Революция пожирает своих героев. В Киргизстане это проявилось со всей азиатской жестокостью. Трагизм происходящих в Бишкеке событий трудно описать: там революцию расстреливают пулями. Масштабы этой войны уже давно вышли за рамки политического противостояния и больше напоминают криминальные разборки.
За месяцы, прошедшие со времени революции, киргизы наверное уже не раз задавались вопросом: а стало ли жить лучше, чем при Аскаре Акаеве? Наскоро проведенные выборы президента, во время которых победу одержал Курманбек Бакиев, привели к власти людей, оказавшихся неготовыми дать народу реальные перемены. Все старые болячки мгновенно вылезли наружу — коррупция, беззаконие, захват земли, передел собственности, силовое устранение оппонентов, раскол страны на север и юг. Все, с чем режим Акаева худо-бедно справлялся или, по крайней мере, прятал от людских глаз, теперь стало нормой жизни.
В Бишкеке поговаривают, что страна уверенно движется к новой революции, которая, возможно, в этой ситуации будет лучшей альтернативой гражданской войне. Однако есть также незначительное число людей, полагающих, что заставить нынешние власти одуматься, свернуть с гибельного пути все еще можно путем политического диалога и мирных акций протеста. Оппозиция начинает оформляться лишь в эти дни. Но власть не демонстрирует никакого желания вести цивилизованный диалог с оппонентами. Одних пытаются купить, другим закрывают рот пулей. Президент Бакиев уже однажды заявил, что не будет таким слабаком, как Акаев, и свою власть будет защищать с автоматом в руках.
«Разборки» между лидерами киргизской революции перешли «в горячую» стадию в середине сентября. Впрочем, трения между участниками мартовских событий наблюдались еще в первые постреволюционные дни. Просто они были скрыты от чужих глаз. Хотя уже тогда были и убийства, и покушения на заметных участников «тюльпановой революции». Причем все жертвы принадлежали к группировкам и кланам, оппозиционным Бакиеву.
После выборов президента процесс передела собственности, как государственной, так и соратников бывшего лидера Акаева, пошел куда более быстрыми темпами, ведь на кону были крупные рынки и все еще работающие предприятия. Теперь дело дошло до более серьезных «бизнесов». Убийство депутата парламента Баямана Эркинбаева свидетельствует, что власть вторглась в сферу отношений между криминальными группировками. В Киргизстане многие связывали имя Эркинбаева с наркоторговлей, приносящей неплохие доходы. Вместе с тем парламентарий оказался одним из главных кредиторов революционных мероприятий в марте. Любопытно, что в день его гибели в Интернете появилось якобы предсмертное письмо, где«бизнесмен» рассказал о методах действия новой власти — вымогательстве и убийствах, стравливании кланов севера и юга страны.
На нынешней неделе разразился другой скандал: в масс-медиа Бишкека обнародована информация о связях президента Бакиева с российскими металлургическими баронами — братьями Черными, которые якобы дали на революцию 50 млн. долл., а ныне пытаются заполучить контроль над энергетическими предприятиями страны.
Киргизы считают, что эти публикации — спланированная акция по дискредитации их президента. Эксперты утверждают, что «предсмертное слово» Эркинбаева написано не его стилем. Возможно, авторов этих публикаций следует искать в Москве, среди людей из окружения Аскара Акаева, который оттуда продолжает следить за ситуацией у себя на родине и отнюдь не желает добра людям, его свергшим.
Президент Бакиев, однако, хранит молчание, не опровергая всю вылитую на него грязь и обвинения. Выступая в парламенте страны 22 сентября, он подтвердил, что знает о том, что криминалитет сросся с властью, с правоохранительными органами. Он полагает, что эту проблему за полгода устранить нельзя. Однако избранные Бакиевым методы борьбы с коррупцией отнюдь не свидетельствуют о том, что они вообще приведут к преодолению этого зла. Как раз наоборот — коррупция процветает, только получатели стали другими.
Парламент страны постепенно превращается в стан антипрезидентской оппозиции. Депутаты уже потребовали отставки министров-силовиков, а также руководителей спецслужб, которых подозревают как минимум в попустительстве криминалитету, а особо рьяные даже утверждают, что силовики и криминал действуют сообща. При этом они угрожают президенту импичментом.
На фоне всех этих скандально-криминальных событий развивается другой политический по своей сути процесс. Согласно предвыборным договоренностям Курманбека Бакиева и Феликса Кулова, последний должен стать премьер-министром страны с весьма значительными полномочиями. Второго сентября Бакиев внес кандидатуру Кулова на рассмотрение парламента, и тот был утвержден. По мнению президента, теперь Кулов должен заботиться об экономике страны и прекратить политические игры. Однако, когда Кулов в середине месяца попытался провести через парламент новый закон о правительстве, который существенно увеличивал полномочия премьера и предусматривал передачу в его ведение службы финансовой полиции, железнодорожный транспорт и национальную авиакомпанию, Бакиев неожиданно наложил на закон вето и отправил на доработку. Правда, пока и Бакиев, и Кулов говорят, что раскола в революционной команде нет, идет рабочий процесс.
Однако многие в Киргизстане сегодня желали бы видеть «железного Феликса» у руля власти вместо Бакиева. Имея хорошие стартовые возможности, Кулов, тем не менее, не бросил вызов главе государства, хотя тот не во всем выполняет предвыборные договоренности с премьером. Так что не исключено, что развитие отношений внутри новой киргизской власти пойдет по украинскому сценарию. Пока же народ держится из последних сил, чтобы не разувериться окончательно в своих революционерах. Таких «идейных» становится все меньше. Больше тех, которым страшно подумать о будущем своей страны.