UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как общественное мнение влияет на «русский» бизнес в США

Слово «русский» вызывает у американцев тошноту

Автор: Анна Бродски-Кроткина

Подавляющее большинство американцев поддерживают Украину и безоговорочно осуждают военную агрессию России. Согласно последнему опросу, проведенному 3–7 марта проектом NAVIGATOR, изучающим взгляды американской общественности на актуальные вопросы, американцы внимательно следят за вторжением России в Украину и считают, что Байден и Конгресс должны сосредоточить на этом все свое внимание как на деле первостепенной важности. Больше всего, согласно опросу, американцы обеспокоены нарушениями прав человека и гибелью людей в Украине.

В своем осуждении агрессии России объединились обычно враждующие партии демократов и республиканцев. Так, опрос Reuters/Ipsos от 8 марта показывает, что подавляющее большинство членов Республиканской партии, обычно склонных к изоляционизму, поддерживают вместе с демократами оптимально агрессивные санкции против России.

Эмоции граждан играют в американской политике важную роль и создают социальный запрос, на который политики, если они хотят быть переизбраны, должны реагировать. Общественное мнение придает политикам решимость при поставке Украине оружия и введении санкций, которые не могут не отразиться на кошельках американцев.

К общественному мнению прислушивается и бизнес. Чувства людей, а не государственные санкции заставили многочисленные компании — такие как «МакДональдз», «Кока-Кола», «Пепси», Ikea — покинуть Россию.

Популярная японская фирма одежды Uniqlo пыталась проигнорировать общественный настрой, заявив: «Одежда — это жизненная необходимость. Народ России имеет такое же право жить, как и мы». В ответ рядовые покупатели в Штатах пригрозили компании бойкотом, и в результате фирма Uniqlo объявила, что закрывает свои магазины в России. Это немаловажный результат — закрывшиеся в Российской Федерации бизнесы наносят не только экономический урон стране-агрессору, но и информируют оболваненных пропагандой жителей России, что их страну и их преступное правительство осуждает весь мир.

Отвращение к России повлияло и на мир искусства, приведя к отмене гастролей и концертов пропутинских артистов: никто не хочет слушать, например, знаменитое сопрано Анны Нетребко, пожертвовавшей деньги оперному театру в сепаратистской части Донбасса. Выступления этой путинистки в Метрополитен-опера в Нью-Йорке были отменены.

Но иногда захлестывающие общество эмоции принимают неконструктивные формы.

Например, конгрессмен из Калифорнии Эрик Сволвелл, желая подыграть справедливо негодующим избирателям, предложил выслать российских студентов из США. «Честно говоря, я думаю, что закрытие российского посольства в Соединенных Штатах, изгнание каждого русского студента из США — все это должно быть нами рассмотрено», — заявил он на прошлой неделе в интервью CNN. Но это предложение не поддержали ни республиканцы, ни демократы. Идея наказать студентов за действия президента России показалась другим политикам абсурдной и негуманной. В результате Сволвелл взял свои слова обратно.

Но университеты, встающие, как правило, на защиту учащихся, напряглись. Такие крупные вузы, как Йельский университет, объявили на своих сайтах, что будут оказывать визовую и юридическую поддержку не только своим украинским студентам, но и студентам из Российской Федерации.

В университете, где я работаю, помощник директора центра Международного образования Хантер Свансон связался с единственной российской студенткой в нашем вузе: «Студентка из России была в шоке, — сказал он. — Эта девочка рассказала, что чувствует смесь утраты, горечи и беспомощности по поводу того, что сейчас происходит. Ее чувства мало чем отличаются от тех, которые испытывают многие из нас. Я не согласен с любыми попытками политиков наказать российских студентов за действия их правительства. Предложение отменить визы всем российским студентам — одна из самых идиотских вещей, которые я когда-либо слышал. Эти студенты хотят учиться на Западе, в демократической стране. Они не могут изменить решения авторитарного режима».

Российских студентов в американских вузах сейчас на редкость мало. По данным Института международного образования, в 2020/21 учебном году в американских колледжах и университетах обучалось всего около 4800 молодых россиян. Это мизерные цифры по сравнению с количеством студентов из других стран. После начала войны эти студенты вместе со студентами из Украины (которых в Штатах около 1700 человек) нередко проводят акции протеста против войны в своих университетах, чтобы продемонстрировать солидарность с Украиной и призвать Владимира Путина остановить вторжение.

Если не считать «русских» ресторанов и магазинов, настоящего российского бизнеса в Штатах тоже практически нет. Но при этом многие американцы решили бойкотировать «русские» рестораны. Казалось бы, в ситуации войны реакция естественная, но проблема в том, что большинство владельцев этих ресторанов — русские иммигранты, ненавидящие Путина, или выходцы из Украины, у которых родные сейчас оказались под российскими бомбами.

Хозяин Нью-Йоркского ресторана «Света» Алан Агичев — харьковчанин. «У меня родные в Харькове сейчас прячутся от бомбежки», — рассказал он мне в телефонном интервью.

Когда-то для американцев русская тема звучала завлекательно — самовары, водка, борщ приятно напоминали о русской литературе и сказочной экзотике. Но если раньше в ресторанных меню слово «русский» возбуждало аппетит, то теперь вызывает тошноту. «Мы поменяли «русский борщ» на «украинский борщ», «русский бефстроганов» на «украинский бефстроганов», — говорит Агичев. Но название ресторана Агичев менять не намерен. «Света — это имя моей мамы», — поясняет он.

Схожую историю рассказывает и Мария — хозяйка ресторана «Царевна». Она сама с Урала, а ее муж Рики родился в США. Мать Рики из Тайваня, а отец — сын украинских иммигрантов. Мария и Рики в ужасе от войны: «В XXI веке это просто немыслимо: взрывать жилые дома и больницы. Люди прячутся в бомбоубежищах! Мирные жители расстреляны при пересечении моста к безопасности! Какая животная дикость».

Но не все клиенты ресторана приняли во внимание взгляды хозяев.

«В первую неделю войны нам часто звонили и гневно спрашивали, за кого мы. Много было отмен брони. Мы заметили упадок в потоке клиентов. Стали появляться поддельные негативные отзывы онлайн (многие сейчас удалены). Неделю назад к нам якобы в качестве клиента пришёл мужчина, стал снимать на видео соседний столик (за которым, так случилось, сидели не русские, а украинцы). Он обвинял их в пропаганде. Мы отказались его обслуживать и попытались выгнать. Только полиция смогла нас всех от него избавить», — рассказывает хозяйка ресторана.

Но сейчас, говорит Мария, страсти улеглись: «Наши гости знают нашу позицию, мы ее не скрываем и с самых первых часов начала войны сквозь шок и потрясение озвучивали ее везде, где только могли».

Чтобы не оставаться в стороне, некоторые рестораны объявили o сборе средств в пользу Украины. Так, ресторан Dacha 46 в Бруклине, где одна из хозяек имеет латышские, украинские и еврейские корни, объявил, что все доходы минувшего воскресенья пойдут на гуманитарную помощь Украине.

В результате сегодняшнего отвращения к России проблемы возникают не только у ресторанов с русскими названиями, но и у «русских» продовольственных магазинов, продающих такие непопулярные среди американцев товары, как гречка, шпроты или квашеная капуста. Тут покупатели — в основном иммигранты, лучше разбирающиеся в нюансах ситуации. Но это дела не меняет. «Мы знаем, что хозяева магазина, где мы обычно покупаем пельмени, из Харькова, — сказала мне бывшая москвичка, а сегодня жительница штата Нью-Джерси Ольга Исаева. — Но с момента войны «сибирские» пельмени в горло не лезут, и мы перешли на корейские».

Больше статей Анны Бродски-Кроткиной читайте по ссылке.