Северная Корея объявила о выходе из договоренностей с Соединенными Штатами, которые предусматривали продовольственную помощь в обмен на прекращение ядерной программы и приостановку испытаний баллистических ракет. Такое решение было принято в Пхеньяне 18 апреля после неудачной попытки вывести на орбиту Земли метеорологический спутник «Кванменсон-3». В Вашингтоне, однако, полагали, что в рамках данного запуска КНДР стремилась испытать новую многоступенчатую баллистическую ракету, способную достигать городов на восточном побережье США. Таким образом, северокорейские власти, произведя запуск, пусть и неудачный, фактически нарушили санкции ООН, действующие в отношении Пхеньяна с 2006 года и усиленные Советом Безопасности в 2009 году. Запуск осудили в ООН и ряде стран региона, в том числе в России и Китае. К слову, Пекин как раз и был одним из инициаторов возобновления диалога Пхеньяна и Вашингтона, в рамках которого в феврале США пообещали предоставить Северной Корее 240 тыс. тонн продовольствия. Китайцы недовольны тем, что КНДР не прислушалась к мнению Пекина о том, что запуск проводить не следовало, и тем самым свели на нет многомесячные усилия китайских дипломатов по возобновлению международных переговоров по ситуации на Корейском полуострове. Теперь мирный процесс здесь снова зашел в тупик, и грозит новым кризисом, если северокорейский режим в рамках избранного курса пойдет на новые провокационные акции, в том числе и проведение очередного подземного ядерного испытания.
Похоже, что молодой лидер КНДР Ким Чен Ын во всем стремится походить на своих деда и отца. Став у руля, Ким, которому нет еще и 30, бросая вызов мировому сообществу, пытается укрепить личную власть в стране. Запуск спутника 13 апреля был центральным мероприятием программы масштабных празднований в Пхеньяне 100-летия со дня рождения основателя КНДР и деда нынешнего руководителя Ким Ир Сена. Его внук попытался превратить празднование юбилея в демонстрацию мощи КНДР, а заодно выглядеть в глазах соплеменников «продолжателем дела Великого лидера». Одетый во френч образца 50-х, в окружении старых генералов молодой Ким (также недавно произведенный в генералы) походил на Ким Ир Сена в молодые годы. Он произнес на торжественном параде в Пхеньяне речь, полную сентенций и лозунгов из прошлого. Главным посланием стало продолжение укрепления армии, которая в минувшую пятницу получила на свои нужды 15,8% в национальном бюджете страны на текущий год. На параде 16 апреля был продемонстрирован и боевой вариант многоступенчатой ракеты вроде той, что не смогла вывести спутник на орбиту. Далее следовали традиционные танцы и концерты, а также обязательное публичное поклонение граждан статуям двух предыдущих лидеров КНДР с положенным по этому поводу массовым плачем.
Празднование 100-летия Ким Ир Сена фактически ознаменовало конец периода передачи его внуку всех властных полномочий. Как раз перед юбилеем деда Ким Чен Ын был утвержден парламентом КНДР первым секретарем Национального комитета по обороне, а также стал членом политбюро Трудовой партии Кореи (пост генсека ТПК навечно сохранен за его отцом). Уже несколько месяцев северокорейская пропаганда ведет работу по конструированию культа личности молодого вождя. Так, в январе местные СМИ сообщили, что, оказывается, именно он «устрашил врагов», командуя проведением одного из подземных ядерных испытаний. А несколько дней назад северокорейское ТВ показало документальный фильм о том, что молодой Ким в апреле 2009 года также командовал предыдущим запуском многоступенчатой ракеты со спутником, кстати, также закончившегося неудачей. Это отчасти объясняет, почему в Пхеньяне так переживают по поводу очередного провала своей «космической программы» и расценивают критику мирового сообщества и насмешки противников как вызов, на который КНДР должна дать соответствующий ответ.
Корейский лидер явно расстроен, что не получил подарка к юбилею своего деда и полноправному вступлению в управление страной. Впрочем, несмотря на неудачу, запуск ракеты стал достаточно ясной и вполне успешной демонстрацией курса северокорейского руководства.