Нынешнее украинское правительство, судя по всему, питает иллюзии о том, что Украина сможет присоединиться к европейскому интеграционному проекту, не соблюдая его основных принципов. Но ни льстивые речи, ни смена темы, ни самовосхваление не освободят Киев от выполнения, по крайней мере, нескольких предварительных условий, поставленных ЕС для подписания Соглашения об ассоциации. В течение последующих месяцев Украина не должна отвлекаться на пиар-кампании или политтехнологические маневры - ей следует сосредоточиться на проведении реальных реформ во внутренней политике и законодательстве в соответствии с приоритетами, установленными Брюсселем.
После пяти лет напряженных переговоров Украина и Европейский Союз парафировали летом 2012 г. текст детального Соглашения об ассоциации, включающего установление тесного политического сотрудничества, а также создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Сегодня Киев находится в нескольких шагах от подписания этого документа, которое может состояться в ноябре 2013 г. в Вильнюсе, на саммите Восточного партнерства ЕС.
Соглашение, если оно будет подписано, станет не только крупнейшим международным пактом, когда-либо заключенным Украиной. Этот исключительно подробный документ (906-страничный основной текст английского варианта находится в свободном доступе в Интернете) будет одновременно самым масштабным за всю историю Евросоюза контрактом, подписанным с государством, не входящим в его состав. В случае приведения в действие его статей Соглашение в значительной степени интегрирует украинскую экономику в европейский рынок, а также политически свяжет Киев с Брюсселем. Это нечто большее, чем обычный межгосударственный договор: Соглашение об ассоциации Украина-ЕС содержит детальный план полномасштабной перестройки - так называемой "европеизации" украинской экономики, государственного устройства и общества в целом. Будучи однажды реализованным, оно предоставит качественно иной фундамент для отношений Украины с ЕС.
От ассоциации к членству
Более того, в новой реальности, которую создаст постепенное претворение в жизнь установок Соглашения, Брюсселю будет трудно продолжать отказывать Украине в перспективе членства в ЕС. Сегодня Союз намеренно избегает дискуссий о возможности вступления Украины в ЕС в будущем и повторяет, что для Украины "дверь не открыта, но и не закрыта". Но как только общие положения Соглашения будут приведены в действие, Брюсселю придется пересмотреть свое отношение к Украине. На этом этапе украинская экономика уже станет неотъемлемой частью рынка Евросоюза, а ее законодательство - в значительной мере адаптированным к стандартам ЕС. Когда большинство статей Соглашения вступят в силу, Брюссель не сможет и впредь откладывать переговоры о присоединении. В ст. 49 Договора о Европейском Союзе указано, что "любое европейское государство, придерживающееся принципов [ЕС], может подать заявление на членство в Союзе", и Киев сможет начать процесс вступления в Евросоюз, когда Украина продемонстрирует свое признание принципов ЕС. В результате самая крупная территориально европейская страна станет, наконец, полноправным членом Союза.
Таким образом, Соглашение об ассоциации предоставляет украинцам серьезный шанс стать нацией, полностью интегрированной в послевоенный европейский проект. Наряду с далеко идущими политическими, геополитическими и социально-экономическими последствиями, Соглашение имеет и историческое значение. Подписанный договор об ассоциации, определяющий Украину как европейскую нацию и часть западного мира, стал бы главным инструментом стабилизации ее международной позиции. Разумеется, пошаговое воплощение положений Соглашения нельзя рассматривать как панацею от всех многочисленных проблем Украины, но этот документ безусловно станет опорным пунктом проведения реформ, планом безотлагательных действий и компасом для ее будущего развития - иными словами, даст Украине то, чего ей, возможно, сегодня более всего недостает, - четкое направление, общепринятую цель и благоприятную перспективу будущего развития.
Новый застой в отношениях Украина-ЕС
Хотя Киев подошел вплотную к реализации этого процесса, не исключено, что Соглашение так никогда и не будет подписано. Как известно, три года назад начал осуществляться резкий поворот в украинском политическом развитии. С момента своей инаугурации 25 февраля 2010 г. нынешний украинский президент Виктор Янукович ведет страну назад, в серую зону внутреннего полуавторитаризма и международного неприсоединения. Конечно, и до прихода к власти Януковича в 2010-м становление украинского правового государства происходило зигзагообразно. Тем не менее нынешняя регрессия как во внешней, так и во внутренней политике значительно превосходит отклонения от демократического курса предыдущих президентов страны. Она привела к чреватому серьезными последствиями подрыву многих политических достижений Украины с момента обретения независимости в 1991 г. и возобновления демократического курса после "оранжевой революции" 2004 г.
Ввиду этой новой ситуации Брюссель был вынужден приостановить процесс подписания уже парафированного Соглашения об ассоциации, несмотря на то что все значимые политические лагеря и страны Европы заинтересованы в подписании нового масштабного пакта с Украиной. Не только Украина получила бы значительные выгоды - выиграл бы и ЕС, поскольку Соглашение предоставляет благоприятную возможность стабилизировать ситуацию за пределами его сегодняшних восточных границ и постепенно превратить Украину в часть западного политического и экономического пространства.
Несмотря на столь радужную перспективу, Союз, дабы сохранить лицо европейского сообщества демократических государств, был вынужден выдвинуть ряд условий, которые Украине необходимо выполнить, прежде чем подписать Соглашение. Эти предпосылки включают в первую очередь изменения в украинском законодательстве (например, в законах о выборах или госзакупках), а также прекращение злоупотреблений судебной системой с целью преследования лидеров политической оппозиции. В течение нескольких месяцев десятки представителей органов ЕС, а также стран - членов Союза еженедельно апеллируют к Януковичу и его правительству с призывом соблюдать хотя бы элементарные правила игры и базисные демократические стандарты, для того чтобы Брюссель смог легитимно подписать Соглашение с Киевом.
Несмотря на эти усилия, ничего существенно не изменилось с тех пор, как стало понятно, что отсрочка подписания Соглашения уже не связана с объявленными ранее техническими доработками, а в конце 2012 г. не вызывал сомнений тот факт, что Брюссель откладывает заключение Соглашения, основываясь на негативной оценке нового политического и государственного порядка, введенного Януковичем. До его прихода к власти в 2010 г. Украину можно было классифицировать как "дефектную" (недостаточную) демократию, то есть страну с плюралистическим государственным устройством, имеющим тем не менее существенные недостатки. На фоне незавершенного, но все же демократического развития украинского государства в 2007 г. Брюссель начал переговоры с Киевом о крупнейшем документе, а в 2008 г. впервые прозвучало название "Соглашение об ассоциации" для нового пакта, который должен был заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное ЕС и Украиной в 1994 г.
Однако на данный момент Украина - это уже не "дефектная" демократия, а, скорее, полу- или даже псевдодемократия, то есть частично авторитарный режим. Правда, в некоторых случаях ЕС вступал и вступает, в широком смысле, в партнерские отношения с полуавтократиями. Но Союз, конечно же, не пойдет на тесную ассоциацию и не будет подписывать крупнейшее соглашение во всей своей истории со страной, не придерживающейся даже основных правил послевоенной европейской политики.
Реакция Киева на ужесточившуюся позицию ЕС парадоксальна. Вместо того чтобы прислушаться к повторяющимся многочисленным и единоголосым воззваниям из Брюсселя и многих других европейских столиц и внести соответствующие изменения в политическое и правовое устройство страны, украинское руководство вошло в состояние самообмана и эскапизма. Некоторые высшие должностные лица Киева распространяют иллюзии о том, что украинцы смогут присоединиться к европейскому проекту без соблюдения основных демократических прав в своей стране.
В некоторых случаях украинское руководство неуважительно или саркастически реагирует на вопросы о том, как Украина собирается выполнять условия для заключения Соглашения с ЕС. Например, 28 января 2013 г. на канале ICTV новый украинский министр иностранных дел Леонид Кожара на вопрос о политических проблемах с подписанием Соглашения об ассоциации ответил, что признает их существование, однако надеется, что до саммита в Вильнюсе европейские страны решат эти проблемы между собой, - тем самым переопределив политические препятствия для заключения Соглашения как находящиеся внутри ЕС, а не в отношениях Киева с Брюсселем. Что кроется за подобным запутыванием сути проблемы? Нежелание украинского руководства подписывать Соглашение или намерение переложить ответственность на Евросоюз, если этот документ не будет подписан?
Киевское непонимание европейского проекта
Менее мрачным объяснением политики Киева могло бы быть то, что растущая противоречивость позиций украинского руководства заключается в несколько иллюзорном понимании характера европейской политики. Не исключено, что кое-кто в Киеве надеется на возможность получить подпись под Соглашением, сыграв на определенном расхождении во мнениях среди европейских политиков о релевантности Соглашения с Украиной для Европы и срочности его подписания. И действительно, на сегодняшний день у
27 стран - членов ЕС нет единого мнения по украинскому вопросу. С одной стороны, для ряда восточноевропейских стран геополитическое значение Соглашения является исключительно важным. С другой стороны, некоторые страны настаивают, чтобы ЕС последовательно удерживал свои позиции. Как бы ни было, даже в том случае, если нынешнее украинское руководство найдет поддержку у определенных политиков Евросоюза, для подписания документа необходим консенсус всех
27 стран-членов. Государства, заинтересованные в Соглашении с Украиной как в инструменте повышения собственной безопасности, действительно могут решить, что необходимо как можно скорее подписать документ независимо от положения дел в самой Украине.
Но страны, больше озабоченные репутацией Евросоюза как сообщества правовых государств, а также заинтересованные в сохранении проводимой ЕС убедительной и последовательной политики продвижения демократии во всем мире, будут расценивать Соглашение об ассоциации с полуавтократией, чье руководство преследует лидеров политической оппозиции, использует суды для усиления собственной власти и т. п., как измену принципам, на которых однажды было построено европейское сообщество. Подписание Соглашения с такой страной, как сегодняшняя Украина, подорвет фундамент ЕС как содружества правовых государств, стремящихся распространить послевоенные европейские ценности на других континентах. Многие страны ЕС, если не большинство, не пойдут на такую фундаментальную уступку и наложат вето на Соглашение.
На фоне этих реалий Украине придется приложить значительные усилия для того, чтобы в ноябре 2013 г. не упустить открывающуюся перед ней возможность присоединиться к европейскому проекту. Нет никаких гарантий, что в случае провала (все более вероятного) на вильнюсском саммите Украина еще когда-либо получит подобный шанс. Если украинцы считают подписание Соглашения историческим моментом для своей страны, то должны будут заставить свое правительство выйти из изоляционной раковины и покончить с распространением политических иллюзий, не отвлекать больше ни себя, ни общество разными пиар-кампаниями, политическими технологиями и дипломатическими трюками. Вместо этого гражданское, экономическое, интеллектуальное и политическое общества Украины должны сделать все для того, чтобы в течение следующих месяцев были успешно осуществлены конкретные изменения в украинской политике и законодательстве в соответствии с требованиями Совета ЕС, изложенными в его Выводах от 10 декабря 2012 г.
Нельзя к тому же забывать, что ответственные лица ЕС - это, прежде всего, политические лидеры стран - членов Евросоюза, и они не смогут оправдать перед избирателями своих стран решение о вхождении в тесную ассоциацию с Киевом, учитывая тот негативный имидж, который имеет на сегодняшний день украинская политическая система. До тех пор пока европейская общественность не убедится в том, что в Украине происходят заметные изменения к лучшему, ЕС не сможет подписать Соглашение - даже при всем желании некоторых геополитически озабоченных лидеров восточноевропейских стран.
Фактор Тимошенко
Для того чтобы не упустить исторический шанс, составной частью кампании по улучшению имиджа Украины должно стать освобождение Юлии Тимошенко. Этого требует обыкновенный raison d'Ėtat (государственный интерес) - как по внутренне-, так и по внешнеполитическим соображениям. Заключение Тимошенко - это изначально рискованный внутриполитический покер украинского руководства, поскольку ее арест усиливает поляризацию и без того разделенной страны и создает опасный прецедент, когда проигравшие на выборах политики оказываются в тюрьме. Более того, за последние месяцы этот факт для многих европейцев стал символом политического разворота Украины: для среднего европейца посадить за решетку главного оппозиционного лидера страны, да еще и женщину, неприемлемо само по себе. Некоторые западные наблюдатели, правда, высказывают мнение, что поведение Тимошенко не всегда было безукоризненным, но даже среди этих критиков мало кто сомневается в том, что арест, судебный процесс и тюремное заключение украинского экс-премьера являются проявлениями украинского авторитаризма, а не правового государства.
Заключение Тимошенко выглядит особенно сомнительным на фоне различных других регрессионных шагов Януковича и Ко начиная с 2010 г., таких как изменение Конституции и создание коалиции "тушек" в 2010 г., манипуляции предвыборных кампаний 2010 и 2012 гг., повторяющиеся "наезды" на независимые СМИ и т. д. Особенно удивило информированных европейских политиков и экспертов взятие под стражу бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко. Против Тимошенко, по крайней мере, были выдвинуты серьезные обвинения (хотя, по мнению ЕС, судебное разбирательство не было проведено в надлежащем порядке). Но мера наказания Луценко была в любом случае непропорциональна его предположительным правонарушениям - даже если бы они все без исключения подтвердились. Создается впечатление, что украинское руководство стало жертвой собственной пропаганды. Оно потеряло всякую меру в процессе преследования политических оппозиционеров и убедило себя в том, что тесные отношения с ЕС будут продолжаться, несмотря ни на что.
Украина на водоразделе
Одновременно с уникальным шансом подписания Соглашения об ассоциации в наступившем году Украина будет подвергаться серьезным рискам до следующих президентских выборов в 2015 г. По целому ряду ключевых вопросов жизни страны - экономического развития, финансовой стабильности, межэтнических отношений, энергетической безопасности, взаимоотношений с Россией - украинские государство и общество столкнутся с огромными вызовами, способными привести страну на грань коллапса. Для сплочения зарождающейся украинской политической нации в грядущие бурные времена подписание Соглашения об ассоциации может сыграть роль объединяющего фактора и необходимого проблеска надежды. Украинскую евроинтеграцию (по крайней мере, официально) поддерживают все значимые политические силы, большинство украинцев и почти вся интеллектуальная элита Украины. Будет печально, а в худшем случае трагично, если Украина упустит возможность определить, наконец, свое будущее.