КНР создает свою первую зарубежную военную базу в Африке. Появление пункта материально-технического обеспечения ВМС КНР в Джибути, кроме очевидного желания Китая подкрепить экономическую экспансию на Африканском континенте, может означать стремление Пекина контролировать стратегический Баб-эль-Мандебский пролив с далеко идущими планами.
Мировые СМИ со ссылкой на командующего Африканского командования США генерала Дэвида Родригеса сообщили, что Китай подписал с правительством Джибути 10-летний контракт на создание пункта материально-технического обеспечения кораблей ВМС КНР, участвующих в операциях ООН против пиратов в Аденском заливе. Как следует из заявления представителя МИД Китая Ю Цианя, пункт снабжения сыграет положительную роль в деле выполнения Китаем своих международных обязательств по поддержанию мира и безопасности. Китай еще в 2014 году начал развертывание миротворческого контингента под эгидой ООН в Южном Судане.
Американские эксперты считают, что пункт материально-технического обеспечения китайского флота в Джибути будет располагать аэродромом, который позволит Китаю эффективнее вести разведку в регионах Персидского залива, Ближнего Востока и Африки. Не исключено, что китайская военная инфраструктура в Джибути будет играть роль логистического центра, пункта базирования и ремонтной базы для кораблей китайского ВМФ, оперирующих в зоне Персидского залива, у берегов Адена и Сомали. Возможно, база будет принимать и военно-транспортные самолеты.
Мотивы усиления присутствия Китая в Африке лежат на поверхности. Экономическая экспансия КНР в Африке набирает обороты. Еще в 2009 году Китай стал крупнейшим торговым партнером стран Черного континента, обогнав США. В 2013 году торговый оборот между КНР и африканскими странами превысил 210 млрд долл., а китайские прямые инвестиции увеличились с 500 млн долл. в 2003-м до почти 20 млрд долл. в 2013 году.
Африка интересует Китай по понятным причинам. Огромные запасы природных ресурсов, многообещающий сельскохозяйственный потенциал, масштабный внутренний рынок с растущей покупательной способностью делает Африку чрезвычайно привлекательной для зарубежных инвестиций. Немаловажно также наличие мощного низкооплачиваемого трудового ресурса.
За последние 30 лет доказанные запасы нефти в Африке увеличились на 120%: с 57 млрд баррелей в 1980-м до 130 млрд - в 2013 году. Постоянно растут доказанные запасы природного газа. Причем именно импорт природных ресурсов остается основной составляющей китайско-африканской торговли. В общей сложности в 2013 г. импорт сырой нефти из Африки покрыл 23% потребности Китая. При этом нефть составляет 64% от общего импорта Китая из африканских стран. Также Африка обеспечивает 6% китайского импорта железной руды (в основном из Южной Африки) и 8,3% импорта меди (главным образом из Замбии).
Между тем, китайская военно-морская база создается не просто в одной из африканских стран, а в одной из важнейших стратегических точек - в Баб-эль-Мандебском проливе между юго-западной оконечностью Аравийского полуострова и Африкой. И хотя речь, видимо, идет о небольшом инфраструктурном объекте, его военно-стратегическое значение трудно переоценить. Китайская база в этом районе, можно сказать, на одной из "створок" ворот Баб-эль-Мандебского пролива, через который ежесуточно проходит 3,8 млн баррелей сырой нефти и где уже находятся военные базы США и Франции, на самом деле меняет стратегический расклад сил в регионе.
Китай впервые обеспечивает постоянное военное присутствие за рубежом и, фактически, заявляет о намерении войти в клуб "настоящих" морских держав, готовых к использованию военной силы для обеспечения своих интересов в отдаленных районах Мирового океана. До последнего времени Китай принципиально не стремился к строительству своих военных баз за рубежом, и объект в Джибути может говорить о том, что руководство КНР действительно решило изменить отношение к применению военной силы для обеспечения реализации своих международных интересов.
Строительство зарубежных пунктов материально-технического обеспечения флота означает, что Китай готовится к значительному наращиванию военно-морских сил в ключевых районах Мирового океана. Ведь несмотря на то, что на самом пункте МТО может базироваться лишь небольшой контингент, такие объекты позволяют многократно увеличить группировку военно-морских сил в регионе и резко менять баланс сил в свою пользу в нужное время.
За последние годы ВМС КНР сделали существенный рывок в своем развитии. Фактически можно говорить, что Китай уже создал один из сильнейших флотов в мире, способный проецировать военную силу в том регионе, где это необходимо для реализации интересов КНР. Исходя из этого, можно предположить, что политика создания пунктов материально-технического обеспечения и других военных объектов для ВМС КНР продолжится.
Более того, учитывая мировую тенденцию всеобщей милитаризации внешней политики, которую активно продвигает, в частности, Россия, зарубежная военная экспансия Китая может развиваться все более активно. Ведь на самом деле глобальные турбулентности по всем прогнозам только набирают обороты, открывая "окно возможностей" для новых соискателей на звание "мировых полюсов" и "мировых держав".
В такой обстановке время будет иметь критическое значение - кто первым займет стратегические точки, наподобие Баб-эль-Мандебского пролива, тот сможет при необходимости продемонстрировать силу конкурентам. Китай, похоже, это прекрасно понимает, пользуясь, в том числе, и отсутствием какой-либо реакции на активность Пекина нынешней администрации США. Как минимум, до начала 2017 года, когда Белый дом обретет нового хозяина, Китай имеет все возможности для расширения постоянного военно-морского присутствия в районе Ближнего Востока и Латинской Америки. В любом случае, как бы ни развивалась в дальнейшем стратегическая обстановка в мире, небольшие пункты обеспечения флота в разных регионах Мирового океана Китаю не помешают.