Политика добрососедства в последнее время выныривает в публичном и экспертном дискурсах, когда речь идет о поисках путей налаживания двусторонних отношений с государствами-соседями Украины.
И хотя нельзя сказать, что отношения были безоблачными в предыдущие периоды, но с 2014 г. украинцы почувствовали все различия и, возможно, "уникальность" соседей, окружающих Украину по суше.
Это особенность не только Украины: межевание разных государств с другими государствами-соседями преисполнено столетий общих исторических и общественных трансформаций, войн, конфликтов и былых обид. Поствоенное обустройство государственных проектов происходило по воле тогдашних победителей, поэтому справедливость и учет национальных интересов не всегда становились решающим фактором.
Таким является и регион Центральной и Восточной Европы, где у Украины непростой бэкграунд в отношениях с соседями. Но в нашем случае ситуацию усложняет российская агрессия против Украины, добавившая дополнительные разделительные линии и в без того непростые отношения с соседями. Сейчас из семи государств, с которыми Украина имеет общую границу (Беларусь, Молдова, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Венгрия), трудно найти две страны, подходы к которым не требовали бы уникальных решений и нетривиальных дипломатических инструментов.
Можно по-разному классифицировать соседей, но сейчас на первое место выступает фактор безопасности. Готовя внешнеполитические рекомендации будущим парламентариям в июле 2019 г., украинские эксперты условно разделили соседей на следующие группы:
- партнерские двусторонние отношения, не омраченные определенными проблемами/разногласиями (Словакия);
- конструктивные отношения, обремененные определенными проблемами/разногласиями (Польша, Румыния);
- противоречивые отношения, требующие постоянного внимания и бдительности (Беларусь, Молдова, Венгрия);
- вражеские отношения, которые характеризуются высоким уровнем угроз и конфликтностью, требуют принятия мер защиты, сдерживания и обороны (Россия).
Политика добрососедства должна была бы быть неотъемлемой частью стратегии внешней политики, которая четко связывает украинские национальные интересы в географических регионах, исходя из наших ресурсных возможностей, глобальных и региональных тенденций развития системы международных отношений. Пока нет стратегии как более общего стратегического документа, нечего и думать о вероятности появления контуров украинского добрососедства.
На первый взгляд, принимая во внимание идеологические и политические особенности наших соседей, трудно себе представить, что должно было бы лечь в основу политики добрососедства Украины. Но проанализировав отношения с теми странами, с которыми Украина имеет общие историю и границу, можно выделить отдельные направления формирования общих интересов и будущего оживления секторной кооперации.
Тень России в двусторонних отношениях с соседями
Мы должны четко осознавать, что до конца российской агрессии в Украине и восстановления территориальной целостности Украины в отношениях с другими шестью странами-соседями будет чувствоваться фактор России. Соседние страны, выстраивавшие стратегические политические и экономические отношения с Россией, а также имеющие сильные исторически обусловленные связи, будут пытаться удерживать два "параллельных" трека - отношения с Украиной и отношения с Россией.
Украина должна прагматически подходить к такому развитию событий и максимизировать выгоды от сотрудничества с соседними странами в сферах, относящихся к общим интересам. Отношения с Беларусью могут показать хороший пример, как Киев и Минск пытаются увеличивать объемы торговли, несмотря на противоположные векторы геополитического направления.
Упорядочение сложных вопросов двусторонних отношений
Невозможно решить или оставить позади сложные вопросы между государствами-соседями, вызванные прошлым. Но важно начать с системного осознания количества таких щекотливых страниц в отношениях, а также их места и роли в построении двусторонних отношений.
Своеобразная "кодификация" максимального количества событий и фактов в двусторонних отношениях, по-разному оцененных сторонами, может дать понимание институционного и содержательного наполнения работы со сложными темами. Эту работу должны выполнить незаангажированные специалисты-историки, юристы и социологи.
Диверсификация институционных форматов
Соседи требуют большего внимания к себе из-за большего количества вопросов, общего интереса. Максимальная деполитизация при формировании широкой институционной базы общих межправительственных и межведомственных комиссий и рабочих групп должна дополняться формированием среднесрочных дорожных карт. Здесь сейчас заметна полная разбалансировка на политическом фоне.
Если, например, украино-белорусская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству провела 27-е заседание в декабре 2019 г., то аналогичная комиссия по Венгрии провела 3-е заседание аж в декабре 2013 г. А кроме торговли, еще много вопросов требуют внимания на уровне общих рабочих органов - безопасность, транспорт, меньшинства, экология и т.п.
Довольно разветвленная институционная база сотрудничества с Польшей, которая отчасти тоже может служить как образцом для наследования, так и предупреждением о необходимости деполитизации отдельных двусторонних органов.
Граница дружбы
Именно государственные границы, несмотря на быстрые процессы глобализации, все еще выступают шрамами истории, а не линиями поиска согласия и процветания. Большему доверию и безопасности будет содействовать завершение демаркационных процедур Украины, где эта работа происходит все еще не так гладко (особенно с Беларусью и Молдовой).
Общая граница Украины должна перестать быть фактором опасности, коррупции и контрабанды. Путями для движения вперед являются, однозначно, максимальное увеличение количества пунктов пересечения границы, обустройство пограничной и таможенной инфраструктур, упрощение и автоматизация таможенных процедур и пересечения границы. Несмотря на понятность и приоритетность задачи, мы все еще сталкиваемся с медленными темпами выхода на предоставление достаточных и приемлемых пограничных услуг (Польша, Венгрия, Словакия).
Стратегические экономические партнеры
Посмотрев на торгово-экономическую статистику за первое полугодие 2019 г., мы увидим, экономические отношения с какими иностранными государствами можно назвать стратегическими. В 15 партнеров по объемам экспорта из Украины вошли Польша (1-е место), Россия (2), Венгрия (10), Беларусь (11), Румыния (14) и Чехия (15), в то время как по импорту в Украину в топ-15 можно отнести Россию (1), Польшу (4), Беларусь (5), Венгрию (10), Чехию (13). Традиционно низкий уровень инвестиционного взаимопроникновения.
Впрочем, в отношениях с соседями условный статус стратегического экономического партнера предусматривает прежде всего усиление кооперационных взаимосвязей, увеличение количества бизнес-субъектов, имеющих общие экономические интересы (оставив пока что кейс России). Не секрет, что бизнес - один из лоббистов на уровне национальных правительств. Поэтому чем больше взаимное присутствие, тем больше шансов, что повестка дня двусторонних отношений будет прагматической. Здесь уместно внимательнее посмотреть в сторону Венгрии, Словакии, Молдовы.
Политика "второго дома"
Переориентация и усиление миграционных процессов, сложные социально-экономические условия в Украине заставляют миллионы украинских граждан искать лучшей судьбы за границей. Текущий дефицит рабочей силы в Польше, Словакии, Венгрии и Чехии обеспечивается достаточным легальным и нелегальным предложением по Украине.
Эндемичность процессов трудовой миграции в страны Центральной Европы сейчас не обеспечена соответствующим уровнем сотрудничества Украины с соседними странами в вопросе создания надлежащих социальных условий и стандартов защиты украинцев за рубежом.
Домашняя работа как средство улучшения отношений
Улучшение отношений с соседями непосредственно касательно к теме успешности преодоления коррупционной гидры в Украине. Перезагрузка и демократизация антикоррупционной, правоохранительной и судебной систем позволит привлечь большее внимание к экономическому и инвестиционному потенциалу Украины. Мы должны отнестись к этому вопросу со всей серьезностью, ведь соседям через плетень лучше видны все неурядицы в Украине, которые трудно спрятать за красивыми лозунгами и заявлениями.
Предлагаю несколько первоочередных мер, которые может использовать Украина уже в 2020 г., чтобы приблизиться к более стабильному очертанию политики добрососедства.
1. Построение двусторонних отношений с соседями должно больше включать персональное ангажирование глав государств. Установление персональных хороших отношений между руководителями может дать необходимый политический сигнал к поиску согласия в сложных вопросах. Можно говорить о положительном примере встречи Владимира Зеленского с Анджеем Дудой и Александром Лукашенко. Целесообразно по дипломатическим каналам активизировать наработку повестки дня встреч на высшем уровне с Венгрией и Румынией в начале 2020 г.
2. Надо пытаться восстановить работу в двусторонних межправительственных органах, годами не работающих из-за политических мотивов и, соответственно, не позволяющих выйти на планомерную реализацию обоюдно важных решений.
3. Киев должен уделять больше внимания даже символическим попыткам соседних государств поддержать процесс реформ. Следует избегать ошибки, которая, к сожалению, иногда просматривалась в прошлом, когда Украина отдавала предпочтение крупным "зажиточным" странам, а опыт соседей и их потенциал иногда игнорировала. Главное правило для будущей политики добрососедства - внимание к советам и помощи со стороны соседей, несмотря на сравнительно скромные предложения с их стороны. Интересным направлением для Украины являются исследование и адаптация опыта в решении сложных вопросов между странами - нашими соседями. Например, словацкий подход к решению сложных вопросов с Венгрией может заслуживать отдельного внимания.
4. В 2020 г. пора восстанавливать активный трек парламентской дипломатии. Парламенты - орган политического представительства и законотворчества - нередко становились и источником напряжения в двусторонних отношениях. Активизация межпарламентского сотрудничества Украины со всеми соседними странами (за исключением России) тоже должна содействовать улучшению политического климата в двусторонних отношениях.
5. Украинской власти совместно с руководством соседних стран необходимо разработать рамки новой межгосударственной социальной политики, которая в среднесрочной перспективе упрощала бы условия пребывания украинцев за границей, а в долгосрочной - создавала стимулы для их возвращения в Украину. Такая политика будет выгодной как Украине, так и странам-соседям.
6. Больше внимания следует уделять и экологическому сотрудничеству в пограничных регионах, особенно в вопросе предотвращения возможных негативных последствий от природных ненастий и потенциальных техногенных катастроф. Здесь может быть полезным ЕС и помощь для отрабатывания совместных действий.