UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кипр: призрачный шанс единства

"Кипрская проблема" - фактическое разделение острова на греческую Республику Кипр и непризнанную Турецкую Республику Северного Кипра - уже давно, казалось бы, стала "вечно замороженным" конфликтом.

Автор: Константин Федоренко

"Кипрская проблема" - фактическое разделение острова на греческую Республику Кипр и непризнанную Турецкую Республику Северного Кипра - уже давно, казалось бы, стала "вечно замороженным" конфликтом.

Но в последнее время появился вполне реальный шанс на воссоединение острова. 15 мая лидеры двух общин - Никос Анастасиадис и Мустафа Акинджи - распространили общее заявление, в котором высказали стремление к урегулированию взаимных претензий до конца года. Если переговоры относительно деталей соглашения будут успешными, в обеих частях острова пройдет референдум, который и определит дальнейшую судьбу Кипра.

Разделенный остров

История Кипра за последние 50 лет - это история постоянного противостояния и постоянных попыток найти взаимопонимание. В 1960 г. Республика Кипр получила независимость от Великобритании. Но это островное государство было крайне хрупким. На острове находились военные контингенты Греции и Турции. В стране выбирали президента (грека) и вице-президента (турка), которые могли принимать важные решения только вдвоем. В парламенте, чтобы принять сколько-нибудь важный закон, нужно было добиться простого большинства голосов - как среди греческих, так и среди турецких депутатов. А в Конституционном и Верховном судах было поровну греков и турок, и решающий голос - уникальный случай, демонстрирующий всю странность этого государства - принадлежал приглашенному судье-иностранцу.

Такая ситуация, дававшая туркам "блокирующий пакет", не слишком устраивала греков, которых на острове проживало 82%, и многие из них поддерживали идею "энозиса" - воссоединения с Грецией. Поэтому президент республики в ноябре 1963 г. внес предложения, направленные на уменьшение прав турко-киприотской общины. Напряжение на острове привело к вспышке насилия, в результате которой турки были отстранены от власти (или, согласно официальной позиции греческой стороны, "добровольно вышли из органов власти"), а в 1964 г. на остров были введены миротворцы ООН. Тогда же Анкара отозвала признание Республики Кипр.

В 1967 г. к власти в Греции пришла фашистская хунта "черных полковников". Против президента и главы кипрской православной церкви Макариоса, к тому времени отказавшегося от идеи воссоединения с Грецией, они подняли находившиеся на острове войска, подконтрольные Афинам. Эти солдаты также нападали на мирных турок. Когда же "черным полковникам" дали понять, что такая ситуация может привести к войне с Турцией, официально греческие войска от конфликта отстранились, но на острове внезапно появилась крупная греческая партизанская группировка - под началом того же командира.

В 1974 г. на острове произошел поддержанный "черными полковниками" переворот с целью присоединения к Греции. В ответ Турция, с целью защиты соотечественников, ввела войска, оккупировав северную часть острова, - примерно треть его территории. Многие греко-киприоты были вынуждены бежать на юг, оставив свои дома; в обратном направлении бежали спасавшиеся от погромов турки.

Этот конфликт привел к падению хунты в Греции и подконтрольного ей режима на Кипре. Но территорию вернуть уже было невозможно - у сторон не было взаимного доверия, и долгое время переговоры ни к чему не приводили. Более того, в 1983 г. турко-киприоты объявили о создании независимого государства - Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), признаваемого во всем мире только Турцией. С другой стороны, Анкара до сих пор не признает греческие власти на Кипре.

Надежды и разочарования

Переговоры по воссоединению острова на основе "федерации из двух зон и двух общин" проходили постоянно, переживая то всплески активности, порождая надежды, то периоды охлаждения. Так, после 1994 г. переговоры долгое время были заморожены из-за недовольства турко-киприотов действиями Евросоюза: Брюссель тогда заявил о готовности принять греческую часть острова в свой состав. Однако именно благодаря ЕС у острова появился наиболее реальный шанс на воссоединение: турко-киприотская община была заинтересована в том, чтобы также стать частью европейского сообщества. В 2004 г. в обеих общинах прошли референдумы, результатом которых могло стать вхождение в ЕС единого государства всех киприотов.

Тогда вмешался другой фактор - общественные настроения. План воссоединения поддержали почти 65% турко-киприотов. А вот в греческой части острова "за" проголосовали лишь 24%. В частности, на это повлияло обращение к народу тогдашнего президента Тассоса Пападопулоса, заявившего, что предложенный ООН план объединения идет вразрез с интересами греко-киприотов. Свою роль на позицию большинства греческого населения Республики Кипр сыграли и другие факторы.

Если до 1974 г. северная часть острова была гораздо более обеспеченной, и все самые популярные курорты находились именно там, то, в результате наложенных на ТРСК эмбарго и интенсивного развития греческой части Кипра, к 2004 г. ситуация была противоположной. Теперь греко-киприоты не видели смысла в присоединении более бедного региона. К тому же значительная часть населения выросла уже в разделенном Кипре и не видела никакого смысла в воссоединении. Другие же слишком хорошо помнили этнические конфликты 1960-х - 1970-х, и к жизни в одном государстве не были готовы.

Почему сейчас может получиться

С другой стороны, греки и турки, которые выросли после разделения острова, не помнят вспышек межэтнического насилия, случавшихся до этого. Для многих из них живущие за "зеленой линией" ООН - чужие, но не враги. И весь вопрос в том, достаточны ли будут стимулы для воссоединения. Сегодня обе стороны, по-видимому, экономически заинтересованы в том, чтобы воссоздать единое государство.

Для турко-киприотов это будет означать, что на северной части острова будет действовать право ЕС, а значит, к примеру, местные компании станут участниками общего европейского рынка. Кроме того, будут официально открыты местные морские и воздушные порты. Сегодня, чтобы попасть из другой страны в Северный Кипр, к примеру, самолет должен сначала приземлиться на территории Турции, а затем, формально поменяв рейс, перелететь в непризнанную республику. Примерно похожий путь должны проделывать и суда; участие в подобной "серой" схеме, безусловно, отпугивает многих поставщиков. Изменения, таким образом, приведут к быстрому росту местной экономики. Наконец, все местные граждане получат права граждан ЕС: сегодня таковые есть только у тех, кто получил паспорт Республики Кипр - хотя получить этот паспорт при желании легко.

С другой стороны, на позицию греко-киприотских политиков влияет тот факт, что экономическая ситуация последних лет в Республике Кипр выглядит не слишком оптимистично. Кризис, пик которого пришелся на 2013 г., привел к беспрецедентному решению для страны, в которой финансовые услуги играют важную роль в национальной экономике - изъятию доли от крупнейших банковских вкладов. Следуя требованиям МВФ, Кипр смог вырваться из рецессии, и от падения ВВП на 5,9% в 2013 г. прийти к росту на 1,6% двумя годами позже. Кроме того, безработица вернулась на уровень 2012 г. и составила 12%. Но, по прогнозам, рост (и без того не слишком быстрый) должен замедлиться, а безработица высоковата. В этих условиях воссоединение острова, которое создает многочисленные новые возможности для бизнеса, может служить неплохим выходом для дальнейшего развития экономики.

И, наконец, есть еще одна важная причина для того, чтобы достигнуть соглашения. В Средиземном море, в исключительной экономической зоне Кипра, не так давно были найдены богатые нефтегазовые месторождения, которые могут принести острову огромную прибыль. Но пока "кипрская проблема" не решена, две общины могут разве что конфликтовать за права разработки месторождений. Объединение и дальнейшая совместная добыча газа будут выгодны и греко-киприотской стороне, и турко-киприотской. Этот сценарий является привлекательным и для ЕС. В рамках его стратегии энергетической безопасности новое месторождение поможет диверсификации поставок газа на континент.

Ограниченная рациональность

Приведенные выше аргументы относятся к вопросам экономической выгоды. Но, как известно, в политике не все определяется экономикой. Так, в результате прошедших на прошлой неделе выборов в парламент Республики Кипр впервые прошли крайне правые - "Национальный народный фронт", связанные с греческой неофашистской партией "Золотая Заря". Они выступают против воссоединения острова и занимают ксенофобскую позицию относительно турко-киприотов. Хотя у них поддержка невелика, но всего за пять партий, не желающих воссоединения, проголосовали примерно 35% населения.

По другую сторону баррикад - лишь две крупнейшие партии: "Демократическое объединение", лидером которой является Анастасиадис, и коммунистическая "Прогрессивная партия рабочего народа", долгое время правившая страной. Обе силы потеряли в совокупности примерно 10% поддержки по сравнению с прошлыми выборами. В этот раз их поддержали в сумме около 56% избирателей. И эти цифры весьма схожи с результатами недавнего опроса: 52% греко-киприотов считают, что две общины смогут жить мирно в одном государстве, тогда как 43% ожидают конфликтов.

В ТРСК же не так давно распалась правящая коалиция, и двигателем распада стала партия бывшего лидера непризнанной республики Дервиша Эроглу. Последний, хотя и не занимает официального лидерского поста в партии, является главным критиком нынешнего турко-киприотского президента Акинджи. В частности, за его чрезмерно компромиссную позицию в переговорах с греко-киприотской стороной. Но при этом турко-киприоты, как и в 2004 г., гораздо больше хотят воссоединения: по данным соцопроса, за это выступает 80% населения Северного Кипра.

Некоторые аналитики считают, что Акинджи не слишком симпатичен и Турции, которая предпочла бы более жесткого политика, такого как Эроглу. Но сейчас, когда военный конфликт с Грецией невозможен, удерживать Северный Кипр (что ранее необходимо на случай такого конфликта) становится для Анкары бессмысленно. Да, это возможность для отмывания денег, это зона, где, в отличие от Турции, функционируют (и приносят огромную прибыль) игорные дома. Но потери Анкары в международной политике от существования ТРСК слишком велики. Пока вопрос Кипра не будет решен, дорога в ЕС Турции однозначно закрыта.

С другой стороны, недавним увольнением премьер-министра Давутоглу, занимавшего более мягкую позицию на переговорах с европейцами, Эрдоган показал, что на компромиссы с ЕС любой ценой он не пойдет. Но в последнее время и сам турецкий президент заявляет, что полностью поддерживает воссоединение. И вполне возможно, он говорит искренне.

Таким образом, сейчас все стороны, кажется, готовы принять воссоединение острова. И если дойдет до референдума, все вновь будет зависеть от греко-киприотов.