UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как важно быть (не)серьезным

Будет ли новый лидер ХДС и кандидат на пост канцлера Германии «торговать душой»?

Автор: Вадим Нагайчук

8 февраля 2020 года премьер-министр федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Армин Лашет поправил бабочку и запонки, критично оглядел свой изящный фрак, улыбнулся, надел на голову детский праздничный колпак и вышел на сцену. Начиналась торжественная церемония награждения немецкого политика (который уже через год станет мировым ньюсмейкером) удивительной премией — орденом «Против зверской серьезности».

Вот уже в течение 70 лет Аахенский карнавальный союз присуждает эту награду известным личностям в разных сферах — от шоу-бизнеса до политики. Присуждает за то, что им, людям, достигшим своих Олимпов, ничто человеческое все еще не чуждо. В первую очередь — чувство юмора и умение улыбаться. Армин Лашет, харизматик, привыкший быть душой компании и завоевывать чужую симпатию во многом благодаря своему часто шутливому стилю общения, награде был искренне рад. Тем более, в сопутствующей формулировке указывались также два других его важных качества — прагматизм и умение находить компромиссы.

Армин Лашет/Facebook

Кардинально отличаясь от Ангелы Меркель повадками, Армин Лашет тем не менее очень близок к ней в политических воззрениях. «Турецкий Армин», как прозвали его ультраправые критики, всегда разделял взгляды фрау канцлерин в отношении мигрантов. «Европейский Армин» был и остается убежден в том, что Европа — это и есть главный ответ, ради которого необходимо выстраивать мосты и объединяться со вчерашними оппонентами. А «христианско-демократический Армин» состоит в родной партии с 18 лет, придерживается центристских взглядов и готов ради нее на многое. Его политическая карьера — история взлетов и падений, выигранных и проигранных выборов, депутатства в Бундестаге и депутатства в Европейском парламенте, смены регионального уровня на глобальный, транзитов и возвращений. Азартный и живой, добродушный, но не легкомысленный, отстаивающий интересы большого угольного бизнеса, но поддерживающий реализацию амбициозного европейского Зеленого соглашения, контактный и принципиальный, готовый слушать и любящий говорить, 22 января Армин Лашет официально стал новым лидером ХДС и получил пусть пока и призрачный, но все же шанс занять кресло канцлера.

А еще за странное и противоречивое лавирование между интересами добытчиков угля и зеленой мечтой в масштабах европейского континента сразу же получил гневный твит о себе от движения Fridays for Future. Немецкие «Зеленые» новым лидером ХДС, скорее, довольны.

Капитан команды vs. CEO корпорации

На виртуальных выборах главы партии христианские демократы, по сути, выбирали из двух противоположностей: прогрессивного «меркелиста» Армина Лашета и последовательного критика нынешнего правительства Фридриха Мерца, который до этого, к слову, проигрывал и самой Меркель.

Фридрих Мерц / фото Лоренс Чаперон

В пользу Мерца говорила идущая в рядах христианских демократов дискуссия о необходимости крена вправо — в первую очередь ради оттягивания голосов у ультраправой «Альтернативы для Германии». Лашет парировал: «Нам точно так же нужно удерживать центр. И вообще не допустить возможности коалиции «Зеленых», социал-демократов и переименованной в Die Linke («Левая») бывшей соцпартии из ГДР, все еще популярной в восточных землях». Теперь же Армину Лашету, видимо, предстоит совершить акробатический трюк, доступный доселе преимущественно поэтам — «качнуться вправо, качнувшись влево».

На партийных выборах Фридрих Мерц отстаивал идею корпорации с четким разделением обязанностей между департаментами и высококлассным топ-менеджером (то есть самим Мерцем). Причем идея выходила за рамки ЗАО ХДС. По сути Мерц рассуждал в масштабах общества с почти безграничной ответственностью и 83 миллионами акционеров о корпорации «Германия».

Армин Лашет, привыкший больше к правительственным зданиям, чем к опенспейсам, коворкингам и прочим эджайлам, отстаивал старый добрый командный принцип. И команда сказала ему «Да, капитан!».

Впрочем, победу с результатом 53% против 47 вернее было бы сформулировать как «Давайте попробуем, капитан». По сути, в день голосования партия отказалась от резких перемен — во многом во имя стабильности самой партии. Мир все еще выдыхает после того, как человек, подававший себя публике великим волшебником Гудвином, оказался не самым талантливым фокусником Бэдфейлом с повадками «нового русского» из девяностых (учителя были хорошие, да), сел в свой вертолет цвета хаки и покинул Белый дом. Параллельно Европа массово вакцинируется от коронавируса, пытаясь при этом использовать сам коронавирус и методологию борьбы с ним как прививку от популизма. В общем, в мире политики возрождается мода на объединяющие идеи, а слово «поляризация» все больше обрастает негативными коннотациями. И в этом мире классический центристский подход имени Ангелы Меркель выглядит разумным решением.

Тем более далеко не факт, что именно Армин Лашет поведет объединенные ряды ХДС/ХСС на сентябрьские выборы в Бундестаг. Пока что симпатии публики, экспертов и букмекеров на стороне лидера ХСС — консерватора, решительного, даже чуть резкого политика и наконец просто баварца Маркуса Зёдера. Окончательное решение будет приниматься только в марте — после проведения местных выборов в двух важных и показательных федеральных землях. Сам же Армин Лашет неоднократно давал понять, что готов уступить, если это будет нужно для победы.

Пока что премьеру Северного Рейна-Вестфалии, самой западной земли Германии, граничащей с Нидерландами и Бельгией, можно отправиться на экскурсию в другой конец своей страны — в восточные земли, все еще в определенной степени «застрявшие» на границе между ГДР и ФРГ. Да, одним из главных вызовов для кандидата в канцлеры — будь то Лашет или Зёдер — станет завоевание сердец востока Германии. То есть сердец людей, которые спустя 30 лет после объединения все еще переживают то ли комплекс бедного родственника, то ли тяжелый подростковый период интеграции. Старания украшенных хохломой социалистических властей ГДР, деятельное участие совдепа, КГБ и всех «нижеподписавшихся», советская эстетика депрессивного мрака приучили восточных немцев к простым ответам (и таким образом к хорошо знакомой нам плановой системе аккумуляции нерешенных вопросов). Именно в землях, из которых когда-то состояла ГДР, пользуются наибольшей популярностью партии, расположенные на экстремальных краях политического спектра — «Альтернатива для Германии» и Die Linke. Чуть подсдавшие за пандемию, эти два проекта вновь начинают показывать хоть минимальный, но прирост. И этого не хотят ни ХДС, ни ХСС. Ни уж, тем более, ХДС/ХСС.

Также перед новоизбранным лидером ХДС стоит задача «стать главой немецких христианских демократов для всех немецких христианских демократов». Начал он с фразы, где фирменные шутки не становятся прибаутками, а четко дают понять, сколько в них доли той самой шутки, а сколько — правды и готовности к компромиссу: «Я знаю, что среди вас много фанатов Фридриха Мерца. Да что там. Я и сам фанат Фридриха Мерца. И Фридрих Мерц нам очень нужен в партии».

Отравленный трубомостстрой

Армин Лашет/Facebook

Корабли (в любых количествах) могут долго лавировать-лавировать, но очень редко могут вылавировать. Армин Лашет славится умением «строить мосты» — находить взаимопонимание с очень разными оппонентами и даже постепенно перетягивать их на свою сторону. Это хорошее качество для политика — до тех пор, пока он не получает реальную власть. Потому что можно долго подмигивать и тем, и этим, но от настоящего лидера (тем более немецкого) ожидают прямолинейности в принципиальных вопросах.

И вопрос отношений с современной Россией — определенно один из них. Помимо прочего за свою длинную и разнообразную политическую жизнь Армин Лашет успел снискать славу (скорее, обзавестись не самый приятным флером) Putinversteher'а — человека, готового понимать Путина. Нет, Лашет не российский агент и уж тем более не модифицированная версия печально известного в Украине Герхарда Шрёдера. Он прекрасно понимает суть проблемы, но, кажется, полагает, что со всеми можно договориться, если немного подыграть. Тут — промолчать, там — не ту терминологию употребить, здесь — высказаться за диалог и так далее. Однако в феврале 2020 года немецкая журналистика таки додавила Лашета сакраментальным вопросом «Чей Крым?» («Украинский, временная российская оккупация грубо нарушает международное право») и заставила высказаться по всем ключевым вопросам немецко-российской повестки. И в преддверии выборов главы ХДС и последующих канцлерских у Лашета наконец нашлись правильные ответы. И про Украину, и про Сирию. Впрочем, ответы нашлись, а осадочек остался.

В последнее время Лашета часто критикуют за его публичную позицию о том, что не стоит связывать вопрос достройки Nord Stream-2 и отравление Алексея Навального. В этом, однако, есть доля всеобщего лицемерия: точно такой же непубличный консенсус существует между многими ключевыми игроками Германии. Есть и доля рациональности: ранее Армин Лашет уже поддавал сомнению историю отравления Скрипалей в Солсбери.

После задержания российского оппозиционера, чья жена по дороге домой в самолете цитировала фильм «Брат-2», и который сразу же по прилету милостью Кремля был отправлен в места, где цитатами Балабанова не общаются, а живут, немецкий политикум разразился агрессивными комментариями. Вот только Армин Лашет свою «глубокую озабоченность» долго сдерживал. Правда, спустя несколько дней и критических замечаний в прессе он все же заявил о недопустимости действий Кремля.

Очевидно, что Лашету придется переформатировать свой подход к России — и как главе ХДС, и тем более как кандидату в канцлеры. И очевидно, что он исходит из того, что «но подождите, ваши меры и санкции не работают, давайте все же попробуем поговорить». Пусть даже и с дьяволом, добавит он, возможно, про себя.

И это будет ошибкой. Дьяволу не нужны собеседники. Ему нужны продавцы собственных душ.

И я верю, что политик, которому христианские демократы доверили вести свою партию, католик, который верит в Бога и свободу как высшую ценность, да и к тому же человек, далекий от того, чтобы впадать в грех уныния (несерьезный приз — тому подтверждение), своей душой не торгует.

И точно так же в его прейскуранте отсутствуют как Германия, так и Европа.

Потому что и у современных корпораций, и у всех настоящих команд есть неподдельные ценности, которые держат их вместе и позволяют находить взаимопонимание с собой и друг с другом. А у современной России есть, к сожалению, только дряхлые скрепы, кое-как сдерживающие огромную разочарованную страну и позволяющие находить не добро в себе, а лишь изъяны в других.

Больше статей Вадима Нагайчука читайте по ссылке.