Сказано — сделано. Как и обещал президент Грузии Михаил Саакашвили, пятого января в стране состоятся досрочные выборы главы государства. Это решение принял в прошедшее воскресенье грузинский парламент, одновременно утвердив отставку Саакашвили и назначив исполняющего обязанности президента. В соответствии с конституцией, им стала глава парламента Нино Бурджанадзе. Помимо президентских выборов в Грузии пройдет и референдум, на который будут вынесены два вопроса. Первый — о сроках проведения парламентских выборов: весной, чего требует грузинская оппозиция, или осенью 2008-го, как того хочет власть. Второй — поддерживают ли грузины вступление своей страны в НАТО.
В президентской кампании, фактически начавшейся месяц назад, намерены участвовать 19 кандидатов. В их числе скандальный грузино-российский олигарх Бадри Патаркацишвили, кандидат объединенной грузинской оппозиции бизнесмен Леван Гачечиладзе, лидер лейбористской партии Шалва Нателашвили, глава пророссийской партии «Имеди» Ирина Саришвили-Чантурия. Среди претендентов на президентский пост явный фаворит — Михаил Саакашвили. И не только потому, что в его руках административный аппарат, а среди его конкурентов, которые постоянно находятся в конфликте между собой, нет сильных и харизматичных лидеров. Главное — Саакашвили все так же популярен у грузин.
По данным некоторых социологических опросов, этому харизматичному политику симпатизируют около 60% избирателей. (Правда, ряд грузинских политологов оперируют другими цифрами. Одни говорят о том, что за Левана Гачечиладзе готовы проголосовать около 60% избирателей. Другие, ссылаясь на телефонные опросы, проведенные в Тбилиси, утверждают, что Гачечиладзе опережает Саакашвили всего лишь на пару процентов.)
В этой ситуации победа Саакашвили кажется предрешенной. Но чтобы она была полной, этому политику нужна победа в первом туре. Она станет доказательством наличия к нему кредита доверия в грузинском обществе. В противном случае, полагают многие в Тбилиси, кризис не будет преодолен, а выборы могут спровоцировать новый виток напряжения. Сегодня ряд факторов негативно воздействует на симпатии избирателей к лидеру революции роз.
Конечно, за годы его президентства в Грузии в два раза увеличился экономический рост, в страну пошел поток иностранных инвестиций. Госбюджет страны теперь формируется за счет собственных ресурсов, а не с помощью американского гранта. В прошлом перебои с электроэнергией и газом. Власти начали серьезную борьбу с коррупцией и преступностью. При этом усиление грузинского государства идет за счет снижения демократических свобод. А экономические реформы привели к ряду социальных проблем. В стране все так же высокий уровень безработицы, а треть населения живет за чертой бедности. Недовольство уровнем жизни негативно отражается и на рейтинге Саакашвили. Поэтому в своей избирательной кампании он сделал ставку на тактику, распространенную на постсоветском пространстве.
Для начала «по состоянию здоровья» в отставку был отправлен не пользовавшийся популярностью у населения премьер-министр Зураб Ногаидели: его премьерство сопровождалось жесткими экономическими реформами, обернувшимися серьезными социальными проблемами для многих грузин. Новым главой правительства стал банкир Ладо Гургенидзе, имеющий двойное гражданство — грузинское и британское. Он сразу же заявил о необходимости повысить пенсии 820 тысячам пенсионеров. Так, уже с первого декабря пенсии увеличатся с 38 до 55, а с первого января 2008 года — до 76 лари (около 48 долл.).
В то же время Саакашвили инициировал увеличение зарплаты учителям на 40 лари: с первого декабря они будут получать уже до 200 лари (около 120 долл.). Учителя также должны будут получить и полный пакет медицинского страхования. Помимо этого Саакашвили обещает своим согражданам реализовать и другие социально-экономические инициативы. Так, во время поездки в Кахетию он дал слово крестьянам уже в 2008 году повысить закупочные цены на виноград, подумать над улучшением технической оснащенности местных хозяйств. Очевидно, что в будущем многие из этих предвыборных посулов послужат причиной для роста инфляции в экономике. Но сегодня Саакашвили не хочет рисковать и делает все, лишь бы привлечь на свою сторону избирателей. Его действия уже дали повод оппозиции заговорить о подкупе избирателей.
Для уверенного в своей победе Михаила Саакашвили также важно, чтобы выборы прошли в полном соответствии с критериями ОБСЕ, чтобы международное сообщество не сомневалось в достоверности результатов голосования. Ведь для грузинского лидера досрочные президентские выборы и референдум — это не только возможность положить конец внутриполитическому кризису, наступившему в Грузии после того, как власти разогнали с помощью слезоточивого газа, водометов и дубинок митингующих сторонников оппозиции. Для Саакашвили это также и эффективное средство восстановить у международного сообщества свое реноме, попутно решая ряд внешнеполитических задач, стоящих перед Грузией. В том числе и те, что касаются членства страны в Организации Североатлантического договора.
Как бы ни уверял в обратном Саакашвили, но сегодня шансы Грузии присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) на Бухарестском саммите альянса выглядят более чем сомнительными. Действия грузинского руководства по разгону митингов оппозиции, прекращение работы телекомпаний «Имеди» и «Кавкасиа» международное сообщество посчитало недемократичными. Появление же на референдуме вопроса о НАТО (напомним, что первоначально на плебисцит планировали вынести только вопрос о дате парламентских выборов) должно еще раз продемонстрировать: поддержка грузинами курса евроатлантической интеграции (а в Грузии таких около 70%) означает доверие к Саакашвили как политику, способному привести страну в Североатлантический альянс.
Очевидно, что грузинское руководство понимает цену ставки и постарается сыграть пятого января максимально честно. Не случайно грузинские власти призывают ОБСЕ прислать в Грузию сотни и тысячи наблюдателей, а также обещают, что «ни одному кандидату не создадут проблему уголовной ответственности, если даже она и имеется». Примечательно, что среди зарегистрированных — Бадри Патаркацишвили, которого власть имущие грозились не допустить к выборам, поскольку он, дескать, «готовил свержение действующей власти». (Правда, экс-министру обороны Ираклию Окруашвили повезло меньше: в Германии он был арестован прокуратурой по просьбе грузинской стороны. В Тбилиси бывший соратник Саакашвили обвиняется во взяточничестве, отмывании денег, злоупотреблении служебным положением.)
Но, помимо проведения оппозицией свободной предвыборной кампании, проведения честных и прозрачных выборов, наличествуют и другие факторы, определяющие отношение стран трансатлантического сообщества к режиму Михаила Саакашвили и влияющие на принятие решения о присоединении Грузии к ПДЧ в следующем году. Речь идет о телекомпании «Имеди»: она, в отличие от «Кавкасиа», так и не возобновила свою работу после отмены чрезвычайного положения. Грузинские власти аргументируют свое решение приостановить действие лицензии тем, что эта телекомпания выполняла заказ Бадри Патаркацишвили и целенаправленно призывала население к участию в уличных акциях протеста и свержению власти.
Однако представители европейских и евроатлантических институтов полагают, что «Имеди» — альтернативный источник информации, существование которой является частью плюралистического общества, и призывают Тбилиси разрешить работу телекомпании. Вполне возможно, что Саакашвили прислушается к этим словам. Но куда важнее, чтобы он сделал правильные выводы из нынешнего внутриполитического кризиса и не повторял свои ошибки в отношениях с оппозицией во время второго президентского срока.