Король Испании Филипп VI на минувшей неделе поручил лидеру социалистической рабочей партии Педро Санчесу сформировать новое правительство страны.
Такое решение монарх принял после того, как нынешний премьер-министр Испании Мариано Рахой, лидер Народной партии, отказался от попыток создания коалиционного правительства, в котором ему не было бы обеспечено кресло премьера. Напомним, что выборы, прошедшие 20 декабря 2015 г., дали Королевству самый фрагментированный парламент за последние сорок лет.
В коалицию М.Рахой приглашал социалистов и Гражданскую партию. Теперь же социалисты сами попытаются создать левую коалицию при поддержке более мелких политических сил, отстаивающих собственные позиции.
И, по-видимому, скорее готовы "завалить" коалиционные переговоры, чем искать пути к компромиссу с вероятными партнерами. Некоторые партии откровенно говорят о досрочных выборах, тогда как другие готовы искать варианты.
Попробуем зайти слева
Аналитики говорят, что шансов на появление левой или левоцентристской коалиции в Испании мало. Но П.Санчес пока демонстрирует оптимизм, для него нет ничего невозможного. Его возможности жестко ограничены списком потенциальных партнеров. Социалисты, у которых в новом испанском парламенте 90 мандатов, должны привлечь в коалицию как минимум еще две партии из представленных в Конгрессе депутатов.
Наиболее вероятными их партнерами выступают "Граждане - Гражданская партия" (Ciudadanos), у них 40 мандатов. П.Санчес уже провел с ними предварительные переговоры, но политическая арифметика - 90 социалистов и 40 "граждан" - не дает большинства в парламенте, состоящем из 350 депутатов.
Следующая политсила, с которой намерен вести переговоры лидер социалистов, - Podemos ("Мы можем!"). У нее 69 мандатов. Согласие этой левой партии войти в коалицию дало бы лидеру социалистов нужный результат. Но лидеры Podemos заявляют, что не поддержат социалистов, если они вступят в коалицию с "гражданами". В свою очередь, лидер Гражданской партии Альберт Ривьера заявил, что не потерпит в правительстве присутствия Podemos.
Решить такую непростую задачу и предстоит П. Санчесу в ближайшее время. Если Санчес может договориться с Ривьерой о реформистском кабинете с левым уклоном, то "встроить" в программу такого правительства популистские требования Podemos - практически невозможно.
Напомним, что это движение стало популярным у испанских избирателей благодаря своим требованиям отказаться от навязываемого со стороны Европейского Союза курса на экономию бюджетных средств и затягивание поясов в условиях финансового кризиса. Социалисты готовы поддержать этот тезис, но не могут принять идеи Podemos о возможности проведения референдума о независимости Каталонии.
Ранее Podemos также предлагала социалистам создать коалицию с участием третьей партии - лево-зеленой коалиции "Объединенных левых". Причем, лидер Podemos Пабло Иглесиас хотел получить в этом правительстве пост вице-премьера.
Социалисты, в свою очередь, ранее заявляли, что и речи не может быть о создании "большой" коалиции с представителями Народной партии, поскольку Мариано Рахой не отказался от своих амбиций возглавить правительство. Вариант замены М.Рахоя ради создания коалиции с социалистами не рассматривается представителями Народной партии.
М.Рахой в январе заявил, что даже если и будет создана левая коалиция под руководством Испанской рабочей социалистической партии (ИСРП), то она не будет в состоянии управлять страной и принимать важнейшие решения. Изменения в Конституции, например. Ведь большинство голосов в сенате, Верхней палате, Генеральных кортесах принадлежит Народной партии.
Патовая ситуация продлится долго. Ряд известных политиков призывают смириться с новой реальностью, сделать выводы. Член соцпартии с 1966 г., в прошлом Генсек НАТО и Верховный представитель по общей внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьер Солана, говорит, что испанцы устали от правительства, которое формировала одна партия.
"Как оказалось, эти партии (социалисты и народники. - А.К.) не изменились с течением времени. Испанцы свыклись с ситуацией и считали большой ценностью такого рода стабильность. Но опыт работы двух последних правительств, сформированных по принципу однопартийного большинства, оказались не очень положительными", - сказал Х. Солана, входивший в правительство социалистов в 1990-х гг.
Испанских социалистов упрекают за неготовность экономики страны к кризису 2008 г. "Народников" же, которые в последние годы исправляли ошибки предшественников, на декабрьских выборах избиратели наказали за коррупционные скандалы, за жесткое сокращение государственных расходов, за трудовую реформу 2012 г., существенно урезавшую состояние безработных. Их в стране теперь 21% - 4,8 млн. чел. Это худший показатель в ЕС после Греции. А если говорить о молодежи, то уровень безработицы среди них составляет 47,5%.
Самое главное, отмечают политические аналитики, обе крупнейшие партии утратили поддержку молодежи, среднего класса, наиболее активной части населения.
Из нынешнего политического кризиса, пожалуй, только два выхода. Первый вариант: лидер социалистов П.Санчес (или другой испанский политик) сможет сделать нечто невообразимое и создать коалицию. Второй: досрочные парламентские выборы с таким же непредсказуемым и неопределенным результатом, как и 20 декабря.
Согласно соцопросам, на внеочередных выборах испанцы проголосовали бы почти также, как и несколько месяцев назад. Это говорит о том, что испанское общество желает кардинальных изменений в Королевстве. О новом широком политическом соглашении ради обновления страны в Мадриде сейчас говорят много, вспоминая даже "Пакт Монклоа" 1977 г. (см. "ЗН" 28.08.2015 "Пакт Монклоа: урок для Украины).
Социалист Педро Санчес в январе отметил, что он в полной мере разделяет эти обновленческие идеи и поддерживает волю избирателя к переменам. Но вопрос в том, способен ли он воплотить все это в жизнь путем создания коалиции, пока открыт.
"Свиньи" возвращаются?
PIGS по-английски означает "свиньи". Но это еще и аббревиатура из первых букв английских названий Португалии, Италии, Греции и Испании - Portugal, Italy, Greece и Spain. Так в Брюсселе нарекли страны юга Европы в годы глобального финансового кризиса, начавшегося в 2008 г. Экономики этих стран оказались слабыми и незащищенными. Для стабилизации ситуации потребовались не только денежные вливания ЕС и международных финансовых институтов, но и серьезное урезание госрасходов, сворачивание социальных программ, жесткая финансовая дисциплина.
В последнем экономическом прогнозе Еврокомиссии, опубликованном 4 февраля, говорится, что после длительного перерыва страны PIGS снова угрожают росту экономики Евросоюза. Политики этих стран бросают вызов усилиям чиновников вернуть еврозоне финансовую стабильность, усилить фискальную дисциплину.
В частности, Брюссель уже сейчас предупреждает будущее испанское правительство, что в нынешнем году необходимо изыскать 8 млрд евро, чтобы "вписаться" в предусмотренные параметры дефицита бюджета - 2,8% от ВВП. Согласно последним оценкам европейских аналитиков, Мадрид может не справиться с этой задачей и выпасть за дозволенные рамки, допустив дефицит на уровне 3,6%.
Госдолг страны равен годовому ВВП, что также выше требований к странам еврозоны.
Это предупреждение Еврокомиссии можно расценивать как намек испанским социалистам и их лидеру П. Санчесу: не стоит нервировать партнеров по еврозоне, не надо заигрывать с Podemos, обсуждая возможность отказа от ранее подписанного правительством М.Рахоя "Пакта стабильности и развития", в котором определены параметры испанской экономики.
"Не хотим выступать судьями в испанской политике, у нас нет предпочтений (кто должен в итоге руководить страной)", - заявил еврокомиссар по экономике и финансам Пьер Московиси. Впрочем, одновременно он дал понять, что в Еврокомиссии настроены "весьма решительно" и не допустят, чтобы Мадрид попытался отказаться от следования ранее согласованному курсу.
По словам еврочиновника, в Брюсселе не удовлетворены темпами, которыми Испания урезает госрасходы, и потребует от нового правительства дополнительных усилий в этом направлении. Возникшие проблемы при формировании нового кабинета в Евросоюзе рассматривают как "риск и неопределенность". Но паниковать там пока не собираются, предпочитая дожидаться развязки кризиса. В конце концов, испанская экономика демонстрирует некое оживление и рост.
Тем временем, жесткая политика Брюсселя уже наталкивается на противодействие со стороны ряда стран. В частности, Греции и Португалии. В Афинах премьер Алексис Ципрас пытается не допустить дальнейшего урезания пенсий, а новое левое правительство в Лиссабоне приняло бюджет страны, который лишь после долгих размышлений одобрили в Брюсселе.
Еврочиновники признали: была реальная угроза, что Еврокомиссия впервые в истории отвергнет бюджет страны - члена ЕС, правительство которой проигнорировало предписания из "центра". Опасного для всей Европы прецедента удалось избежать только 5 февраля, путем сложных переговоров и уступок с обеих сторон.
Испания, четвертая по объему экономика Еврозоны, может оказаться куда более серьезной проблемой для Брюсселя, если новое правительство в Мадриде возьмет на вооружение греческий или португальский опыт для решения собственных проблем.
Это может случиться, если к власти в Испании придет слабое правительство. Оно будет пытаться выжить за счет популизма в условиях жесткого противостояния, когда молодые и активные партии - "Граждане" и Podemos - будут продолжать теснить на политической арене социалистов и народников. Альтернативой такому сценарию может стать фаза хотя бы временного примирения на основе широкого межпартийного сотрудничества, для чего лидерам придется умерить личные амбиции и забыть обиды ради взаимного доверия и консенсуса.