UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИЕВ И ПЕКИН ОБЕЩАЮТ ДРУГ ДРУГУ ПОДДЕРЖКУ

Визит Леонида Кучмы в КНР состоялся в нелегкое для Президента время ощутимого международного давления...

Автор: Ольга Танасийчук

Визит Леонида Кучмы в КНР состоялся в нелегкое для Президента время ощутимого международного давления. Это многим дало повод говорить о попытках украинского руководителя искать влиятельных покровителей на Востоке, демонстрирующем в последнее время больше дружелюбия Киеву, чем неласковый и принципиальный Запад. Действительно, не было еще случая в 10-летней истории двусторонних отношений, когда далекий Пекин, возможности которого недооценивают у нас, критиковал бы Украину за те или иные «провинности», зачастую весьма раздражающие структуры, в которые мы так упорно стремимся интегрироваться.

Косвенным доказательством продемонстрировать поддержку официальному Киеву стало согласие официального Пекина принять президентскую делегацию в конце ноября, сразу же после завершения исторического 16-го съезда КПК, многих поменявшего на партийном Олимпе. Небезынтересным представляется тот факт, что также в последний момент китайская сторона изменила формат визита — с официального на государственный, несмотря на то что Пекин уже «выбрал» квоту госвизитов на этот год (такого рода визиты предусматривают официальную церемонию встречи, кортеж мотоциклистов и некоторые другие знаки высших почестей).

Леонид Кучма в ходе пекинских переговоров — а встретился он со всем высшим руководством страны (за исключением отсутствовавшего премьер-министра, но делегировавшего на встречу своего первого зама) — давал высокую оценку решениям партфорума, заметив при этом: в Китае все, что запланировано, исполняется. Внесенную на съезде в устав КПК идею «трех представительств», суть которой в возможности принятия в партийные ряды бизнесменов и предпринимателей, Л.Кучма назвал «политически мужественным шагом и единственно правильным ответом на глобальные вызовы современности». Об этом он заявил во время встречи с автором идеи — действующим председателем КНР, но бывшим уже генсеком КПК Цзян Цземинем. В ходе бесед с не вошедшими в состав новой партийной верхушки спикером парламента Ли Пэном, вице-премьером Ли Ланцином, председателем народного политического консультативного совета Ли Жуйхуанем гость подчеркнул, что главным фактором успехов Китая последних лет, прежде всего экономических, считает «правильный стратегический выбор КНР — двигаться вперед только своим собственным путем, никого не копировать и не делать ничего под диктовку» — и то, что страна развивается в условиях политической стабильности. А во время беседы с министром обороны Чи Хаотянем заметил, что в мире уважают сильных игроков. Украинский Президент подтвердил неизменность позиции Украины в вопросе «единого Китая», поддержку Украиной КНР в ООН, в том числе в вопросах «Фалуньгун», обеспечения прав человека, Тайваня и Тибета. Его собеседники благодарили за последовательную поддержку Украиной Китая в таких деликатных вопросах.

Китайские лидеры не остались в долгу, высказав «безоговорочную поддержку» Киеву. Не вдаваясь в подробности, Цзян Цземинь заверил, что «Китай будет понимать и уважать решения Украины по внутренним и внешним вопросам, которые принимаются с учетом ситуации в стране, и будет оказывать посильную помощь» (такую цитату председателя приводит официальное агентство «Синьхуа»). Китайский лидер также подчеркнул, что какие бы изменения ни происходили на международной арене, КНР всегда будет считать Украину надежным партнером и другом в Центральной Европе. В Совместной декларации, подписанной двумя президентами, зафиксирована неизменность позиции КНР относительно суверенитета и территориальной целостности Украины, приверженность ранее принятым обязательствам о предоставлении ей гарантий безопасности. Пекин также обещал Киеву всяческую поддержку на пути в ВТО, членом которой сам стал в декабре 2001 г.

Китайские СМИ, в которых за 11 лет нашей независимости не было ни одного антиукраинского материала, уделили должное внимание визиту делегации, вынеся фотографии и сообщения на эту тему на первые страницы изданий и в главные темы теленовостей. В местах встреч украинского Президента неожиданно оказались и корреспонденты западных агентств. Их интересовали, что логично, два вопроса — «Кольчуги» и за что же Кучма все-таки отправил в отставку правительство (несколько ключевых членов которого прибыли в КНР в составе официальной делегации: наполовину отставные украинские министры вели переговоры с коллегами, которые расстанутся со своими креслами в следующем году). Но любопытство «западников», а заодно с ними и украинских журналистов, не было удовлетворено, и совсем не по причине нежелания Л.Кучмы общаться, а по велению китайского протокола. К слову, ни премьерская, ни натовская тематика в ходе встреч не поднималась — это внутренние проблемы Украины.

Помимо упомянутой уже Совместной декларации в Пекине были подписаны также межправительственное Соглашение о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности, протокол между Минпромполитики Украины и комиссией оборонной науки, техники и оборонной промышленности (КОНТОП) КНР о сотрудничестве в области авиационной техники, а также обменные письма о предоставлении Украине помощи Китаем в размере 10 миллионов юаней (1,2 млн. долл.). (Нелишне будет напомнить, что китайцы на регулярной основе «подкидывают» нам подобную помощь во время своих высоких визитов в Киев.) Можно было бы и порадоваться тому, что договорно-правовая база двусторонних отношений, перевалившая уже за 90 документов, пополнилась еще четырьмя. Но некоторое недоумение вызывает то, что ответственные министерства и ведомства Украины, прекрасно знавшие о готовящемся визите много месяцев назад, так и не смогли подготовить к подписанию согласованные (!) уже с китайской стороной такие документы, как меморандум о взаимопонимании между государственной службой экспортного контроля и министерством внешней торговли и экономического сотрудничества КНР о налаживании сотрудничества в области экспортного контроля, соглашение о сотрудничестве между Госкомитетом Украины по вопросам строительства и архитектуры и министерством строительства КНР, протокол между Государственной таможенной службой Украины и главным таможенным управлением КНР об обмене статистическими данными, меморандум о сотрудничестве между Госкомитетом Украины по регуляторной политике и предпринимательству и ассоциацией международного сотрудничества малых и средних предприятий КНР в сфере малых и средних предприятий, меморандум о взаимопонимании между Государственной туристической администрацией Украины и национальной туристической администрацией КНР об имплементации плана организации поездок в Украину организованных туристических групп китайских граждан. А ведь все это было заявлено в программе, и в этом действительно давно назрела необходимость. Еще большее недоумение вызывает то, что Киев, так долго уговаривавший Пекин заключить политический договор о принципах отношений и сотрудничества между двумя странами, не успел согласовать его в соответствующих украинских ведомствах.

Лейтмотив визита — сотрудничество hi-tech

И все-таки не политическая нота, а экономическая стала лейтмотивом этого визита. Причем не экономическое сотрудничество вообще, а в конкретной сфере — научно-технической. Данная тема красной нитью проходила на всех без исключения встречах с китайским руководством. Более предметно она обсуждалась в КОНТОП, где при участии министра промышленной политики Украины Анатолия Мялицы и главы НКАУ Александра Негоды были представлены совместные украинско-китайские проекты по авиастроению и космической технике.

В последний день визита Л.Кучма перерезал символическую ленту и объявил о начале деятельности первого Украинско-китайского высокотехнологического научно-технического парка, расположенного в цзинаньской зоне развития высокотехнологической промышленности (ЦЗРВП), и посадил положенную в таких случаях елку. Примечательно, что ЦЗРВП создана в 1991 году как одна из первых государственных зон, сегодня в ней зарегистрировано более 3000 предприятий, включая 161 высокотехнологическое и 136 предприятий с иноинвестициями.

Первый украинско-китайский технопарк создан в соответствии с соглашением между украинским Минобразования и науки и народным правительством восточнокитайской провинции Шаньдун (июнь 2000 г.) и тем же министерством и городом Цзинань (июнь 2001). Официально строительство инкубатора началось в мае нынешнего года, в сентябре в Киеве на 4-м заседании украинско-китайской межправительственной комиссии по НТС обсуждаются вопросы его строительства, и уже в ноябре производственный корпус площадью 40 тыс. кв. м. сдается в эксплуатацию. Китайская сторона выстроила его на свои средства, и в течение первого года деятельности украинские производственные предприятия и мощности будут размещаться в нем бесплатно. Специалистам будет предоставлено жилье. Уже подготовлен перечень научно-технических проектов, большинство из которых базируется на украинских разработках в отраслях новых материалов, авиастроении, станкостроительной и инструментальной промышленности, точного приборостроения, производства гидравлических резательных машин, лазерной техники и технологий, новых источников энергии, медицинской техники, машиностроения для пищевой промышленности, защиты окружающей среды, селекции новых видов растений и т.д. На начальном этапе будет осуществляться работа по пяти проектам. Еще 50 находятся на стадии рассмотрения. Уже сейчас в Цзинане работает «украинский отдел» — девять специалистов. На конец нынешнего года намечается работа по десяти совместным проектам, на конец 2004 года — уже 20, стоимость промышленного производства которых составит 100 млн. юаней.

Китай в последнее время активно старается привлекать, благо есть чем платить, одаренные научные умы из других стран, в том числе из Украины, пока еще признавая наше превосходство в области высоких и новых технологий. Постоянно увеличивая ассигнования на развитие науки и техники, в 2001 году КНР истратила на научные исследования и эксперименты 104,3 млрд. юаней (12,6 млрд. долл.США), в том числе 3,7 % бюджетных. При этом львиная доля расходов приходится на Пекин, Шанхай и шесть провинций, в числе которых и Шаньдун. Один лишь административный центр этой провинции Цзинань в минувшем году успешно реализовал свыше 200 научно-технических проектов, в том числе 71 программу международного значения. Так что Цзинань выбран в качестве места расположения украинско-китайского технопарка не случайно. К тому же между провинцией Шаньдун и Херсонской областью в 1995 г. было оформлено соглашение о партнерских связях (правда, в самой Херсонской области об этом, похоже, не очень хорошо помнят), а еще раньше, в 1993-м, Соглашение о побратимских отношениях было подписано между городами Одесса и Циндао (той же провинции). Именно Циндао посетил Л.Кучма в ходе своего предыдущего визита в КНР в декабре 1995 года (всего он был в Китае пять раз, из них два — в качестве главы государства).

Еще в Пекине в Китайском комитете содействия международной торговле состоялся 5-й за этот год бизнес-форум. И, несмотря на попытки посольства убедить центр в целесообразности приезда в Пекин представителей какого-либо одного профиля, наиболее отвечающего интересам обеих сторон, тематика встречи оказалась, как и предыдущие четыре раза, весьма «распорошенной». К тому же списки участников пришли настолько поздно, что уже не оставалось времени на то, чтобы подыскать достойных потенциальных партнеров. Нет сомнения, что солидная политическая поддержка, коей являются и визиты высшего руководства страны, способна придать вес предпринимательским начинаниям. Главное, чтобы участившиеся поездки в Китай украинских бизнесменов не превратились в чистой воды туризм. В действительности же гораздо большего эффекта достигают контакты на уровне отдельных регионов и визиты узкоспециализированных работников, участие в тематических выставках (таких, например, как состоявшиеся в Китае в этом году «Пекинская неделя высоких технологий», сварочная выставка «Пекин-Эссен-2002», аэрокосмическая «Чжухай-2002», «Медбиоприбор-2002» в Шанхае и Тяньцзине, строительная в Даляне, в которых приняли участие наши специалисты). Кстати, уже в конце этого месяца — 26—27 ноября в Киеве состоится 7-е заседание Межправительственной украинско-китайской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, в ходе которого, хочется верить, найдут отражение эти проблемы.

Говоря о торговле с Китаем вообще, следует отметить, что, по данным китайской таможни, товарооборот между Украиной и континентальным Китаем за период январь—сентябрь с.г. превысил показатель всего 2001 г. (857,7 млн. долл. США) и достиг 939,1 млн. долл., что почти на 44 процента больше, чем за аналогичный период 2001 г. При этом украинский экспорт в КНР был равен 577,4 млн. долл. (рост на 21,5%), импорт — 361,6 млн. долл. (на 104% больше). (Согласно данным украинской стороны, которая не учитывает экспорт через третьи государства, оборот за девять месяцев составил 665,7 млн. долл., прирост 20%.) Товарооборот Украины с «Большим Китаем» (материк, Гонконг, Тайвань, Макао) превысил за девять месяцев текущего года 1,2 млрд. долл. США. Есть все основания рассчитывать, что по итогам 2002 года двусторонняя торговля достигнет рекордной отметки за всю 10-летнюю историю украинско-китайских отношений.