UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из-под дубинки не поработаешь…

Что означает для режима Лукашенко и страны забастовка крупнейших предприятий Беларуси.

Автор: Андрей Паливода

В Беларуси дружно остановились крупнейшие предприятия страны. Риторика Лукашенко все больше похожа на истерику: силовики еще способны гонять дубинками «националистов» и интеллигенцию, но против «мужиков с тракторного завода» они бессильны.

«Лукашенко сегодня как Карлсон», — едко заметил мой минский товарищ. Действительно, с самого утра понедельника белорусский президент летал на вертолете по крупнейшим предприятиям Минска: сначала посетил Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), потом — Минский автозавод (МАЗ).

На МЗКТ Лукашенко предстал перед группой тщательно отобранных «лучших работников» — видимо, считалось, что они будут лояльны к Бацьке. Но неожиданно, дав президенту выступить минут десять, они начали скандировать: «Уходи!». Лукашенко попробовал отшутиться, но обстановка накалялась. Поговорить с рабочими все же пришлось, но нормального диалога не получилось и Лукашенко был вынужден ретироваться к вертолету.

Тем более что рядом с МЗКТ уже собирался митинг работников других предприятий, в основном МАЗа и Минского тракторного завода (МТЗ). Митинг получился весьма масштабным: рабочим явно было что сказать проигравшему выборы главе государства. Сказать не удалось, но и разгонять протестующих власти не рискнули. В какой-то момент к людям присоединилась одна из лидеров этой политической кампании Мария Колесникова, глава штаба Виктора Бабарико.

После митинга рабочие отправились к «белорусскому Останкино» — зданию Белтелерадиокомпании. Работники которого, к слову, тоже объявили забастовку: новости не выходят, а в эфире белорусского ТВ крутят старые фильмы и записи передач.

Сам же Лукашенко на своем вертолете перелетел на МАЗ. Там президент призвал собравшихся «думать мозгами, а не айфоном-телефоном» и не устраивать новые протесты. По словам Лукашенко, обстановку в стране необходимо стабилизировать и для этого нужно принимать сейчас спокойные, взвешенные решения. Впрочем, диалога не получилось и тут.

По мнению самих рабочих, волна забастовок только начинается. Отступать они не намерены, потому что, как сказал ZN.UA один из работников МАЗа, «мы же понимаем, что если не дожать власть сейчас, дать слабину, то они потом нас всех передавят поодиночке. Мы сильны только пока мы вместе, тогда мы можем заставить с собой считаться».

Собственно о забастовках впервые заговорили еще в прошлый вторник, когда остановили работу отдельные цеха на отдельных предприятиях. Но уже в четверг бастовали десятки заводов и разных организаций, вплоть до минского метрополитена. На митинге оппозиции в воскресенье было объявлено, что если не начнется передача власти от Александра Лукашенко Светлане Тихановской, то забастовка с понедельника станет общереспубликанской.

Так и произошло. С самого утра в понедельник пошли сообщения о крупных предприятиях, производство на которых остановилось.

Вот как выглядит топ-10 крупнейших предприятий Беларуси, поддержавших забастовку:

— «Беларуськалий», один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений;

— БелАЗ, производитель самых больших в мире карьерных грузовиков;

— МАЗ, производитель тяжелых грузовиков и автобусов;

— МТЗ, завод, который выпускает каждый десятый трактор в мире;

— Белорусский металлургический завод (БМЗ);

— «Гродно Азот», крупный производитель азотных удобрений;

— «Нафтан», один из двух белорусских НПЗ;

— «Керамин», крупный производитель стройматериалов (там забастовщиков поддержал директор предприятия);

— «Амкодор», крупный производитель коммунальной и специализированной техники.

Митинги и забастовки прошли на нескольких десятках предприятий, среди которых «Минский электротехнический завод им. Козлова», «Белкард», «Гроднопромстрой», «Минские кабельные сети», «Полимир», «Минский моторный завод» (ММЗ), МЗКТ, Минский метрополитен, «Минский маргариновый завод», «Интеграл», «Белмедпрепараты», «Белаэронавигация», «Химволокно», МАПИД, «Полоцк-Стекловолокно», «Минский подшипниковый завод», «Гродножилстрой», «Гроднопромстрой», «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» и другие.

Все перечисленные предприятия дают в совокупности (по грубым оценкам) более 50% ВВП Беларуси и более 75% валютной выручки страны. В плане поступления валюты, ключевые тут — «Беларуськалий» и «Нафтан». А МАЗ, МТЗ, БМЗ и БелАЗ со своими смежниками — крупнейшие работодатели страны. Так что если забастовка продлится хотя бы месяц — экономика страны просто остановится.

А вот топ-10 крупнейших белорусских предприятий, которые пока не принимают участия в забастовке:

— «Гомсельмаш» ;

— Мозырский НПЗ;

— Белорусская железная дорога;

— «Белшина» ;

— «Агат» ;

— «Пинскдрев» ;

— «Лидастройматериалы» ;

— «Могилевдрев» ;

— «Санта-Бремор» ;

— Оршанский авиаремонтный завод.

Две новости в понедельник подбодрили белорусских забастовщиков. Первая — о том, что остающаяся пока в Литве Светлана Тихановская готова «принять на себя ответственность и выступить в качестве национального лидера». О чем она и сообщила в своем очередном видеообращении к нации.

«Сегодняшнее заявление Тихановской очень сильно меняет структуру и расклад процессов как внутренних, так и международных. Заявление, что избранный президент наконец берет на себя ответственность, означает, что в переговорах появился единственный на данный момент легитимный субъект, представляющий Беларусь — и это Светлана Тихановская. Любые переговоры о дальнейшей судьбе транзита власти в Беларуси теперь должны идти только с ее участием. В этом смысле все попытки режима перехватить процесс и направить его в желательное для себя русло начинают рассматриваться как действия, под которыми нет никакой легитимной основы. Проще говоря, бастующие рабочие видят, что им есть ради кого бастовать, что Тихановская не «слилась», а действует, готовит передачу власти. А значит ее надо поддержать забастовками», — прокомментировала ZN.UA белорусский политтехнолог Марина Таразюк.

Вторая новость — Европейский Союз собирается оказать помощь всем бастующим рабочим Беларуси. Сейчас там готовится план денежной помощи им. Это будет идти параллельно с санкциями против окружения Лукашенко и его самого.

Вскоре после этого стало известно, что белорусское бизнес-сообщество при поддержке белорусских диаспор во всем мире также создает Фонд Солидарности для участников общенациональной забастовки. «Сегодня как никогда важно поддержать каждого, кто лишился работы из-за своих убеждений, и протянуть руку солидарности тем, кто хочет жить в свободной и демократической Беларуси», — говорится в заявлении организаторов Фонда Солидарности.

«Длительная массовая забастовка неизбежно подорвет экономическую базу режима, которая на фоне прекращения поставок беспошлинной нефти из РФ и коронакризиса и так уже дышит на ладан. Против забастовок ОМОН бессилен, ведь в этом случае надо не разгонять людей, а, наоборот, заставлять их трудиться. Но превратить Беларусь в ГУЛАГ не получится. А значит, на фоне общенациональной забастовки мы увидим раскол элит и новую волну революционного подъема», — сказала ZN.UA белорусский политолог Светлана Гречулина.

Конечно, потом жизнь в Беларуси будет тяжелой. Вероятно даже — тяжелее, чем при Лукашенко. По крайней мере ближайшие несколько лет. Но сейчас бастующие об этом не думают — им важно впервые за 26 лет увидеть нового человека в президентском кресле. И услышать не оскорбления и угрозы, а слова уважения.

С другими материалами Андрея Паливоды знакомьтесь по ссылке