UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Россия планирует использовать «Северный поток-2» с разведывательной целью

Утратит ли НАТО доминирование на Балтике?

Авторы: Михаил Гончар, Андрей Рыженко

По сообщениям российских СМИ, газопровод «Северный поток-2» сертифицирован, заполнен технологическим газом и готов к началу коммерческой эксплуатации. Остановка за малым — получить разрешение регулятора, которое тормозит немецкая сторона. Скоро мы узнаем, это постановочное торможение или в Берлине действительно стараются соблюсти, пусть формально, процедуру выдачи разрешения. Но, независимо от этого, в вопросе российских газовых потоков через Черное море и Балтику остаются белые пятна. В частности о возможности использовать их коридоры и сопутствующую инфраструктуру вовсе не с целью ведения газового бизнеса. И речь идет не только об угрозе дополнительной милитаризации Россией Балтики под предлогом защиты новопостроенной критичной энергетической инфраструктуры от «агрессивных действий со стороны США и НАТО», но и о создании Россией скрытых преимуществ, чтобы лишить Альянс доминирования на Балтийском ТВД.

Скрытая активность

В последние годы в публикациях украинских, польских и американских изданий отмечалась активность определенных подразделений российского ВМФ в зоне коридоров морских газопроводов, а также тот факт, что на захваченных у Украины добывающих платформах в Черном море установлены радары и гидроакустические системы, позволяющие РФ контролировать подводное и надводное пространство. Конечно, радары типа «Нева», установленные на платформах, бросаются в глаза. А то, что делается под водой, не так заметно. Однако, как известно, нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Теперь, благодаря мониторингу открытых и корпоративных источников, появляются интересные подробности. Во время завершающего этапа работ по достройке газопровода «Северный поток-2» — с 10 апреля по 30 августа 2021 года — в зоне их выполнения были замечены военнослужащие отдельных специальных частей Военно-морского флота РФ. Сводная группа специального назначения в количестве 18 человек находилась поочередно на борту гражданских судов Морской спасательной службы Федерального морского агентства Министерства транспорта РФ — буксира «Капитан Беклемишев» и многофункциональных аварийно-спасательных судов «Спасатель Карев» и «Бахтемир».

Участники сводной группы были идентифицированы как принадлежащие к некоторым особым частям ВМФ РФ:

— группа из четырех человек Главного управления глубоководных исследований МО РФ (ГУГИ), или военная часть № 45707 из главного подразделения ГУГИ, базирующегося в Петергофе;

— группа из семи человек 313-го Отдельного отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами Балтийского флота ВМФ РФ (базируется в г. Балтийск близ Калининграда);

— группа из семи человек 342-го аварийно-спасательного отряда Балтийского флота ВМФ РФ (базируется в г. Балтийск).

Что собой представляет в/ч 45707? Это одна из наиболее засекреченных военных частей РФ, которая планирует и выполняет специальные подводные операции. Гидронавты ГУГИ занимаются разведывательной деятельностью — прослушивают кабели связи, устанавливают на морском дне различное оборудование, а также собирают обломки кораблей, самолетов и спутников — как своих, чтобы не попали в чужие руки (НАТО), так и чужих — для получения информации об уровне технологических разработок возможных противников (НАТО). ГУГИ также занимается планированием и предварительной подготовкой масштабных диверсий на трансатлантических волоконно-оптических линиях связи (ВОЛС) между Европой и Северной Америкой на определенное время «Ч», когда Россия решит нанести удар по НАТО.

Повышенная активность сводной группы наблюдалась в исключительных морских экономических зонах Дании и Германии в зоне прохождения подводных ВОЛС «Baltica» (соединяют Польшу, Швецию, Данию) и «Denmark — Poland-2» (соединяют Польшу с островом Борнгольм). Подозрительная активность наблюдалась в коридоре 2—3 мили от трубопровода. В Балтике есть много подводных коммуникаций — и ВОЛС, и силовые кабели.

Специальное оборудование

В этом случае внимание привлекает не только персонал, но и судна, на борту которых находилась сводная группа. «Бахтемир» — новейшее российское судно своего класса, поступившее в морские спасательные силы в 2019 году, оборудованное мобильной водолазной станцией быстрого развертывания для спуска водолазов на глубины до 60 м и телеуправляемым безэкипажным подводным аппаратом легкого типа МСС-3000. Его особенность заключается в том, что он оснащен манипуляторами с тросорезами, ножами и резаками. Именно то, что нужно для выполнения диверсий на ВОЛС.

Кроме МСС-3000 на борту «Бахтемира», группа имела собственный телеуправляемый подводный аппарат «Марлин-350», предназначенный для выполнения различных подводно-технических работ, в том числе с кабелями, на глубинах до 350 м. Для неглубокой Балтики этого достаточно. Аппарат также оснащен манипулятором хватательного типа и находится на вооружении ВМФ ВС РФ согласно тайному приказу министра обороны № 574 от 30.09.2015 года.

Формально на указанные суда было возложено выполнение охранной функции для судов-трубоукладчиков — «Фортуна» и «Академик Черский». Водолазная группа выполняла также определенные мониторинговые задачи, связанные с фиксированием правильности укладки трубопровода на морском дне.

В то же время, 21 апреля была зафиксирована передача специальных грузов на борт «Бахтемира» с борта катера «Bercut L-DC Arctica» и 8 мая — на рейде порта «Калининград» — с борта судна снабжения «Ясный». Производилось это в ночной период. То есть грузоотправитель и грузополучатель старались действовать максимально скрытно.

Рекогносцировка?

Коридоры обоих потоков — и « Северного потока», и « Северного потока-2» — приближают РФ к районам осуществления актов скрытого вмешательства и диверсий на стратегически важных военных и индустриальных объектах стран НАТО, подводных коммуникациях. Это касается прежде всего военно-морских баз балтийских стран — членов Альянса, Швеции и Финляндии, морских портов, а также СПГ-терминалов в Свиноуйсце (Польша) и Клайпеде (Литва). Для этого могут быть задействованы подразделения морского спецназа Балтийского флота РФ (561-й отряд), гидронавты ГУГИ.

Проведение специальных операций значительно облегчают приближенность «Северного потока» к районам, где содержатся их объекты, и возможность обоснования российского присутствия наличием протяженной трубопроводной системы, бесперебойная работа которой требует технического надзора, что может быть использовано и для военных нужд. Тем более если будут задействованы гражданские многофункциональные суда, которые не привлекают особого внимания.

Похоже, сводная группа выполняла рекогносцировочные работы по подготовке установки средств снятия информации с обозначенных выше европейских ВОЛС, а также мест размещения гидроакустических станций для контроля подводного пространства западного сектора Балтийского моря в рамках создаваемой в РФ «Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки «Гармония».

Подводная инфраструктура «Северного потока» может быть использована Россией для полной ситуационной осведомленности и оптимального использования сил Балтийского флота, что нивелирует потенциал военного преимущества сил НАТО в регионе. Ее место в упомянутой выше глобальной системе «Гармония» можно определить как компонент информационного модуля «Гидроакустическое информационное обеспечение ВМФ и ФПС России» в «Военном контуре Единой системы освещения информации в морской обстановке (ВК ЕСИМО)». Оператор — Центр «Гидроакустика» как засекреченное подразделение сбора гидроакустических данных. Местоположение центра неизвестно.

Вышеприведенное свидетельствует: обычной для морских газотранспортных систем традиционной технической сертификации недостаточно, если речь идет о российских проектах. Очевидно, что нужна дополнительная сертификация подводных газопроводов, для чего РФ должна обеспечить предоставление прибрежным странам в зоне Балтики (странам НАТО, Финляндии и Швеции) полной информации об особенностях функционирования системы технологической связи газопровода, системы управления, предоставить доступ для проверки коридоров трубопроводов и возможность верификационных инспекций в любое время. Без этого не может быть речи о запуске газопровода в эксплуатацию. Наступило время решительных превентивных действий со стороны Альянса, чтобы Балтика не стала «российским озером», как это происходит в Черном море.