UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как «настойчивая черепаха» Украина осваивает «польский кредит»

Насколько длинной будет финишная прямая?

Автор: Павел Кравчук

28 июля правительство приняло Протокол об изменениях в кредитное соглашение между Украиной и Польшей, известное общественности как «польский кредит». Также Кабмин уполномочил посла Украины в Польше Андрея Дещицу подписать его. Это должно произойти после одобрения Протокола польской стороной.

Цель обновления одна — позволить Украине полностью использовать все средства, предусмотренные Соглашением. Для этого надо продлить срок составления контрактов в рамках Соглашения до 31 декабря 2022 года, ведь предыдущий дедлайн, который, кстати, тоже был продлен аналогичным Протоколом, истек еще 31 декабря 2019 года. А до этого был другой дедлайн — в 2018 году, — и за все это время украинская сторона так и не смогла законтрактовать весь объем выделенных средств. 

Поскольку «польский кредит» является весомым фактором не только развития пограничных регионов, но и двусторонних взаимоотношений Украина—Польша и отношений с ЕС, важно понимать, в чем причина такой задержки, что принесет новое продление, и какие в целом перспективы этого проекта по состоянию на сегодняшний день.

Идеальное соглашение с недостатками

У «польского кредита» — сложная биография. Подписанное в 2015 году Соглашение, идея которого появилась на фоне наиболее разрушительной фазы войны и почти пустой государственной казны, предусматривало предоставление Украине до 100 млн евро на развитие пограничной инфраструктуры под 0,15% годовых, с льготным периодом в пять лет.

«Это самая лучшая процентная ставка среди многих соглашений, заключенных Украиной, с которыми я сталкивался», — считает советник президента Львовской ТПП по международным проектам и экс-нардеп Михаил Хмель.

Впрочем, Соглашение имело одну особенность, — оно заключалось на условиях «связанной помощи» ОЭСР, и по меньшей мере 60% товаров и услуг должны были поставлять польские подрядчики. Когда дошло до внедрения, оказалось, что многие детали и практические аспекты реализации Соглашения в нем не предусмотрены. Это вызвало задержки, заставило пересчитывать бюджеты и требовало бесконечных переговоров и переписок между участниками процесса. Чтобы преодолеть эти препятствия, понадобился даже целый отдельный закон, который Верховная Рада приняла осенью 2020 года, который освободил субподрядчиков польских подрядчиков от уплаты НДС и дал возможность ввозить в Украину технику для строительных работ без растаможивания.

Волшебный толчок политического пиара

2020 год вообще стал прорывным для проектов в рамках кредита. В том же году был не только принят упомянутый выше закон, но и начаты, собственно, первые ремонтные работы на дорогах Яворов—Грушев во Львовской области и Устилуг—Луцк — в Волынской. Есть основания утверждать, что начало работ было обусловлено повышенным вниманием власти к инфраструктурным проектам накануне местных выборов.

На Волыни проект «польского кредита» вообще представили как элемент «президентской» программы «Большое строительство» (см. фото). Оставив в стороне этический аспект такого использования и ни в коем случае не обесценивая упорную многолетнюю работу всех участников процесса, предположим, что именно удачное стечение обстоятельств в 2020 году создало импульс тому, что называют «политической волей», наконец давший возможность перейти к практической реализации кредита.

Зачем нужен новый дедлайн

За годы работы над внедрением кредита сложилась следующая конфигурация: средства должны были быть разделены между тремя ведомствами и направлены на ремонт 1) дорог; 2) пунктов пропуска на украино-польской границе; 3) инфраструктуры пограничных отрядов (см. табл.).

В первый дедлайн до конца 2017 года успел уложиться только «Укравтодор», который провел тендеры и заключил соглашения с двумя польскими подрядчиками. После продления свои тендеры провела к тому времени еще Государственная фискальная служба. Тендеры, объявленные Государственной пограничной службой, преимущественно не состоялись.

Итак, новое продление Соглашения даст возможность пограничной службе направить 7 млн евро на реконструкцию семи пограничных отрядов. Но не только.

Как уже было упомянуто, на этапе практической реализации работ возникали новые и новые проблемы, не предусмотренные Соглашением, появлялись дополнительные затраты. Если принимать во внимание заключенные в 2017 году контракты, то за четыре года изменились цены на многие виды товаров.

Например, когда подрядчик разработал проектно-сметную документацию на ремонт дороги Грушев—Немиров, цена вышла приблизительно на 20% выше, чем было заложено в контракте. Соглашение было разорвано по согласию сторон, и сейчас эту дорогу должны отремонтировать за средства бюджета.

Но продление сроков заключения контрактов даст возможность «Укравтодору» направить высвобожденные из проекта «Грушев—Немиров» средства на «тушение пожаров» в других контрактах, которые, вполне вероятно, тоже будут выходить за пределы установленной сметы.

Следовательно, по состоянию на сегодняшний день «польский кредит» выходит на очень длинную, но финишную прямую. Практически завершены работы на двух дорогах из пяти, и вот-вот начнутся еще на двух. Также вскоре должны начаться критически необходимые работы на пунктах пропуска, которые дадут возможность оптимизировать трансграничный трафик на самых загруженных участках. Новый дедлайн для контрактов поможет оптимизировать работу над уже запущенными проектами и даст шанс пограничникам использовать кредит на свою инфраструктуру, которая в этом, безусловно, нуждается.