Внеблоковый статус Украины становится почти не виден.
Выступление Президента Украины на ассамблее Западноевропейского Союза внесло новые краски в, казалось бы, застывшую навсегда тему статуса нашей страны.
За последние годы все столько наслышаны о нем, что украинская внеблоковость стала легендой, а решительность лидеров устоять от соблазна поучаствовать в военно-политическом блоке СНГ, называемом иногда «Ташкентский пакт», снискала уважение в одних странах и вызвала раздражение в других. При этом Президент и другие официальные лица вовсю эксплуатировали сам факт существования в стране законодательного органа, ссылаясь на принятую парламентом Декларацию о суверенитете, где говорится о безблоковости, нейтральности и безъядерности. Поэтому на любой кавалерийский наскок с Востока следовал обезоруживающий ответ о законодательстве, которое «не позволяет», после чего давалось понять, что дальнейшее продолжение разговора неуместно.
И напрасно скрежетали зубами любители поиграться в Варшавский договор, ворча на страницах разных изданий, что у Президента Украины уважение к парламенту просыпается только при разговоре о военном союзе СНГ. Крыть было нечем. До начала июня, когда и произошло это выступление, в котором Л.Кучма заявил о желании Украины стать ассоциированным партнером ЗЕС.
Украина готова «уже сегодня» в полном объеме принять на себя права и обязанности, которые определяются статусом ассоциированного партнера Западноевропейского Союза, заявил Леонид Кучма.
Понимая трудности этапа организационного становления ЗЕС, сказал Президент, мы были бы готовы в течение «определенного, совместно обусловленного времени» выполнять обязанности ассоциированного партнера ЗЕС в одностороннем порядке. Уже сейчас, по его словам, Украина заинтересована в развитии контактов со спутниковым центром ЗЕС в Испании, космической группой.
Само по себе это заявление мало о чем говорило - до сих пор, даже после эпохальных решений совещания НАТО в Берлине, мало кто в Европе представляет себе, что такое ЗЕС, а тем более - во что он превратится в ближайшее время - европейскую республику, в НАТО или военную составляющую Европейского Союза.
Тем более, что посол Великобритании в ЗЕС, страны, которая в нем еще пока председательствует, Джон Гоулден после выступления Президента высказался в том смысле, что рановато пока, что надо еще проинформировать членов союза об Украине, посидеть, подискутировать, а там - видно будет.
ЗЕС в этом случае подвернулся вовремя, поскольку речь зашла о статусе Украины вообще. Так вот, говоря о нем, Л.Кучма сказал, что «Украина, как государство, должна иметь право вступать в любую военно-политическую структуру, которая имеет тенденцию превратиться в элемент европейской и трансатлантической безопасности».
«Стратегическая цель нашей страны состоит в интеграции в европейские и евроатлантические структуры», - заявил Президент, а приоритетом - «полноправное членство в Европейском Союзе».
«А статус? - спросит любой непредубежденный дипломат в Москве. - Вы же нам столько про внеблоковость...»
А на это Л.Кучма напомнил, что, согласно Декларации о государственном суверенитете, «Украина будет стремиться стать в будущем безъядерным, внеблоковым и постоянно нейтральным государством». «Декларация определяла не статус Украины, а намерения его приобрести», - сказал он.
На сегодняшний день, отметил Л.Кучма, «Украина реализовала эти намерения в части, которая касается безъядерности и внеблоковости». При этом приобретение Украиной статуса безъядерного государства «дает уникальную возможность для реализации идеи безъядерности Центральной и Восточной Европы».
Внеблоковый статус Украины, отметил он, «не является преградой» для участия Украины в международных организациях и сотрудничестве с ними, включая военно-политические структуры.
«Ни нормативные акты, подписанные Украиной, ни наша форма участия в СНГ не лишают и не ограничивают нашу свободу выбора», - заявил Л.Кучма.
В данном случае свободу, как осознанную необходимость интегрироваться в Европу, «многосторонне», как подчеркнул Геннадий Удовенко, сотрудничая с СНГ.
Похоже, Киев наконец-то оценил все преимущества интеграции, о чем постоянно говорят в Москве. Но начать этот процесс решил все-таки на Западе, а не на Востоке.
По словам Президента, Украина видит в развитии всестороннего сотрудничества с ЗЕС «важную составную часть системы европейской безопасности». Причем это сотрудничество, сказал он, является «неотъемлемым элементом восстановления исторической справедливости - полноправного возвращения Украины в Европу».
Он подчеркнул, что «силы по имплементации мирного соглашения в Боснии и Герцеговине» являются возможным путем для привлечения Украины к военному сотрудничеству со странами НАТО.
Л.Кучма отметил при этом, что «миротворческие операции должны осуществляться под руководством существующих структур безопасности, а сами миротворческие силы должны формироваться на многонациональной основе».
Напомнив, что Украину многие в ЕС называют ключом к европейской безопасности, Л.Кучма сказал, что «любые серьезные изменения на украинской земле способны радикально разрушить ситуацию на всем Европейском континенте». «Помощь Украине в решающее для нее время представляет собой стратегическое инвестирование в обеспечение западноевропейских интересов», - подчеркнул он.
Л.Кучма назвал «важным этапом дальнейшего развития отношений» Украины и ЕС 1998 год, когда должны начаться переговоры о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Вопрос интеграции Украины в Европу, по его словам, - «это вопрос не выбора, а времени и, по нашим расчетам, не такого далекого».
Он назвал «интересной» идею «частичного членства» в ЕС стран Центральной и Восточной Европы, которое прежде всего охватывало бы «сферу внешней политики и безопасности».
«Украина может быть моделью на постсоветском, а, может быть, и на всем постсоциалистическом пространстве в переходе к европейским стандартам», - сказал Президент, предложив «прокладывать путь на Восток Европы через Украину».
Нельзя сказать, что такой путь уже прокладывать стали. Но двумя днями раньше НАТО приняло окончательное решение открыть в Украине свой информационный центр.
В резолюции встречи министров Североатлантического союза отдельно упоминается вопрос сотрудничества с Украиной. В частности, в документе содержится утверждение о необходимости «развивать и углублять сотрудничество с Украиной».
Члены совета, говорится в резолюции, выражают поддержку «демократической, стабильной и независимой Украине как одному из важнейших факторов стабильности в Европе».
Североатлантический совет также приветствует расширение диалога Украины с НАТО во всех сферах, включая научные исследования и информационную деятельность. Члены совета также приветствовали полный вывод ядерного оружия с территории Украины.
Дипломаты особо отмечают, что впервые в натовских документах Украина упомянута хоть и в паре с Россией, но раньше ее. И вообще, складывается впечатление, что кроме Украины и России для НАТО партнеров не существует.
Поиски морали из сказанного можно вести долго. Вывод, который напрашивается сам собой, - Украине придется искать новые аргументы и объяснения своему холодному отношению к попыткам воссоздать Варшавский договор - как для бесед в Москве, так и с левыми в Украине.
Не исключено, что в этот раз придется-таки заявить, что дело все не в парламенте, декларациях от 1990 года или других объективных причинах.
Украина не хочет играть в «Зарницу» с Россией, Белоруссией и Средней Азией только потому, что такой альянс ей не нравится. В том числе и потому, что никогда, ни при каких условиях эта игра не сможет перерасти в «евроатлантическую систему безопасности».