UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как повысить цену за агрессию?

Украина обновляет свою санкционную политику в отношении России

Автор: Алексей Макеев

Кремль не намерен отказываться от своей агрессивной политики в отношении Украины, западного мира и своего гражданского общества. Об этом свидетельствуют продолжение агрессии против Украины и оккупации Крыма и части Донбасса, регулярное вмешательство в избирательные процессы в демократических странах, применение химического оружия и убийства на территориях других стран (покушение на Скрипаля в Солсбери, убийство Хангошвили в центре Берлина), киберпреступления. И, наконец, недавно подтвержденное немецким правительством отравление оппозиционера Навального.

Все это дает нам основания вести с партнерами серьезный разговор о необходимости более решительных действий против России. Речь идет не только о продлении уже работающих санкционных ограничений, но и о введении новых персональных санкций против российских чиновников, причастных к системным нарушениям прав человека; определении новых секторов российской экономики; ограничений для российских самолетов, залетавших в закрытые для навигации аэропорты, и судов, заходящих в морские порты оккупированного Крыма, и наконец об окончательном отказе от проекта «Северный поток-2».

Санкции вводят не ради санкций, а чтобы побудить нарушителя отказаться от деструктивных действий. И если этого не происходит, то другого варианта, кроме усиления политического и санкционного давления, не остается.

Санкции против России действуют

Для украинского сообщества понятие «санкции» стало такой же неотъемлемой частью внешнеполитического словаря, как и «нота протеста» или «глубокая обеспокоенность», вошедшие в наш быт сразу же после начала вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, оккупации Крыма и части Донбасса.

Но когда наши европейские и североамериканские партнеры в ответ на агрессию России ввели ряд персональных и секторальных санкций, оказалось, что до 2014 года в Украине не было законодательных оснований и необходимых регуляций для таких санкций. Закон, едва ли не за один день подготовленный в Кабмине и принятый Верховной Радой, хотя и дал возможность нашей стране присоединиться к усилиям международного сообщества, но институционных принципов для полноценной системной санкционной политики не создал.

С самого начала российской агрессии украинские дипломаты работали с партнерами, чтобы сформировать международную коалицию для противодействия агрессору. В условиях неготовности партнеров выполнить обязательства по гарантиям безопасности и оказать Украине военную поддержку мы смогли согласовать основные элементы международной политики поддержки нашего государства в борьбе с оккупантом: непризнание попытки аннексии, международная изоляция России, предоставление Украине ресурсов и вооружения для защиты от агрессии, а также согласованная и скоординированная санкционная политика.

Именно эта санкционная политика стала в конце концов весомым и, видимо, единственным эффективным рычагом для невоенного сдерживания РФ. Международный режим санкций против Кремля ставит целью повысить цену, которую платит Россия за агрессию против Украины, оккупацию Крыма и части Донбасса, а в перспективе — заставить РФ прекратить оккупацию и содействовать восстановлению территориальной целостности Украины в рамках международно признанных границ.

Из-за агрессии против Украины мировое сообщество поставило Россию в один ряд с такими государствами-париями и тоталитарными режимами как КНДР, Венесуэла или Сирия, против которых введены санкции. По разным оценкам, потери РФ от введенных ограничений на сегодняшний день составляют свыше 160 млрд долл. Кремлю не удалось полноценно интегрировать в национальную экономику оккупированный Крым: захваченный Россией полуостров находится в фактической торговой, финансовой, транспортной блокаде, а затраты на поддержание инфраструктуры оккупированных территорий истощают российский бюджет.

Более того, эффект от секторальных санкций обычно наступает через 8–10 лет. Следовательно, введенными ограничениями в сфере технологий в среднесрочной перспективе Россия будет отброшена в научно-техническом развитии и технологически серьезно отстанет от ведущих государств мира.

Пять ключевых элементов санкционной политики Украины

В этом году министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба создал должность специального представителя по вопросам санкционной политики. В полномочия спецпредставителя будет входить работа в двух измерениях — внутреннем и внешнем.

На внутреннем уровне — это инвентаризация санкционных режимов, в которых участвует Украина, координация деятельности министерства иностранных дел, а также взаимодействие с министерствами и ведомствами, парламентом и общественностью с целью усовершенствования украинского санкционного законодательства.

На внешнем уровне — это гармонизация украинской санкционной политики с политикой наших ключевых внешнеполитических партнеров, а также взаимодействие с ними ради не только продления, но и усиления санкций против России за развязанную и продолжающуюся войну против Украины.

Находясь в последние месяцы в диалоге с министерствами и ведомствами, парламентом и общественностью, мы собрали ключевые предложения и поставили перед собой цель кодифицировать санкционное законодательство Украины, а, если это предложение поддержат исполнительная и законодательная ветви власти, — то и образовать отдельную правительственную структуру, которая будет координировать национальную санкционную политику.

Для того чтобы санкции были действенными, мы, во-первых, планируем разработать четкие алгоритмы — введение санкций, присоединение к обязательным для исполнения санкциям Совета Безопасности ООН, имплементация в национальное законодательство санкций Европейского Союза.

Во-вторых, мы разработаем систему мониторинга эффективности санкций, которая добавит важную аналитическую составляющую в процесс принятия решений и позволит оперативно совершенствовать санкционные ограничения.

В-третьих, уже подготовлены предложения по внесению изменений в Административный и Уголовный кодексы, которые будут предусматривать привлечение юридических и физических лиц, нарушающих санкционные режимы, к административной или уголовной ответственности.

В-четвертых, мы создадим открытый реестр санкций, где органы власти, а также украинские и иностранные компании смогут проверить, не находится ли их потенциальный контрагент под международными или украинскими санкциями.

И наконец, в-пятых: учитывая то, что Украина имеет незаурядный опыт борьбы за освобождение из российского плена украинских политзаключенных, мы планируем создать в Украине по образцу американского «Акта Магнитского» свой украинский «Акт Сенцова» — процедуру наложения санкций и дальнейшего преследования украинскими правоохранительными органами иностранных должностных лиц, системно нарушающих права человека, обвиняемых в организации и заказе убийств, похищений, пытках и нечеловеческом обращении, вынесении неправомерных и политически мотивированных приговоров.

Сила санкций — в глобальном взаимодействии

Санкции как международный инструмент влияния на нарушителя международного права эффективны только тогда, когда применяются глобально, — во взаимодействии государств и учреждений. Для нас ограничительные меры, наложенные нашими партнерами, важны, поэтому мы будем стремиться к большей координации и сближению наших политик. Мы будем исходить из важности гармонизации санкционной политики с ведущими международными партнерами Украины, в частности ЕС и государствами «группы семи», а также упрощения порядка имплементации в украинское законодательство обязательных для исполнения санкций Совета Безопасности ООН.

Мы сегодня спрашиваем наших международных партнеров, политиков и «путинферштееров» в отдельных странах Запада: сколько еще российских агрессий, отравлений «Новичком», вмешательств в выборы, убийств в центрах ваших столиц надо, чтобы вы наконец поняли, что кремлевский режим — не друг и не партнер, а реальная угроза?

Именно поэтому Украина должна играть ведущую роль в усилении давления на Российскую Федерацию, задавая темп и показывая пример в определении новых секторов экономики, физических и юридических лиц России, на которых надо наложить санкционные ограничения.

Вспомним, что основные санкционные волны против России каждый раз вводились после очередных провокаций Кремля в отношении Украины: попытки аннексии Крыма, введения российских войск в Донбасс, сбития рейса МН-17, захвата в заложники и содержания в российских тюрьмах политзаключенных из числа граждан Украины, агрессии против украинских военных судов в Черном море и блокировании Керченского пролива. И хотя антироссийские санкции и сдержали дальнейшую агрессию Россию, пока они не достигли своей главной цели — заставить Россию прекратить оккупацию Крыма и части Донбасса.

Но, несмотря на попытки Кремля подорвать международное единство в осуждении агрессии и согласованной санкционной политике, введенные против России ограничения не будут отменены, пока будет продолжаться вооруженная агрессия против Украины. А неготовность Москвы к изменению своей политики дает все основания к усилению санкций.