UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как израильтяне в Сирию летали

Ровно месяц назад (в ночь на 6 сентября) израильские самолеты нарушили воздушное пространство Сирии и нанесли удар по наземной цели...

Автор: Виталий Федянин

Ровно месяц назад (в ночь на 6 сентября) израильские самолеты нарушили воздушное пространство Сирии и нанесли удар по наземной цели. Это событие могло бы не вызвать такого резонанса и стать очередным предупреждением Дамаску о том, что Израилю что-то не нравится в поведении своего северного соседа. Так было в 2003 году, когда израильтяне разбомбили тренировочную базу радикальной группировки «Исламский джихад» недалеко от сирийской столицы. Так было и в 2006-м, когда четыре F-16 израильских ВВС пролетели над летней резиденцией президента Сирии Башара Аль-Асада в Латакии, таким образом предупредив его, что не стоит оказывать содействие радикальным палестинским группировкам, включая «Хамас».

Однако в этот раз все кардинально отличалось. Во-первых, этим летом напряженность на сирийско-израильской границе достигла такого уровня, что обе стороны говорили о возможности возникновения вооруженного конфликта. Во-вторых, Израиль не только до сих пор не прокомментировал действия своих военных, но буквально сразу после первых сообщений об атаке цензура Армии обороны Израиля запретила обсуждать инцидент. Израильские СМИ до 2 октября, когда запрет отменили, были вынуждены ссылаться на американские, арабские или европейские издания.

В условиях отсутствия официального пояснения причин со стороны как Израиля, так и Сирии информационный вакуум вокруг израильской атаки быстро наполнился версиями произошедшего. Самым угрожающим и сенсационным стал вариант, раскрученный двумя авторитетными американскими газетами — The New York Times и The Washington Post. Ссылаясь на информированные источники в Белом доме и Пентагоне, они сообщили, что Сирия якобы начала разработку собственной ядерной программы, сотрудничает в данной сфере с Северной Кореей, а израильские самолеты положили этому конец, уничтожив ядерные объекты.

Следует, однако, признать эту версию больше похожей на дез­информацию, нежели на дейст­вительность. Если уж и говорить о сирийской ядерной программе, то явно не в таких масштабах. Сирия имеет собственный исследовательский реактор. Инспекторы МАГАТЭ были там в середине 2004 года и не нашли ничего подозрительного. С тех пор ничто не вызывало беспокойства международной организации по атомной энергии. Это и неудивительно, ведь дороговизна ядерных исследований заставляет Сирию сделать ставку на химическое оружие. Сирийс­кий арсенал боевых отравляющих веществ считается крупнейшим на Ближнем Востоке.

Кроме того, что дезинформация должна была отвлечь внимание от реальной причины, в условиях непрекращающейся на Ближнем Востоке информационной войны ей отводилась роль фактора, оказывающего давление. Кстати, Дамаск сам дал повод поговорить о своих ядерных амбициях, довольно активно налаживая двусторонние отношения с Северной Кореей. Возможно, основным объектом давления должна была стать даже не Сирия, а КНДР, готовившаяся к очередному раунду шестисторонних переговоров.

Но, возвращаясь к теме, необходимо пояснить, почему все-таки сирийская ядерная программа на данном этапе может существовать лишь теоретически. Первая и основная причина – слишком ограниченные экономические, промышленные и научно-технические ресурсы. Когда ты не обладаешь необходимыми возможностями, риск ядерного сотрудничества, по меньшей мере, неоправдан, а в условиях, когда из-за этого абсолютно реально оказаться под давлением жестких экономических санкций, а также международной блокады, — просто глупость.

Если бы израильтяне уничтожили какой-либо ядерный объект, остались бы радиоактивные следы, которые бы давно выявили. Кроме того, израильские спутники пристально следят за территорией Сирии, и не упустили бы из виду строительство подозрительных объектов в пустынной местности в районе города Дейр Аз-Зор, где располагается обвиняемый в секретных разработках Центр изучения засушливых районов и неплодородных земель. При помощи спутниковой разведки израильтяне их обязательно выявили бы, и при атаке не преминули бы провести мощную антисирийскую информационную кампанию. Не стали бы они молчать и по поводу уничтожения груза оружия для боевиков ливанской «Хезболлы». Наоборот, попытались бы наглядно продемонстрировать международному сообществу пособничество Сирии радикальным организациям.

Как мы видим, ничего этого не произошло. Израиль продолжает «молча гордиться» успешной операцией. Рейтинг премьер-министра Эхуда Ольмерта после нее увеличился, несмотря на то что израильское население до сих пор точно не знает причин произошедшего. А лидер парламентской правой оппозиции и партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху даже открыто заявил, что принимал участие в организации рейда в сирийские тылы и поздравил премьера с его успешным завершением. Канцелярия Э.Ольмерта, конечно, обвинила его в «государственной безответственности», но отрицать сказанное им не стала.

Что же тогда действительно делали израильские самолеты в небе над Сирией? И что отказывается комментировать руководство Израиля? Об этом корреспондентка британской Би-би-си попыталась спросить у Башара Аль-Асада, но он ушел от конкретного ответа. По словам сирийского лидера, было атаковано «строящееся неиспользуемое военное здание», а о целях полета необходимо спрашивать у самих израильтян. «Инцидент отображает агрессивную суть Израиля, его нежелание достичь мира. Вот что Сирия видит в этом инциденте. Причины атаки нас не интересуют», — подчеркнул он.

С самого начала сирийские СМИ сообщали, что самолеты ВВС Израиля сбросили боеприпасы на открытой местности после того, как были обстреляны сирийскими средствами ПВО. Отсутствие дальнейшей детализации инцидента вызывало некоторое подозрение. Своим заявлением Башар Аль-Асад попытался приподнять завесу таинственности. Однако он не только не назвал причину полетов, но даже сказал, что она вообще его стране неинтересна, чего, на самом деле, быть не может. В результате своей фразой «спросите израильтян» Башар Аль-Асад просто перевел стрелку в сторону Израиля.

Истинная причина полета израильских самолетов над Сирией, очевидно, довольно деликатна, чтобы открыто ее обсуждать. И если Израиль не сделал этого сразу, то, скорее всего, не сделает и в ближайшем будущем. По градации деликатности на первом месте среди причин стоит проверка возможностей российских систем противовоздушной обороны, стоящих на боевом дежурстве в Сирии. Замалчивание этого связано с позицией России, которая, кстати, одной их первых отреагировала на инцидент. МИД РФ не стал осуждать действия израильтян, но высказал надежду, что в будущем такого не повторится.

Противостояние России и Израиля в деле поставок вооружений в Сирию началось после демонстративного полета израильских самолетов в конце июня 2006 года над летней резиденцией Башара Аль-Асада в Латакии. Сирийский лидер обратился к Москве с просьбой помочь. Та, несмотря на противодействие со стороны израильтян, решила поставить Сирии зенитные комплексы класса «земля-воздух» SA-18 («Игла»). Израиль был возмущен действиями России и аргументировал это тем, что ракетные комплексы могут попасть в руки радикальных организаций. Позиции сторон абсолютно понятны: россиянам — продавать оружие, а израильтянам выгодно сохранять свое военное преимущество. Никто из них своими интересами поступаться не собирается. В результате — обыкновенный конфликт интересов, в центре которого оказалась Сирия.

Дамаск решил не останавливаться в деле переоснащения устаревших образцов вооружений и в конце прошлого года с кратким рабочим визитом в Москву прибыл Башар Аль-Асад. Основным моментом переговоров стала закупка крупной партии противотанковых ракетных комплексов «Корнет» и партии зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». В середине августа этого года первые 10 из 50 «Панцирей» встали на боевое дежурство в военных частях в районе города Дейр Аз-Зор. Именно туда и летали израильские истребители. Если так и было, то несложно догадаться, что Израиль пытался на деле выяснить новые возможности сирийской системы ПВО, зоны покрытия радаров и коридоры, по которым можно летать, оставаясь вне зоны радарного покрытия.

Заслуживает также внимания вариант отработки израильскими ВВС атаки на иранские ядерные объекты. На это указывают найденные на территории Турции дополнительные топливные баки. F-15i, которые участвовали в операции, имеют радиус действия около двух тысяч километров, чего вполне достаточно для атаки объекта на территории Сирии. Дополнительные топливные баки необходимы для действий на более дальних расстояниях. Как известно, один из маршрутов в Иран проходит через Сирию и Ирак, а второй – Иорданию и Ирак.

Затрагивая иранскую тему, нельзя упускать из внимания и такую заинтересованную сторону, как США, которые если и не принимали участия в операции, то, по крайней мере, знали о ней точно. Ведь российские системы ПВО стоят не только в Сирии, но и в Иране. А при планировании ракетно-бомбового удара по иранским ядерным объектам важно знать их возможности.

Израиль также использовал мощные средства радиоэлектронной борьбы. Ее действие ощущалось не только на территории Сирии, но и Ливана. По словам ливанского министра связи Марвана Хамады, проблемы с мобильной связью на территории страны ухудшились после инцидента в сирийском воздушном пространстве. Он отметил, что для глушения связи Израиль использует специальные устройства, установленные на самолетах и кораблях. Скорее всего, возможности этих устройств по глушению радаров и были успешно апробированы в Сирии ночью 6 сентября — по некоторым данным, именно потому Россия направит своих экспертов для усовершенствования ПВО Сирии.

Израильтяне, очевидно, должны понимать, что полетами над Сирией сами играют на руку россиянам, для которой сирийско-израильская напряженность выгодна. Ведь чем сильнее Израиль злит Дамаск своими воздушными выпадами, тем больше систем ПВО Москва сможет продать.

Израиль не ошибся в своих расчетах. Несмотря на заявления об эскалации напряженности в отношениях с Дамаском, он не побоялся проводить операцию. Если бы израильтяне были уверены, что подобный шаг приведет к войне, они бы его не совершили. Такое суждение в интервью Би-би-си подтвердил Башар Аль-Асад. Президент САР заявил, что его страна сохраняет за собой право на адекватный ответ, но это не означает ракетных обстрелов или бомбардировок, поскольку такой вариант разрушит возможность для мира между странами. Однако он заметил: если стороны балансируют на грани между миром и войной, то в конце концов что-то из двух случится, и третьего здесь не дано. Иными словами, в этот раз Сирия просто была не готова ответить войной. Израиль это знал. Но так не может продолжаться вечно, ведь все когда-нибудь ошибаются. Альтернативой этому хождению под куполом без страховки остаются лишь старые добрые мирные переговоры.