UA / RU
Поддержать ZN.ua

Киргизстан уже выбрал президента, но еще не свой путь

Выборы президента Киргизстана 30 октября стали финальной фазой масштабной трансформации политической системы страны, продолжавшейся полтора года.

Автор: Алексей Коваль

Выборы президента Киргизстана 30 октября стали финальной фазой масштабной трансформации политической системы страны, продолжавшейся полтора года. Напомним, что новый этап перемен в этой центральноазиатской стране наступил после второй по счету революции в апреле 2010 года, которая была направлена против узурпировавшего власть президента Курманбека Бакиева.

После этого страна пережила межэтнический конфликт на юге, в Ошской области, а затем летом того же года по новой конституции превратилась в парламентскую респуб­лику, и минувшей осенью успешно провела парламентские выборы. В целом за прошедший год можно отметить стабилизацию политической обстановки, демократизацию власти при временном президенте Розе Отумбаевой, которая была одним из ключевых лидеров революции 2010 года и впоследствии сделала все для обуздания авторитарных порывов ряда киргизских политиков. Они стремились задолго до нынешних президентских выборов вернуться к обсуждению вопроса о полномочиях президента, но глава государства сумела отстоять революционные завоевания.

Одновременно своеобразный политический консенсус в стране был достигнут благодаря умелой «инкорпорации» бывших членов бакиевского режима (не совершивших серьезных преступлений) в новые демократические структуры - парламент и сформированное им в конце прошлого года коалиционное правительство. Кроме того, последний год был также отмечен поиском нового пути развития Кир­гизстана с учетом геополитических реалий, а также новыми процессами консолидации киргизской нации, ростом патриотизма и поисками этим народом своей национальной идентичности. Однако до сих пор разные силы и отдельные политики пытаются повлиять или даже возглавить этот процесс.

Все это создавало особый фон в канун выборов главы государства, поскольку по новой конституции президент «олицетворяет единство народа и государственной власти». По мнению многих, Розе Отум­баевой вполне удалось справиться с этой сложной задачей, поскольку впервые в Центральной Азии был создан прецедент строительства демократического государства, свободного от деспотизма и культа личности.

Важность нынешних выборов состояла как раз в том, чтобы демократическим путем подтвердить и сделать легитимным этот выбор. В нынешней кампании приняло участие рекордное для региона число кандидатов - 16. Однако фаворитом гонки с самого начала стал глава киргизского правительства Алмазбек Атамбаев, представляющий социал-демократическую партию, к которой принадлежит и нынешний президент Роза Отумбаева.

Этот политик прославился тем, что за последние годы несколько раз менял свои политические предпочтения - в 2000 году впервые участвовал в президентских выборах против Аскара Акаева, но проиграл. В 2005 году участвовал в «революции тюльпанов», свергнувшей его с поста президента, затем получил должность министра промышленности во временном правительстве Курманбека Бакиева. Спустя некоторое время Атамбаев перешел в оппозицию к Бакиеву, однако в 2007 году снова вернулся во власть, став премьер-министром непопулярного режима. После очередного увольнения в конце 2007 года вернулся в стан оппозиции, хотя там его долго считали предателем. Но уже в 2009 го­ду именно Атамбаев противостоял Бакиеву на выборах от объединенной оппозиции, а уже в прошлом году, после свержения последнего, вновь получил возможность вернуться во власть в качестве премьера революционного временного правительства. Затем он ушел в отставку, и по итогам прошлогодних парламентских выборов сел в премьерское кресло уже нового коа­лиционного кабинета.

Наибольшим провалом в деятельности премьера считают неспособность предотвратить межэтнические столкновения в южных райо­нах республики летом прошлого года. В то же время на посту главы правительства Атамбаев отрапортовал об устойчивых темпах экономического роста на фоне улучшения параметров макроэкономической стабильности и снижения внутриполитической напряженности в стране. Экономика вернулась на докризисный уровень.

В сентябре правительство одоб­рило программу среднесрочного развития до 2014 года. Так что Атамбаев уже сформировал повестку дня для будущего кабинета, ведь после выборов президента, вероятнее всего, будет создано новое коалиционное правительство. Причем большинство программ и инвестпроектов предусмотрены как раз для южных районов республики, где Атамбаев не имел поддержки избирателей.

По предварительным данным, в ходе голосования 30 октября за Алмазбека Атамбаева отдали свои голоса более 63%. Вторую позицию занял Адахан Мадумаров, лидер партии «Бутун» («Единый Кир­гизстан») с 14,9% голосов, на третьем месте разместился Камчибек Ташиев, представляющий входящую в коалицию партию «Ата-Журт» (14,4%). Последние победили именно в ряде южных регионов, но Атамбаев значительно улучшил результаты в Оше и Ошской области.

Таким образом, в ходе выборов традиционный региональный раскол был дополнен еще и разделением на сторонников и противников нынешнего правительства. Так, уже после выборов Камчибек Ташиев пригрозил выходом своей партии из коалиции, в то время как сторонники его и Мадумарова попытались организовать митинги в ряде городов юга. В них в первых числах ноября приняли участие несколько сотен человек, потребовавших пересмотра результатов голосования. Однако в Бишкеке власти нашли способ направить дискуссию в цивилизованное русло, и уже на следующий день после выборов в переговоры с проигравшими кандидатами вступил спикер парламента Ахматбек Келдибеков, который, видимо, пытается прощупать возможную конфигурацию будущего коалиционного кабинета и не допустить выхода противоречий между политиками на улицы.

Сегодня власти в Бишкеке чувствуют себя более уверенно. Вероятно, что в ближайшие дни и недели в диалоге победителей и побежденных речь будет идти о том, на каких условиях они готовы поддержать нового президента и какие должности захотят в новом правительстве. Для ряда кандидатов, чьи результаты на выборах оказались настоящим фиаско, получить портфель министра или регионального чиновника, пожалуй, единственный шанс остаться в политике. Алмазбек Атамбаев уже заявил о готовности к такому диалогу.

Экспертов также заинтересовал вопрос внешнеполитической ориентации нового киргизского лидера. Если Роза Отумбаева считается прозападным и даже проамериканским политиком, то Алмазбек Атамбаев - пророссийским. Так, вспоминают, что он стал инициатором именования одной из горных вершин страны Пиком Путина. Также его правительство предприняло шаги по присоединению страны к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси. Впрочем, анализ недавних визитов Атамбаева показывает, что ему принадлежит также заслуга возобновления диалога с соседним Узбекистаном, отношения с которым испортились после межэтнического конфликта в Оше. С другой стороны, Атамбаев в нынешнем году установил диалог с китайскими властями, которые также выразили готовность участвовать в ряде крупных проектов в Киргизстане. Слабее развит европейский вектор внешней политики Бишкека, что, в частности, отразилось в достаточно прохладной реакции Евросоюза на результаты голосования.

Однако в день выборов примечательным стало другое. Если президент США Барак Обама и американский госсекретарь Хиллари Клинтон направили Атамбаеву поздравления с победой спустя несколько часов после объявления предварительных результатов, то в Москве медлили, по крайней мере, сутки. И, как отмечают в Киргизии, свое поздравление Владимир Путин направил лишь когда Атамбаев на первой пресс-конференции после выборов подтвердил, что Киргизстан свернет деятельность Центра транзитных перевозок США «Манас» в 2014 году. Таким образом, он подтвердил Москве обещание, которое давал еще Курманбек Бакиев в 2009 году, но после этого все осталось, как есть. Сегодня же новые власти придумали интересный повод: по словам Атамбаева, американцам следует уйти потому, что в 2014 году Бишкек и база «Манас», в случае начала ирано-американской войны, могут стать объектом для ракетного удара со стороны Ирана. Местные эксперты были удивлены таким заявлением, однако их больше пугает не вероятная война с Ираном, а планы президента США вывести американских солдат из Афганистана к 2014 году. Это создаст новые проблемы для киргизского правительства, связанные с тем, что южные границы Киргизстана снова могут стать зоной соперничества различных религиозных и террористических группировок, связанных с международной сетью наркоторговцев и поставщиков оружия. Москва в этом случае будет слабым помощником. И шаткая внутренняя стабильность Киргизстана может вновь быть нарушена.