UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как «Большая семерка» будет останавливать Россию

Ценности глобального развития совпали с интересами Украины

Автор: Алексей Ижак

Саммит «Большой семерки» в альпийском замке Эльмау в Германии, проходивший 26—28 июня, традиционно был самым протяженным личным общением лидеров ведущих стран из происходящих каждый год. Никакие другие саммиты не длятся три полных дня и не предполагают такого плотного непрерывного обсуждения ключевых мировых проблем.

Состоявшийся неделей ранее в Китае саммит БРИКС длился всего день и проходил в видео-формате. Вряд ли это можно считать альтернативой «Большой семерке». К тому же два участника китайского виртуального собрания — премьер Индии и президент ЮАР — были приглашены и приняли участие в живом общении в замке Эльмау. Там они вместе с лидерами Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии (собственно «Большой семерки» с неизменным с участием ЕС как объединения), и приглашенными в этот раз лидерами Аргентины, Индонезии и Сенегала обсуждали мировые проблемы, во многом создаваемые Россией и Китаем, двумя лидерами БРИКС.

Саммит «Большой семерки» был прямо и косвенно посвящен Украине. Прямо — относительно масштабов и сроков оказания помощи Украине, косвенно — в устранении российской угрозы мировому развитию и нивелировании китайского вызова рыночным демократиям. Это не значит, что фокус саммита «Большой семерки» был в этом году сужен. Но значит, что война России против Украины при попустительстве Китая имеет глобальные последствия.

В первый день саммита рассматривались общие проблемы мировой экономики — восстановление после пандемии Covid-19 в условиях геополитических изменений, вызванных российской агрессией и китайской напористостью, и разрушения глобальных цепей поставок. Затем обсуждалось глобальное партнерство в развитии инфраструктуры и инвестиций, в фокусе которых должны быть климат и здравоохранение. В первый же день, хотя это и не является главной темой «Большой семерки», произошел обмен мнениями о глобальной архитектуре безопасности (к чему пришли, станет понятней из текста новой Стратегической концепции НАТО).

Второй день начался с обсуждения вопросов оказания помощи Украине. К лидерам «Большой семерки» в режиме видеосвязи присоединился президент Владимир Зеленский. Это, пожалуй, первое после 1990-х годов участие лидера Украины в саммите G7 (тогда рассматривались вопросы ядерного разоружения). Затем последовало обсуждение вопросов инвестирования в климатическую повестку, энергетические программы и здравоохранение, включая решение отошедшей на второй план, но не исчезнувшей проблемы Covid-19. День завершился сессией, посвященной глобальной продовольственной безопасности и гендерному равенству. В этом обсуждении удаленно участвовал генеральный секретарь ООН.

Читайте также: Лидеры G7 обязались оказывать Украине бессрочную поддержку

В третий день саммита рассматривались вопросы международного сотрудничества в контексте создания надлежащего, основанного на правилах цифрового управления (governance, этому слову нет подходящего русского перевода, но есть точный украинский — врядування).

G7 2022

Что конкретно решили уже сейчас? Для Украины главное то, что «Большая семерка» заявила о готовности оказывать всемерную поддержку, включая военную, экономическую и гуманитарную, столько, сколько потребуется. Никакие попытки России силой изменить границы не будут приняты. Только в этом году Украина получит на покрытие бюджетного дефицита 28 млрд долл. Дальше будет запущен процесс организации международной помощи в послевоенном восстановлении и развитии — то, что принято называть планом Маршалла для Украины. Этот план может включать использование арестованных российских активов, что потребует решений в рамках национальных законодательств стран, где эти активы арестованы.

Прежние планы достижения углеродной нейтральности, несмотря на агрессивную энергетическую политику России, не будут отменены. Сроки их достижения, включая отказ от угля к 2035 году и кардинальное уменьшение мировой зависимости от нефти и газа к середине века, остаются в силе. Но способы достижения этих целей стали серьезным вызовом, не имеющим простого ответа. Резко возросшие цены на энергоносители разогнали до рекордных уровней мировую инфляцию, запущенную ранее мерами поддержки ведущих экономик в условиях пандемии Covid-19. Одновременно высокие цены на энергоносители дали России ресурс для продолжения войны против Украины. Этого ресурса Россия должна быть лишена, что и стало провозглашенной целью «Большой семерки».

Инфляция столь высока, что грозит рецессией странам G7. Сама по себе рецессия, если произойдет, может автоматически решить проблему цен на энергоносители — они неизбежно упадут. Но рецессия не может быть желанной экономической перспективой. Проблема заключается в том, чтобы лишить Россию ресурсов ведения войны, получаемых ею благодаря экспорту нефти и газа, и одновременно уменьшить уровень инфляции в ведущих экономиках путем снижения цен на энергоносители.

Среди понятных мер, согласованных «Большой семеркой» в дополнение к уже введенным против России санкциям, — запрет на импорт российского золота (примерно 15 миллиардов российских доходов в год — не кардинально, по сравнению доходами от нефти и газа, исчисляемыми сотнями миллиардов в год, но существенно) и запрет на экспорт в Россию любых полупроводников. Это может практически полностью остановить сектор российской электроники (подобно тому, как уже остановлено автомобилестроение), включая электронное оборудование для вооружений и военной техники.

Что касается собственно углеводородов, рассматривался вариант (уже долгое время предлагавшийся некоторыми экономистами) установить специальный налог на импортируемые российские энергоносители, который направлялся бы на помощь Украине. Но это не решает проблему высоких цен и связанной с ними инфляции. Многие надежды связаны с готовящимся визитом Джозефа Байдена в страны Ближнего Востока, который может означать нормализацию отношений США и Саудовской Аравии. Теоретически может быть повторено американо-саудовское соглашение 1980-х об увеличении добычи нефти, которое привело к экономическому краху бывшего СССР. Но Саудовская Аравия сейчас вряд ли согласится легко пересматривать обязательства в рамках ОПЕК+.

По замещению российского газа картельных ограничений не существует. Катар готов наращивать поставки сжиженного газа. Но чтобы полностью заместить российские объемы, ему нужно несколько лет. Подготовка к переключению ЕС на сжиженный газ вместо трубопроводного российского идет вплоть до того, что рассматриваются варианты переключения береговой инфраструктуры «Северных потоков» на новые терминалы сжиженного газа. Но это тоже требует времени. Между тем Россия идет на обострение, упреждающе сокращая экспорт газа в Европу и пытаясь переломить планы газового эмбарго.

С учетом всех этих проблем «Большая семерка» приняла к рассмотрению французскую идею об ограничении цен на энергоносители через картельное соглашение их потребителей. Такая попытка уже делалась в 1970-е в условиях нефтяного эмбарго со стороны арабских стран, возмущенных поддержкой Израиля западными странами. Тогда кризис цен в конце концов был преодолен рыночными механизмами — путем либерализации глобального нефтяного рынка и диверсификации источников нефти. Сейчас для картельного соглашения потребителей углеводородов существует новая проблема — необходима поддержка со стороны Китая.

Каким образом кризис цен будет преодолен в этот раз, пока неясно. Вероятно, будет применена комбинация инструментов, включающих расконсервирование национальных резервов нефти, уменьшение темпов отказа от угля и атомной энергетики (теми странами, которые решили от нее оказаться, прежде всего Германией), наконец, картельное соглашение потребителей в той или иной форме. В любом случае «Большая семерка» при участии Индии, ЮАР, Аргентины, Индонезии и Сенегала не сочла нужным отказываться от планов зеленого перехода и ограничения доходов России от продажи углеводородов.

Не был оставлен без внимания и Китай. «Большая семерка» согласилась, что формы и цели китайских инвестиций в «Один пояс, один путь», которые охватывают сотню стран мира и ведут к их чрезмерным долговым обязательствам с политическими последствиями, представляют вызов глобальному развитию. Была согласована аккумуляция средств в объеме 600 млрд долл. для инвестиций в инфраструктуру стран с низкими и средними доходами. Эти инвестиции должны уменьшить глобальную зависимость от Китая.

Ни один саммит G7 не предполагает, что будут найдены немедленные решения глобальных проблем. Но они всегда означают, что наиболее влиятельные страны готовы совместно эти проблемы решать, не жертвуя своими фундаментальными ценностями. В этот раз ценности глобального развития совпали с интересами Украины.

Больше статей Алексея Ижака читайте по ссылке.