Наконец, Чешская социал-демократическая партия испытала самое крупное поражение за всю историю независимости Чехии, набрав на парламентских выборах в октябре 2017 г. только 7,3%.
Это болезненное падение заставило социал-демократов провести внеочередной общепартийный съезд для избрания нового руководства. Лидером партии стал Ян Гамачек, который в течение 2013–2017 гг. был председателем Палаты депутатов, его первым заместителем - экс-руководитель Южночешского края Иржи Зимола. Оба сошлись на том, что партия должна вернуться к традиционной проблематике социального обеспечения, заявили о благосклонности президенту М.Земану и готовности вести переговоры с движением ANO о формировании нового правительства. Вместе с тем новое руководство не могло не учитывать многообразия идейных платформ внутри партии, а также решения общего съезда: участие во власти с лицом, находящимся под следствием, - это принципиальная проблема. Для получения легитимности на участие в формировании правительства руководящий орган социал-демократов постановил вынести этот вопрос на общепартийный референдум.
В переговорах с движением ANO социал-демократам удалось получить для себя пять министерских портфелей (в частности важные должности министров иностранных и внутренних дел). В общей программной декларации обеих партий четко подчеркивается усиление военной способности Чехии для эффективного участия в военном сотрудничестве государств ЕС (Постоянное структурированное сотрудничество) и деятельности НАТО. Для этого ANO и социал-демократы обязуются увеличить военные расходы Чехии до 1,4% ВВП к 2021 г. и модернизировать вооруженные силы.
Очерченное в общей программной декларации видение ЕС приближается к позиции Нидерландов и государств Северной Европы: ЕС должен регулировать меньше сфер и процессов, но эффективнее. ANO и социал-демократы считают, что Чехия в ближайшее время не перейдет на евро. Обе партии выступают против обязательных квот на перераспределение беженцев между членами ЕС и в общей декларации подчеркивают, что вопрос беженцев - это исключительная компетенция государств ЕС. Украину обе партии определяют приоритетным партнером среди государств Восточного партнерства.
Но программу и персональный состав нового правительства формируют не только ANO и социал-демократы. Обе партии вместе имеют только 93 места в Палате депутатов, поэтому для получения необходимого большинства в 101 мандат они нуждаются в третьей политической силе. Сотрудничать с ANO и социал-демократами согласилась только Коммунистическая партия, которая не будет участницей коалиции, но пообещала поддержать правительство в голосовании за вотум парламентского доверия. Новая роль коммунистов предоставляет им невиданные возможности со времен Бархатной революции 1989 г. Коммунисты уже получили должности в парламентских структурах больше, чем это предусмотрено системой пропорциональности в соответствии с результатами выборов. Теперь их цель - занять важные позиции в правительственных структурах. Коммуникация между тремя субъектами процесса формирования правительства построена так, что ANO и социал-демократы должны сотрудничать на основе программной декларации, вместе с тем движение ANO будет иметь соглашение о поддержке правительства со стороны коммунистов. Непрозрачный переговорный процесс дает коммунистам возможность маневрировать и атаковать коалиционных партнеров новыми требованиями. В частности, коммунисты грозят не поддержать новое правительство, если ANO и социал-демократы не откажутся от идеи усилить чешские военные миссии за границей.
Пока члены Чешской социал-демократической партии по всему государству месяц голосовали на референдуме, президент М.Земан 6 июня 2018 г. вторично назначил А.Бабиша премьером. В промежутке до номинирования всего правительства у президента есть возможность влиять на персональный состав кабинета. М.Земан воспользовался этим, отказавшись назначить министром иностранных дел депутата Европарламента М.Похе. У президента М.Земана и социал-демократа М.Похе разные взгляды на вопрос миграции: если М.Земан укрепляет свой политический капитал антимигрантской риторикой, потенциальный министр иностранных дел сознает необходимость совместно с Европой решать эту проблему и призрачность возможности для Чехии изолироваться в этом вопросе. И к тому же М.Похе критиковал жесткие действия израильской власти против палестинских протестующих, что не понравилось М.Земану, известному своими симпатиями к Израилю. Недовольство президента кандидатурой М.Похе поддержали коммунисты, указав, что эта номинация ставит под угрозу поддержку ими правительства.
Ситуация вокруг М.Похе поставила социал-демократов перед сложным выбором: уступить М.Земану и коммунистам, предложив другую кандидатуру министра иностранных дел, или настаивать на своем, угрожая отказом от участия в новом правительстве? Если социал-демократы выберут первый вариант, это покажет их слабость. Тогда в любой конфликтной ситуации движение ANO будет прибегать к поддержке коммунистов и антимигрантской СПД, а социал-демократы будут оказываться в бессильной изоляции. Если же ни президент с коммунистами, ни социал-демократы не захотят уступить, это существенным образом увеличивает вероятность внеочередных парламентских выборов.
Потраченные на переговоры и общепартийный референдум время и усилия, очевидно, будут побуждать руководство социал-демократов к компромиссу. Учитывая то, что коммунисты и президент М.Земан скептически относятся к ЕС и поддерживают снятие санкций с России, для ЕС и Украины чрезвычайно важно, чтобы другой номинант на должность министра иностранных дел разделял принципы внешней политики, предложенные ANO и социал-демократами, - активное участие Чехии в ЕС (отстаивание собственного видения дальнейшего развития Союза) и поддержку Украины.